Жизнь очень коротка. Сколько еще ждать светлого будущего?
Свершилось наконец - как и было обещано некоторое время назад, базовая часть трудовых пенсий с 1 октября приобрела новый объем и составляет ныне в среднем 3561 рубль, за год (!) она выросла на 464 рубля. Создалось впечатление, что глава Пенсионного фонда
Свершилось наконец - как и было обещано некоторое время назад, базовая часть трудовых пенсий с 1 октября приобрела новый объем и составляет ныне в среднем 3561 рубль, за год (!) она выросла на 464 рубля. Создалось впечатление, что глава Пенсионного фонда России Геннадий Батанов говорит об этом с огромной гордостью.
По этому случаю громко протрубили фанфары. И многие политики с удовольствием повторили расхожую истину - мол, о нравственном состоянии общества судят по тому, как живут дети и старики. А в нашей стране, теперь всем известно, заботятся и о тех, и о других.
Спорить не приходится - детям наконец-то стали уделять внимание. Похоже, чиновничьи головы в конце концов поняли, что подрастающее поколение - это будущее России. Какие семена посеем - такие плоды и соберем. Ну а о стариках вполне можно только для вида позаботиться. Много ли им надо? Главное - правильные слова сказать, как сделал это новый премьер-министр Виктор Зубков, заявивший: «Так жить, как сейчас, нельзя. Нельзя людям жить на 2800 рублей и платить 2000 за коммунальные услуги». Ну и кто из пенсионеров с ним не согласится? Только вот жить-то приходится, вернее не жить - существовать. Потому что не только за квартиру необходимо платить, но и за лекарства, без которых пожилым людям никак, и за продукты, от которых тоже невозможно отказаться. Сегодня на ценники смотреть страшно даже работающим людям. Пенсионерам же и маленький кусочек сыра нынче не по карману. На днях наши корреспонденты прошлись по рынкам и магазинам - стремительный рост цен на «молочку» повергает в уныние самих продавцов, стремительно теряющих покупателей, ну а у бабулек слезы на глаза наворачиваются.
- Правительство ждет, пока мы все вымрем, - с горькой обидой констатировал Иван Сергеевич Попов, позвонивший в редакцию «В». Конечно, это слова отчаяния, но понять человека можно. Ведь реальное повышение пенсий - это не просто их индексация в связи с инфляцией, а существенный рост. Индексацию повышением называть нельзя. Ни для кого не секрет, что большинство пожилых людей у нас бедствует. Социологические опросы свидетельствуют, что среднестатистический россиянин считает минимально необходимым размер пенсии в 8000 рублей, а не 3,5 тысячи, как сейчас. Получается, что для нормальной жизни размер государственных выплат должен возрасти в 2-3 раза. Наш народ об этом даже и не мечтает, поэтому и работают люди до глубокой старости, пока сил хватает. Правда, не нужны они уже как высококвалифицированные специалисты, поэтому среди уборщиц или «экономок» частных фирм не редкость увидеть бывшего экономиста, инженера, учителя. Эти люди всегда надеялись на свои силы, профессионализм, интеллект - нищими им быть стыдно, как стыдно и принимать материальную поддержку детей, пусть даже обеспеченных. Они гордые. Ну а те, кто не считает гордость добродетелью, нередко просто одиноки - рады бы получать добавок к пенсии от отпрысков, да не создали семью, не родили детей, а может быть, просто их потеряли. Кому одинокий старик нужен? От него ведь даже в больницах открещиваются - мол, вылечить уже невозможно, а для поддержания жизнедеятельности нужны другие учреждения, которых у нас, к сожалению, нет.
Пенсионер по сути своей не иждивенец - это человек, долго и тяжело работавший, всю жизнь считавший копейки от зарплаты до зарплаты, здоровье свое положивший на процветание страны. И при этом он беден. Потому что борьба с нищетой идет в России очень уж медленно. При этом лукавая статистика убеждает, что наполнить потребительскую корзину способен индивидуум даже с минимальной пенсией. Можно было бы с этим согласиться, но тогда придется признать, что достойному человеку, имеющему немалый трудовой стаж, достаточно пары штанов и дешевых китайских сапог на несколько лет, что пол-яйца в день - это норма здорового питания.
Многие пенсионеры занимали когда-то хорошие должности, работали бухгалтерами, руководителями небольших предприятий, поэтому они, впав в нищету, резонно задаются вопросом: «Почему в Стабфонде и золотовалютных запасах хранится более 14 триллионов рублей, а выплаты за трудовой стаж составляют такой мизер, какой даже озвучивать стыдно?». Особенно тяжело становится на душе наших стариков, когда они видят сытых и довольных мадам и месье, спускающихся с трапа роскошного круизного судна. Да, иностранцы тоже много работали, да, они вкладывали средства в негосударственные фонды, но при этом сумели накопить на кругосветное путешествие, чтобы в конце жизни наслаждаться ею. У нас же бесконечные реформы ни к чему хорошему еще не привели.
При этом интересен менталитет старшего поколения россиян. Многие из них по-прежнему верят в доброго батюшку царя. Десятилетия прошли, всевозможные катаклизмы страну не раз перетряхнули, а вот убрали ненавистного Зурабова, женщин во главе пары министерств поставили, нового премьер-министра назначили, и уже надежда затеплилась - эти могут жизнь к лучшему изменить. Согласно социологическим исследованиям почти каждый второй россиянин считает, что повышение пенсий - заслуга президента, 27 процентов респондентов убеждено, что это произошло благодаря деятельности правительства. А если в правительстве произошли перемены, значит, пенсии и еще подрастут. Вот и Виктор Зубков так умно вещает: «Качество жизни наших людей должно соответствовать уровню макроэкономических показателей, которые Россия успешно демонстрирует в последние годы».
Этими устами да мед бы пить. Впрочем, если не грезить о прекрасном будущем, жить невозможно. В него старшее поколение всегда верило безоговорочно. Может быть, потому и выдержало многие годы лихолетья и потрясающих все перемен. Так что и сейчас, сдержав слезы при виде новых ценников на продукты, пересчитав возросшее на гроши государственное пособие, наши старики пососут валидол и продолжат свято надеяться на будущие надбавки. Такие уж они люди, железные.
Автор: Галина Кушнарева Михайловна