Судоремонтники ищут новые стимулы оплаты труда
В ОАО “Владивостокский судоремонтный завод” более двух месяцев назад начала действовать новая система стимулирования труда инженерно-технических работников, в основу которой положено обеспечение более полной загрузки производственных мощностей, а главное - достижение лучших финансовых результатов работы всего предприятия.
В ОАО “Владивостокский судоремонтный завод” более двух месяцев назад начала действовать новая система стимулирования труда инженерно-технических работников, в основу которой положено обеспечение более полной загрузки производственных мощностей, а главное - достижение лучших финансовых результатов работы всего предприятия.
Как и многие другие предприятия, “ВСРЗ” сегодня переживает далеко не лучшие времена. Будучи практически “чистым” перед бюджетом, он в то же время имеет огромную дебиторскую задолженность - более 16 млрд. рублей. Судоремонтникам все сегодня должны - “Владморпасс”, колхоз им. Чапаева, “Русская судоходная компания”, небезызвестная “Инаква”... И все же завод, оформляя иски в арбитражный суд на должников, вынужден брать те немногие заказы по своему основному профилю, за которые ему могут и не заплатить, искать их “на стороне” (оказывать услуги по ремонту оборудования ТТУ, ТЭЦ-2, Водоканалу и пр.). Но даже с этими заказами загруженность производственных мощностей “ВСРЗ” еще недавно составляла менее 60 процентов. По этой причине с завода многие были вынуждены уволиться - за последние годы за проходную ушла почти четверть кадров, а внутренний долг по зарплате оставшимся судоремонтникам составляет около 3 млрд. рублей...
Естественно, в этой ситуации надо было что-то предпринимать, искать, как принято было раньше говорить, “внутренние резервы”. На предприятии осознали, что на снижение объемов производства работ повлияло не только плачевное финансовое состояние большинства судовладельцев и размещение заказов в других странах, но и в какой-то мере “нерасторопность” в поиске заказов и обеспечении полной платы за их выполнение со стороны самих специалистов предприятия. Тут, кстати, “вспомнились” такие подзабытые за время рынка понятия, как эффективность производства, необходимость производить судоремонтные рыботы более качественно и быстро, соблюдать трудовую дисциплину...
Короче говоря, генеральный директор акционерного общества Феликс Сасс издал приказ, согласно которому с 1 июля на заводе вводился новый механизм оплаты труда ИТР. Суть его простая: как и рабочие, заводские специалисты (более 250 человек), условно говоря, переводились на сдельщину - их зарплата напрямую привязывалась к фактическим объемам выполненных работ каждым подразделением “ВСРЗ”. За “единицу измерения” этих объемов принят так называемый сметный час, то есть норматив. Дальше так: больше этих сметных часов “наберет” какой-то конкретный участок при том, что работа выполнена быстро и качественно, значит, выше будет и зарплата ИТР на этом участке. При этом особенно повышается требовательность к руководителям подразделений, они должны не только найти заказчика и обеспечить выполнение всех работ в срок, но и непременно добиться своевременной и в полном объеме оплаты заказа. Зарплата заводским специалистам может быть выдана лишь после того, когда деньги “придут” на расчетный счет завода. (Кстати, средняя зарплата ИТР на предприятии - 1,2 млн. рублей, рабочих - 0,8-1,5 миллиона.)
На предприятии подсчитали: чтобы работать не в убыток, месячный объем работ должен составлять не менее 3 млрд. рублей, при том, что все они должны быть оплачены на 100 процентов и по возможности в срок. На деле получалось следующее: в мае завод произвел работ на 1,8 млрд. рублей (те самые 60 процентов загрузки производственных мощностей), деньги получил не полностью. В июне-июле - на немногим более 2 миллиардов. Только в августе завод вроде бы как “перепрыгнул планку” - выполнил работ на 4 млрд. рублей...
На вопрос, можно ли рост объемов производства связывать с новой системой стимулирования труда, главный инженер “ВСРЗ” Виктор Соломенник ответил в том смысле, что еще рано говорить о каких-то результатах изменения подхода к оплате труда инженерно-технических работников.
- Пока только идет “притирка” системы, - сказал он. - Сейчас можно говорить лишь о том, что падение объемов производства на заводе приостановилось, - и то хорошо. О конкретных результатах можно говорить лишь в конце года.
Действительно, с выводами торопиться еще рано. Но то, что происходит сейчас на “ВСРЗ”, по меньшей мере любопытно и может представлять интерес для других предприятий.
Автор: Виктор КОРЫТКО, “Владивосток”