Семейство Криков: двадцать лет спустя. Повторится ли успех?

Свое 75-летие Приморский краевой академический театр драмы имени Горького будет отмечать, как и положено в таких случаях, - на сцене. Весь октябрь расписан чуть ли не по минутам...

12 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2225 от 12 окт. 2007
52ff6d58801ae05c5c4858cf1dbb1a34.jpg

Свое 75-летие Приморский краевой академический театр драмы имени Горького будет отмечать, как и положено в таких случаях, - на сцене. Весь октябрь расписан чуть ли не по минутам: уже состоялась запись ток-шоу «Без антракта» (запись проходила на малой сцене театра, участие в ток-шоу приняла и ваша покорная слуга); впереди - научно-практическая конференция, выставки в галерее Portmay и музее имени Арсеньева, презентация новой книги Татьяны Батовой и Галины Островской, посвященной театру. Но главное, конечно, - спектакли.

В конце месяца искушенному зрителю выпадет редкая возможность увидеть сначала бенефис заслуженных артистов России Ларисы Белобровой, Светланы Салахутдиновой, Владимира Сергиякова и Александра Славского, затем - творческий вечер Ефима Звеняцкого и наконец - грандиозное юбилейное шоу театра. Репетиции близятся к завершению. Но первый шаг на пути уже сделан: 5 октября театр открыл сезон премьерой - восстановленным спектаклем «Биндюжник и Король» по мотивам произведений Исаака Бабеля «Закат» и «Одесские рассказы».

Восстановление спектакля, который когда-то прогремел, да как прогремел, - всегда опасно. В первую очередь желанием второй раз войти в одну и ту же воду. Понятно желание главного режиссера и художественного руководителя театра Ефима Звеняцкого вернуться к постановке, которая, как он сам признавался, занимает особое место в его сердце.

Тогда, в 1989-м, «Биндюжник и Король» - это было нечто! Такого размаха, таких красок, музыки, танцев Владивосток попросту еще не видел. Великолепный, фактурный Александр Пономаренко - Мендель Крик, молодой, стильный красавчик Александр Славский - Беня Крик… Все признавали, даже те, кто отрицательно относится к мюзиклам: спектакль стал спасением для театра, привлек зрителя в зал. Собственно говоря, «Биндюжник и Король», можно считать, стал точкой отсчета для нового курса театра: зрелище и еще раз зрелище.

~~Справка «В»
Впервые музыкальный спектакль «Биндюжник и Король» был поставлен на сцене театра в 1989 году. Продержался в репертуаре 13 лет, став своего рода визитной карточкой театра. Спектакль был награжден в 1992 году на I Международном фестивале театрального искусства стран Тихоокеанского региона, в 1994-м на фестивале, посвященном 100-летию театра в Хабаровске, получил I премию.~~

И вот прошло почти 20 лет. Публика привыкла к ярким, наполненным музыкой, танцами, фантастическими костюмами спектаклям: «Тетка Чарлея», «Доходное место», «Мафиози», к фееричным «Шоу Ефима Звеняцкого». И потому, увы, следует признать: бомбой восстановленный «Биндюжник и Король» не станет. Он вольется в ряд таких же ярких постановок. И займет среди них первое место. Потому что как ни крути, а зрелище все-таки фантастическое. На сцене, задействованной полностью, - живой оркестр. В массовых сценах занята практически вся труппа. Костюмы, песни, танцы - вечер в угаре, знаменитая Молдаванка во всей своей красе! Именно так, наверное, мы и представляем себе Одессу, описанную Бабелем: шумная, криминальная, экзотичная, пряная. Здесь, на этом кричащем фоне, и разворачивается действие.

На минуточку. «Закат» Бабеля - рассказ несмешной, скорее даже наоборот. И если подойти к делу не с точки зрения зрелища, получится то, что поставил театр имени Маяковского - почти трагедия. Но «Биндюжник и Король» - мюзикл. На великолепную музыку Журбина. И потому от «Заката» в сюжете - рожки да ножки. Но от мюзикла и требовать большего не нужно! Здесь правят другие законы. Здесь поют, танцуют и рисуют каждого из персонажей широкими мазками, красками такими, чтобы не затерялся на пестром фоне.

Актерские работы в «Биндюжнике и Короле» неоднозначны. И, говоря о них, главное - избегать сравнений с тем, 20-летней давности, составом. Двойра (Светлана Салахутдинова) настолько комична, что каждый жест, каждое слово вызывает живой отклик в зале. Александр Славский, на этот раз исполняющий роль Менделя, одновременно и трагичен, и яростен, и почти не смешон. Он - мужчина, стремящийся за ушедшей молодостью, мечтавший всю жизнь «простоять на солнцепеке» и не желающий мириться с неизбежной старостью. Беня в исполнении Александра Белоконя - стильный и почти современный, эдакий овеваемый ветрами романтики бандит. Нечто в стиле «Радио Шансон». Владимира Сергиякова лично я узнала в гриме едва ли не к середине спектакля, такой жгучий красавец его Сеня-Топун. Показательно, что при таком большом количестве актеров на сцене ни один из главных героев не тонет, не теряется в толпе: Лариса Белоброва, Николай Тимошенко, Наталья Музыковская, Александр Запорожец, Михаил Марченко - каждый смог сделать своего героя индивидуальностью.

«Биндюжнику и Королю» на сцене Приморского академического, наверное, суждено навеки быть тем спектаклем, вокруг которого будут ломаться копья мнений критиков и зрителей. Кто-то будет выходить из зала, очарованный и полный восторга, кто-то не примет и не поймет. Будут и те, кто неизбежно станет сравнивать… А кто-то просто не решится прийти на новую постановку, бережно храня в памяти тот, образца 1989 года, спектакль. Первый грандиозный мюзикл на приморской сцене. Повторится ли успех? Посмотрим… Впереди - юбилейный сезон, и значит, нас ждет еще немало интересных премьер. Как там поют актеры в самом начале? «Время идет, пусть идет»? Все верно…