Детская группа риска. Лишите мою маму родительских прав

О безответственных мамашах, бросающих своих несмышленышей в роддомах и скверах, о жестоких папочках, отказывающихся от собственных детей, наслышаны мы немало. Но есть и обратная сторона у этих историй - иногда сами дети просят отправить их в детский дом.

28 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2217 от 28 сент. 2007
7a192b40300f4386e73dc1321fe63e7f.jpg


О безответственных мамашах, бросающих своих несмышленышей в роддомах и скверах, о жестоких папочках, отказывающихся от собственных детей, наслышаны мы немало. Но есть и обратная сторона у этих историй - иногда сами дети просят отправить их в детский дом. Потому что нет больше никаких сил жить без любви и заботы.

На днях такое заявление со словами «Прошу лишить мою маму родительских прав» написала 14-летняя девочка, живущая сейчас в социально-реабилитационном центре «Парус надежды».

Есть в этом центре отделение круглосуточного приема, временного содержания и перевозки несовершеннолетних, созданное в 2000 году. За это время реабилитацию в нем прошли уже 4133 ребенка, которые были перевезены к месту постоянного проживания. Их привозят с вокзалов, помоек, базаров. Не новость? Безусловно. Но вдумайтесь в цифру - среди этих детей 842 девочки. В первые шесть месяцев этого года маленьких представительниц прекрасного пола в общем числе воспитанников было уже 29 процентов. Особенно быстро росло их число с 2005 года.

Когда это отделение только собирались открыть, сотрудники «Паруса надежды» ломали голову, как разместить девчонок и мальчишек, контингент, как известно, чрезвычайно сложный. Однако специалисты успокоили - мол, девочек единицы. Так оно и было до некоторых пор, сейчас с трассы довольно часто привозят маленьких красавиц, за плечами у которых правонарушения, алкоголизм, наркомания, сексуальная эксплуатация. Теперь уж точно для них нужно отдельное помещение. И не только - необходимо открыть специальное отделение для девочек группы риска. К счастью, именно это предусматривает краевая целевая программа «Комплексные меры профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае» на 2007-2009 годы.

«Мы посчитали необходимым программный подход к данной проблеме», - рассказала директор центра Татьяна Гольцова. Поэтому для девочек разработали специальную программу «Будущие мамы», ведь прежде всего необходимо позаботиться о репродуктивном здоровье воспитанниц и изменить их морально-нравственные приоритеты. Работают здесь в тесном контакте с сотрудниками СПИД-центра, врачами кожно-венерологического и наркологического диспансеров, с комиссиями по делам несовершеннолетних.

Довелось встретиться в «Парусе надежды» с красивенькой 12-летней бродяжкой. Вот уж чьей судьбе не позавидуешь, хотя в центре говорят, что история эта достаточно типичная. Малышка уже успела полежать в психбольнице и в кожвендиспансере. Немудрено, ведь маму дочь перестала интересовать давно. Девочка скиталась по знакомым, целые дни проводила на улице. Последствия такой жизни можно не объяснять. Сейчас решается вопрос о ее дальнейшей жизни, скорее всего, в детском доме, ведь даже бабушка, к которой она так рвется и которая отличается «особым образом жизни», не сильно стремится взять внучку к себе, да и возраст у нее преклонный. При этом в голове у самой девочки происходит какой-то мыслительный процесс, заставляющий ее рассказывать сказки о своей прошлой жизни. Она с удовольствием поведала о том, что в школе больше всего увлекалась математикой и граждановедением, что никогда не курила, не пила спиртное, не нюхала отраву, что всегда по утрам приходила на уроки. При этом удрученно наклонила голову: «Не помню, чтобы мама меня когда-нибудь любила. Я несколько раз приходила в милицию, просила, чтобы меня отправили в детский дом». Эта маленькая красавица еще и стихи пишет: «Жизнь такая штука - везде всегда разлука: на улице с друзьями и в картах с королями… Дом за версту. Поссорился ты с мамой. Потом поймешь, что нет на свете самой-самой, любимой твоей мамы».

Больно за ребенка. Хорошо, что в центре есть психологи, нарколог, дефектолог, есть профессионалы, которые могут что-то сделать для девочки. Не менее важно и то, что по краевой целевой программе выделены деньги на организацию специального отделения для таких детей. Татьяна Гольцова считает, что им обязательно нужно организовать швейную мастерскую и кабинет домоводства, чтобы не просто на словах воспитывать настоящих мам и хороших хозяек, а «смоделировать» счастливое будущее нынешних бродяжек. Есть надежда, что запланированные по программе 9 млн. руб. помогут запустить новый проект в 2009 году. К тому же опыт работы с такими детьми в центре уже есть. Если в первые годы сотрудники буквально сбивались с ног, потому что кто-то из привезенных милицией детей грозился порезать вены, другой бил стекла, третий нападал на окружающих, то теперь взрослые научились справляться с агрессией, да и сами ребятишки стали вести себя спокойнее - похоже, по собственным каналам передают, что в «Парусе надежды» жить можно. Ну а если воспитатели на что-то жалуются, директор центра отвечает: «Значит, это мы плохо сработали, мы не сумели найти ключик к ребенку, ведь наш центр существует именно для таких детей, которым необходима помощь».

Сейчас в «Парусе надежды» с нетерпением ждут автобус, который также поступит в центр по краевой целевой программе. Одно время обыватели говорили сотрудникам: «Зачем он вам? Куда кататься будете? Ваши воспитанники и так лучше иных семейных детей живут». Не кататься им нужно, а вывозить детей, потому что многие ничего еще в жизни не видели и с нормальными людьми практически не общались, крутились лишь в пьяной бессмысленной среде. Пока еще воспитанникам приходится, добравшись на электричке до центра, пешком отправляться в цирк. Спасибо, руководство железной дороги возит их бесплатно. Но насколько комфортнее станут экскурсии на собственном автобусе! Этим детям нужно многое показать, чтобы из их памяти стирались такие воспоминания: «Папа пьет, бабушка пьет, брат повесился, сестра от передоза умерла».

В краевой программе «Комплексные меры профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае» отдельной строкой выделена закупка компьютеров для детских учреждений. В «Парусе надежды» тоже два скоро установят. Этим детям нужно все то же, что есть у ребят, живущих в благополучных семьях. Может быть, тогда они быстрее будут адаптироваться в жизни, не будут стремиться «на волю». Пока же, к величайшему сожалению, число беспризорников в некоторых районах неуклонно увеличивается: из Артема в прошлом году в центр привезли 51 ребенка, за шесть месяцев этого года - 43, из Владивостока тоже уже 43, но за весь прошлый год их было 51, из Надеждинского района в 2006 году - 39, нынче - 52. При этом из Лесозаводска, Спасска и Спасского района детей стало поступать меньше. Трудно однозначно сказать, что на это влияет. Может быть, и то, что в более-менее благополучных районах многие специалисты наконец поняли: в основу профилактической и реабилитационной работы нельзя класть административно-карательный подход - права и интересы детей следует в первую очередь защищать, оказывать им помощь.

Там, где это понимают, дети начинают преображаться. По крайней мере в «Парусе надежды» бывшие бродяжки ставят спектакли по собственноручно написанным сценариям. Например, «Бедная Лора» - о девочке, которая курила и пила. Теперь «ее почки плачут, а печенка стонет». Пусть хоть в такой форме анализируют произошедшее с ними. Ну и, конечно, пусть работает краевая программа - детей, которых необходимо адаптировать к нормальной жизни, у нас пока еще хватает.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна