Похудеть до костей. Болезнь хороших богатых девочек

С Анной Николаенко мы познакомились на Московской международной книжной ярмарке. Она представляла первую в своей жизни книжку. Анна – не писательница. Она студентка. И анорексичка. Об этом, собственно, и пишет. Ее книга называется «Смертельная диета».

12 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2225 от 12 окт. 2007
fb615b1fab3942d2dac19916d3287bf0.jpg

С Анной Николаенко мы познакомились на Московской международной книжной ярмарке. Она представляла первую в своей жизни книжку. Анна – не писательница. Она студентка. И анорексичка. Об этом, собственно, и пишет. Ее книга называется «Смертельная диета».

Они не едят. Совсем. Обходятся соками, водой, черным кофе без сливок и сахара - два раза в день по стакану. Или просто – немножко едят, а потом вызывают рвоту. Потому что худеют. Потому что уверены, что у них «толстые колени, жирная задница, огромный живот и здоровенные бока». При росте 172 сантиметра Анна Николаенко весила 38 килограммов и мечтала только об одном: «сбросить весь этот жир», который она постоянно видела у себя, когда смотрела в зеркало.

~~Справка «В»
Анорексия – в буквальном переводе с латыни «отсутствие аппетита». Медики определяют эту болезнь как «расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом». Чаще всего анорексии подвержены девочки от 14 лет и старше и молодые женщины. Реже расстройство может возникать у мужчин.~~

Следи за моделями...

Еще анорексию называют модной болезнью - в буквальном смысле слова. Девушки-модели, худые как щепки, столь дорогие сердцу большинства модных кутюрье, - больны. На них идеально сидит любое платье, потому что на фигурах нет никаких выпуклостей. Врачи-психиатры уверены: в погоне за такой же ложной, разрекламированной по ТВ «идеальной» фигурой многие девочки-подростки становятся анорексичками.

- Под впечатлением от СМИ, опираясь на установленный обществом стандарт красоты, девушки отказываются от еды. В погоне за идеальным телом они месяцами голодают или блюют всякий раз после обеда, - рассказывает Анна Николаенко. - Мне однажды подруга мамы шутя сказала: ах, какая ты стала гладенькая! И ущипнула за бочок. Я не задумывалась до того дня, толстая я или худая. А после этих слов задумалась. И поняла, что мои 54 килограмма - это гора жира. Так я начала худеть…

Моя книга адресована людям, страдающим анорексией, булимией или просто сидящим на диетах. А также родителям и друзьям тех, кто подобно наркоманам подсаживается на «правильное питание», «лечебный голод» и неконтролируемое желание быть стройным.

«Я потеряла все». Из отзывов о книге

«Я сейчас даже не могу вспомнить тот момент, когда это все началось, когда вдруг я решила, что мне необходимо худеть. А потом отказ от еды, ежедневные 3-4-часовые тренировки до полного изнеможения, бесконечный подсчет калорий, вызывание рвоты, полное безразличие ко всему, кроме еды, к ней - только ненависть.

Я потеряла все и всех: молодого человека, друзей, работу, забросила учебу, мне стало безразлично абсолютно все!

Обмороки считала последствием недосыпания и усталости. Отсутствие месячных объясняла нервами. С мамой ругалась чуть не матом. Но мне повезло. Меня вовремя остановили. Причем насильно, сама я уже бы не смогла! Мама, брат и врачи вернули к жизни, и тогда я смогла трезво взглянуть на свои фотографии. Боже! Я проревела весь день... Ходячий суповой набор. От меня не осталось ничего! Вешалка, доска одним словом! Со всех сторон плоская!

Сейчас отчаянно пытаюсь набрать вес. И вот за месяц первые результаты, но все еще ужасно торчат лопатки и ребра. Я нормально питаюсь, начала есть сладкое! И вы знаете: жизнь прекрасна! Вокруг так много интересного!

Начала жить. Девочки, милые, выбирайтесь из этой ямы! Просите помощи».

~~Справка «В»
Наиболее типичные осложнения при анорексии: сердечная аритмия (чаще всего брадикардия, вызванная отсутствием калия и магния, а также прочих минеральных веществ и общего нарушения электролитов), обмороки, постоянное ощущение холода из-за замедленного пульса; выпадение волос, появление мелких волос на лице и на спине; эдемы вследствие недостатка белков; нарушение структуры ногтей; аменорея – отсутствие месячных; судорожные боли желудка; хронический запор; неусваиваемость лактозы. Депрессия, отсутствие интереса к жизни.~~

* * *

«5 лет назад у меня была анорексия, хотя не слишком запущенная. При росте 166 см я весила 41 кг, чувствовала себя ужасно, на всех злилась, думала только о том, как бы, не дай бог, не поправиться на грамм, хотя понимала, что уже очень худая. Сейчас я вешу 53 кг, и у меня до сих пор проблемы с питанием. Я постоянно боюсь поправиться и ничего не могу с этим поделать».

* * *

«Каждый раз, когда я вызываю у себя рвоту, мне становится очень хорошо, я перестаю чувствовать себя жирным поросенком. Я осознаю всю серьезность этого психического расстройства, но не могу остановиться, мне не важны какие-либо последствия».

* * *

«Как-то я заметила, что дочка стала интенсивно крутить обруч, по два часа каждый день, затем в течение нескольких месяцев очень-очень похудела - кожа да кости, начала подсчитывать калории, стала выглядеть просто ужасно. Никакие уговоры не помогали, все было бесполезно, это вызывало только слезы и агрессию. Это продолжалось полгода. Это был ад! Она не считала себя больной и в больницу идти не соглашалась...».

Книга «Смертельная диета» - отрывки из дневников Анны и комментарии врача-психолога Елены Романовой. Медики предупреждают: анорексия поражает, как правило, хороших девочек - беспроблемных, милых - ну просто мамина радость. Хорошо учится, посещает музыкальную школу или модный спортивный кружок, не ходит с подозрительными компаниями. Но - никаких интересов. Нет хобби, нет ничего, что могло бы наполнить жизнь. Именно потому, что девочка никогда не доставляла проблем, мама, как правило, не сразу замечает, что с дочкой неладно. Или - не замечает совсем. Анорексички изначально довольно худенькие, с хорошими фигурами. Полные девочки, как правило, до такого расстройства себя не доводят.

Немаловажно и другое: дети из бедных семей анорексией не болеют. Некогда им думать о такой ерунде. Анна Николаенко, например, учится на Мальте. У ее мамы слезы наворачиваются на глаза и дрожит подбородок, стоит только дочке начать рассказывать о болезни. Мама не хочет общаться с корреспондентами. Ее можно понять - Анна была на пороге смерти. И хотя сейчас Анна говорит, что поправляется, мама в этом не уверена.

- Книга основана на моих дневниках, переживаниях, на том, через что я прошла лично, - говорит Анна. - У меня было очень много эмоций, внутри все кипело, но поделиться ими было не с кем, дневник стал спасением, с ним я делилась самым сокровенным. Да, состояла и состою в закрытом сообществе анорексичек в Интернете, пытаюсь, чем могу, помочь девочкам. Меня не осуждают за то, что я написала книгу, понимают, многие поддерживают.

«Я буду худой как жердь». Из книги «Смертельная диета»

«Мой eating disorder уже настолько перешел границы допустимо объективных размышлений, что я перестала приравнивать пищу к жизненному топливу. Я вообще перестала пищу к чему бы то ни было приравнивать и воспринимаю ее просто как людскую прихоть и повод поговорить: «О, дорогой, а как насчет того, чтобы сегодня на ужин приготовить салат из крабовых палочек и отбивную в томатно-апельсиновом соусе? А может, нам заказать пиццу или еду из китайского ресторана?».

* * *

«Как-то был дождь, а мне безумно хотелось кофе. Бежать по лужам до ближайшего кафе возможным не оказалось из-за того, что моя сандалия расклеилась от воды. Поэтому я заскочила в «Макдональдс». Честное слово, чуть не выплюнула собственные кишки, когда смотрела на этих толстенных дам, которые засовывали в свой огромный, раздутый обжорством рот десятый за последние три минуты бигмак, запивая все «какаколой». Неужели нет чувства меры? Неужели их устраивают здоровенные жопы, которые тащатся вслед за их пятками? И потом такие дамочки пытаются говорить нам, что мы изводим свое тело, ходим полупрозрачные и страшные как смерть, от голодухи? Уж простите, я лучше буду худой как жердь и шататься на ветру от недоедания, чем каждое утро засовывать свой жир в корсет или антицеллюлитные колготки с эффектом подтяжки».

Потрясающе, но анорексички худеют не для того, чтобы нравиться мужчинам. Они вообще не думают о мужчинах и, как правило, расстаются со своими бой-френдами, когда начинают доводить себя до «идеальной фигуры».

Лечить анорексию ни в России, ни во всем мире пока что не научились. Это нервное, психическое расстройство - и если на Западе девочек-худышек кладут в дорогие клиники, то можете ли вы представить себе девочку из богатой семьи в российской психбольнице? Кроме того, уговорить анорексичку обратиться к врачу почти невозможно: они уверены, что здоровы, а болен мир вокруг. Поэтому, говорит Анна Николаенко, бывших анорексичек не бывает. Они могут научиться снова есть. Но страх поправиться будет с ними всю жизнь…

~~Совет от Анны Николаенко
- Иногда тебе кажется, что легче не есть вообще, чем есть правильно и умеренно? Ты либо голодаешь, либо объедаешься до тошноты, а потом чувствуешь себя ужасно, обещая самой себе, что завтра будешь сидеть на воде или обезжиренном кефире? Знакомо? Это и есть срыв.

Для того чтобы избежать этого, попробуй с вечера расписать меню на завтра. Тщательно продумай его. Напиши, во сколько, в каком количестве и где будешь есть. Постарайся следовать написанному на следующий день. Так ты будешь знать наперед, сколько калорий, жиров и углеводов ты съешь (если у тебя есть привычка считать их). Можешь написать такое меню на несколько дней. Награждай себя новой помадой или прической в салоне, если тебе удалось продержаться три дня, позже увеличь это время до недели.

Подумай, когда именно случаются срывы. Постарайся изменить ситуации, при которых ты обычно много ешь или вызываешь рвоту. Например, у тебя есть привычка по вечерам смотреть телевизор и много жевать, а потом бежать в туалет. Вместо этого поужинай до любимых ночных телепередач и попробуй сесть перед экраном без тарелки с кушаньем. Или вообще откажись от просмотра ТВ, лучше почитай книгу или сходи с друзьями в клуб.~~

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ