Иди и смотри
Когда некто неподкупный и всеведущий будет взвешивать добрые и плохие дела Сергея Дарькина, он, конечно, напомнит ему невыполненное обещание обеспечить приморцам поездки в Китай на собственных машинах. Но, поворчав, скажет: «Ладно, зато ты каждый год про
Когда некто неподкупный и всеведущий будет взвешивать добрые и плохие дела Сергея Дарькина, он, конечно, напомнит ему невыполненное обещание обеспечить приморцам поездки в Китай на собственных машинах. Но, поворчав, скажет: «Ладно, зато ты каждый год проводил кинофестиваль»…
Сегодня не буду комментировать церемонию его открытия - отдельная тема. Разговор о том, что фестиваль дал возможность погрузиться в любимое дело дюжине-другой владивостокских киногурманов: вот задумался, прикорнув на диванчике в фойе «Океана», Юра Стройков, а статный Юра Гончаров ехидно что-то комментирует доверчивой барышне. Стройков и Гончаров - вопросительный и восклицательный знаки фестиваля. Они входят в отборочную комиссию, да и в деле присуждения наград их голоса - не последние.
Спасибо им. Последние пять лет во Владивосток привозят новое кино со всего мира. Его никогда не увидеть, если бы не этот фестиваль. А те кинодеятели, которых черт дернул прикатить во Владивосток на кинофестиваль, чтоб поездка не оказалась напрасной, вставляют Владивосток в свои новые фильмы. Так наши улицы попали в корейский боевик, а сопки и бухты в австралийскую драму. Этот «промоушен» окупает все бюджетные деньги, вложенные в кинофестиваль.
Но люди, которые на фестивале отвечают за рекламу, почему-то не смогли разжечь любопытство владивостокской публики. Он остался игрушкой киноэлиты и не стал «любимым» для владивостокцев. На одну игру «Луча» приходит людей больше, чем за неделю на фестивальное кино. На сеансах и встречах с актерами и режиссерами - залы, сказать «полупустые» - это сильно преувеличить. Даже в воскресенье вечером в «Океане» на свежем фильме скандального французского режиссера Брюно Дюмона, который в этом году возглавляет жюри фестиваля, зал зиял пустыми креслами. И это в городе, где одних студентов пятьдесят тысяч, не знающих, как бы развлечься. Но нет, ажиотаж публики подогревают сказками, мол, Брюс Уиллис «обещались быть-с». Тут надо четко разделить. Кабы даже мистер «Крепкий орешек» приехал, собралась бы толпа на него поглазеть, но в кинозалы на фестивальное кино эта публика все равно бы не пошла. Там другое кино показывают. Некоммерческое. Неразвлекательное. Тебя не щекочут и не пугают. Тебе показывают иногда очень простые истории и ждут, что ты над ними задумаешься.
Вот Брюно Дюмон. Что, в Каннах дураки в жюри сидят, что дают ему главные призы? Дюмон ищет новый киноязык. Он снял «29 пальм» - один из самых вызывающих фильмов последнего времени. Во Владивостоке Дюмон показывает «Фландрию». Такое «антивоенное кино». Герои в своей любви деромантизированны, а на войне - дегероизированны. Дюмон, должно быть, видел самые знаменитые антивоенные фильмы вроде «Охотника на оленей» или «Цельнометаллической оболочки». И, наверное, понимает, что «лучше»- ему не снять. Гениев - не перепрыгнуть. Он снимает - хуже. Так ребенок разбирает машинку. Ничего, это полезно, чтобы знать, как она сделана. Подрастет - научится собирать. Фестивали для того и нужны. На них профессионалы поддерживают одаренных коллег в правильности избранного пути. Но им все равно нужны зрители.
Автор: Андрей Калачинский