Шантаж в желтых тонах. Картины приморских художников – в китайском плену
Сто тридцать семь картин известных приморских живописцев, мэтров - Кирилла Шебеко, Владимира Медвецкого, Марии Холмогоровой, Виктора Убираева и многих других незаконно захвачены и удерживаются в китайском городе Сиань частной компанией «Rosschina». Руково
Сто тридцать семь картин известных приморских живописцев, мэтров - Кирилла Шебеко, Владимира Медвецкого, Марии Холмогоровой, Виктора Убираева и многих других незаконно захвачены и удерживаются в китайском городе Сиань частной компанией «Rosschina». Руководители компании угрожают, что скорее изрежут полотна на куски, чем вернут в Россию.
Начиналось все почти идиллически. К Людмиле Убираевой, председателю Приморского отделения Cоюза художников России обратились представители китайской компании «Rosschina» с предложением поработать в городе Сиань - писать портреты местных чиновников и бизнесменов. В Поднебесной огромен интерес к русскому искусству, к классическому стилю, а приморские художники - люди не настолько богатые, чтобы отказываться от выгодного предложения. Подкупал и тот факт, что «Rosschina» для своей русской жены Елены Гориной организовал китайский бизнесмен Чжао Ци. Сама Елена родом из Владивостока, здесь живет ее мать, Галина. Подумайте, какая милая картинка: наша соотечественница выступает почти в роли мецената.
В Сиань Людмила Убираева привезла около 20 собственных работ. Была организована выставка, она прошла с большим успехом. На этой волне китайцы и предложили организовать мероприятие куда более солидное - большой вернисаж работ приморских художников. Вместе с Людмилой Тимофеевной руководство «Rosschina» приехало во Владивосток и лично отобрало картины (ориентировочная стоимость в совокупности - 150 тысяч долларов).
- У нашего союза есть прекрасный опыт работы с китайской стороной, - говорила на пресс-конференции Людмила Тимофеевна. - Мы провели выставку в Харбине, например, от пребывания в этом городе остались фантастические впечатления! И потому не возникло ни тени сомнения…
Выставка в Сиане прошла не просто на «ура», она прогремела! Число посетителей можно было назвать рекордным, а пресса не скупилась на похвалы. Правда, Людмиле Убираевой показались совершенно дикими те цены, за которые устроители выставки хотели продавать картины (разумеется, часть работ вывозилась в Китай на продажу). Они были заоблачными. Когда же Елена и Чжао наотрез отказались подписывать договор о принятии картин после выставки и до отправки в Россию на ответственное хранение, появились серьезные подозрения: дело нечисто…
Ножом по «Портрету отца»Елена и Чжао вдруг заговорили о том, что клиенты, чьи портреты писала Людмила Убираева, недовольны. Потом перестали платить за уже готовые работы (всего за время пребывания в Китае было написано 12 работ - 6 сдано, 4 не оплачены, но готовы, 2 почти готовы), отговаривались: вы пишите, деньги завтра принесем. «Завтраки» стали хроническими.
Людмила Убираева приняла решение разорвать контракт с китайцами и покинуть Сиань вместе с 137 работами приморцев. Вот тут-то вечер перестал быть томным. Китайцы сказали: вы, конечно, уезжайте, если приспичило, а картины мы не отдадим. Фиг вам. Нам они и самим нравятся.
Дальше началось что-то совсем уж несусветное. Из гостиничного номера Людмилы Тимофеевны убрали стационарный телефон. Потом навеки замолчал выданный китайской стороной сотовый. Отключили Интернет. Представители «Rosschina» требовали подписать какие-то документы на китайском, содержание которых переводчик (опять же нанятый «Rosschina») излагал крайне туманно. Когда Убираева подписать отказалась, в дело пошли угрозы. Без связи, без знания языка Людмила Тимофеевна оказалась в жуткой ситуации. Ей на помощь пришли русскоязычные студенты из бывшего СССР, учившиеся в университете Сианя и жившие в той же гостинице: купили новую сим-карту. Людмила Тимофеевна связалась с Владивостоком, где начали действовать ее родные: дочь, муж и представители СХ. Они связались с МИД России, обратились в посольство в Пекине. Дочь звонила Елене Гориной и ее матери, но от Елены получила в ответ невразумительное «дааа? Ну-ну», а от Галины Ивановны - только сочувственное: мне очень жаль.
- Мы, разумеется, принялись стучать во все инстанции, - говорит исполнявший на тот момент обязанности председателя ПСХР Евгений Макеев. - В посольстве нам ответили, что в спор двух частных лиц вмешиваться не могут, но постараются помочь в организационных вопросах.
Меж тем в Китае представители «Rosschina» перестали стесняться совсем. Было сказано: работы не вернем. А будете выпендриваться, вот ножичек, небольшой такой, видите? Им-то и порежем на лоскутки ваши картинки. Художница обратилась в полицию Сианя. Пришедший на встречу с Чжао Ци полицейский выслушал обе стороны (китайцы заявили, что КУПИЛИ лично у Убираевой все 137 картин), потом попросил Людмилу Тимофеевну принести ее оригинал контракта. Взял в руки. Тут же жестом волшебника Чжао Ци вытащил из пиджака пачку денег - 4000 долларов, вручил их полицейскому (со словами: «Через вас передаю госпоже Убираевой ее гонорар») и предложил ему и художнице убедиться, что пока с картинами ничего не случилось. Когда все трое вернулись из сейфовой комнаты, где хранились картины, полицейский сделал круглые глаза и сказал, что ни контракта, ни денег видеть не видел. Таким образом документов, подтверждающих ее правоту, у Людмилы Тимофеевны не осталось. Чжао и Елена практически перешли на шантаж: ты никому ничего не докажешь, хочешь себе добра - сиди тихо и рисуй, что собиралась, может, тогда мы и вернем выставку.
- Мы умоляли маму вернуться домой, - голос Елены Лизавенко, дочери Людмилы Тимофеевны, дрожит. - Понимали, что речь уже идет о ее безопасности. Она не соглашалась до тех пор, пока не начались угрозы порезать уже не картины, а ее…
В Пекине, где по дороге домой Людмила Тимофеевна обратилась в посольство лично, ее настигла печальная весть. Чжао Ци и «Rosschina» частично выполнили свою угрозу. И показательно покрошили в капусту картину Убираевой «Потрет отца» - эту работу Людмила Тимофеевна привезла не для продажи (ее отец, знаменитый график Тимофей Кушнарев, ветеран войны, ушел из жизни, и портрет был семейной реликвией).
Детектив с политическим привкусомЭта отвратительная история имеет простое объяснение. Китайцы интересуются русским искусством, охотно его покупают. Видимо, Чжао Ци и Елена Горина решили, что самый простой способ разбогатеть - присвоить и продать. Что куда выгоднее, чем вести бизнес честно. Заметим, что никакие «годы Китая в России и России в Китае» не помешали нашим соседям вести себя столь нагло. Почему-то кажется, что с американскими или там французскими художниками подданные Поднебесной такого свинства себе не позволили бы.
- У меня сейчас только одно чувство, - говорит Людмила Убираева, - разочарование и обида. Если к нам в Союз художников обратятся представители Китая с просьбой провести выставку, боюсь, наша реакция будет неадекватной. Международным отношениям в этом смысле нанесен огромный ущерб, доверие исчезло…
В данный момент ситуация выглядит следующим образом: картины по-прежнему в Китае. Приморский союз художников оформляет доверенность на имя компетентного чиновника, который отправится в Сиань и при содействии китайских властей вернет наше достояние на родину. Это пока единственный возможный вариант. Главное, чтобы в руках представителей «Rosschina» снова не оказался ножичек…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ