Светить всегда, светить везде

Во Владивостоке есть линии электропередачи, которым уже исполнилось 70 лет. Именно столько же, сколько будет и самим Приморским электрическим сетям в январе 2008 года. Несмотря на множественные организационные преобразования предприятий энергетики, сети о

20 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2212 от 20 сент. 2007
fdedf00a26f5011e195dfd208ef975bc.jpg

Во Владивостоке есть линии электропередачи, которым уже исполнилось 70 лет. Именно столько же, сколько будет и самим Приморским электрическим сетям в январе 2008 года. Несмотря на множественные организационные преобразования предприятий энергетики, сети остаются, поскольку другого эффективного способа передачи электричества на расстояние человек еще не придумал.

ЛЭП-110 кВ «Чайка» - «Волна», «Спутник» - «Чайка» и «Артемовская ТЭЦ - Промузел» хоть и имеют преклонный возраст, но все еще успешно эксплуатируются. Понятно, что производился неоднократный ремонт питающих линий, и был достаточно высок уровень качества изготовления оборудования и обслуживания за все прошедшие десятилетия. Но каким бы ни был запас прочности, для дальнейшего движения вперед необходимы реконструкция, модернизация и новое строительство эксплуатируемого энергетиками хозяйства. Особенно во Владивостоке.

Разговор о нынешнем техническом состоянии сетевого хозяйства и схем электроснабжения юга российского Дальнего Востока корреспондентов «В» шел с директором филиала ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» Михаилом НИКУЛЕНКО.


- К глубокому сожалению, амортизационный износ сетей составляет от 68 до 100 процентов (!) в зависимости от срока эксплуатации, класса напряжения, технологического состава оборудования. Некоторые объекты уже работают на пределе своих возможностей. Проблема изношенности основных фондов производства и их технических возможностей касается не только Владивостока, но и Артема, Уссурийска, Находки. Состояние и возможности электросетевого хозяйства служат серьезным препятствием для подключения новых потребителей, что, в свою очередь, сказывается на дальнейшем развитии территорий Приморья. Как ни прискорбно, но надо признать: предприятие электросетей по этой причине является тормозом на пути промышленного и социального развития края.

Во Владивостоке 36 питающих подстанций классом напряжения 35 и 110 кВ, из них по результатам контрольного дня замеров - 31 ПС не имеет возможности для подключения дополнительных абонентов. А ведь в городе наблюдается строительный бум. Плюс создание различных торговых и сервисных центров и других коммерческих структур. Возросла нагрузка в портах и на причальных стенках Дальзавода и остальных судоремонтных предприятий, обновляются перегрузочные комплексы, строятся холодильники.

- Михаил Иванович, но ведь надо искать выход из столь трудного положения.

- Проблема отчасти решается в настоящее время губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным, который поставил задачу регулирующему органу ПК РЭКу рассчитать и ввести ставку за каждый киловатт для вновь подключаемых или увеличивающих свое электропотребление потребителей. Такой механизм решения проблемы предполагает постановление правительства № 168 в отсутствие технических возможностей увеличения мощностей без выполнения необходимых работ. Техническая возможность определяется специалистами - энергетиками, независимыми экспертными организациями и надзорными органами в электроэнергетике. В сентябре этого года такая оплата будет утверждена пока только для города Владивостока, а в дальнейшем во всех МО Приморского края. Надо сказать, что дополнительная оплата ляжет определенным бременем на себестоимость строящихся объектов, но все считается до начала строительства, и нерентабельные объекты, понятно, строиться не будут. К примеру, застройщики значительных объемов жилья заранее закладывают в себестоимость квадратных метров эту оплату, но себестоимость жилья и высокий покупательский спрос на него в г. Владивостоке позволяют и с этой ставкой получать прибыль. Следует отметить, что такие ставки уже давно приняты в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны, имеющих аналогичные проблемы в энергетике при бурно развивающейся экономике.

- На ваш взгляд, на каком уровне должна быть ставка?

- По расчетам наших специалистов, она должна составлять - 20,5 тысячи рублей, специалистов РЭК - 9,7 тысячи рублей за каждый киловатт подключаемой мощности. Для сравнения: в Москве - 49 тысяч за киловатт, в Санкт-Петербурге - около 37 тысяч.

В каждом питающем центре в данный момент более 100 коммерческих предприятий стоят в очереди и готовы в любой момент присоединиться. Ставка является единоразовой платой за подключение, и при конкурсных торгах на участки земли под застройку в г. Владивостоке она будет входить в их стоимость, а какой спрос на землю у нас в городе, вы прекрасно знаете. Понятно, что для населения, то есть простых людей, плата за подключение является минимальной, фиксированной - 5 МРОТ.

Рассчитанная ставка Региональной энергетической комиссией ниже величины, предложенной нами, это, к сожалению, не позволит удовлетворить в полной мере всех желающих увеличить свое электропотребление в городе, но, тем не менее, хоть както узаконит взаимоотношения энергетиков и потребителей. Между тем регламент оплаты и методику расчета величины ставки в скором времени (до конца года) определит Федеральная служба по тарифам РФ. Тогда правила «игры» станут одинаковыми по всей стране.

Эта полумера позволит более ускоренными темпами вести модернизацию сетей, получаемые деньги также направят и на строительство новых подстанций и линий электропередачи. В этом сейчас особенно нуждается экономика Приморья. Что позволит в перспективе снять остроту проблемы.

Тариф на электрическую энергию в крае достаточно высок, он гораздо выше общероссийских показателей. Но даже при такой величине тариф не покрывает всех затрат на поддержание существующего сетевого хозяйства. В 2007 году расходы (валовая выручка) на транспортировку электрической энергии должны были составить 2,5 миллиарда рублей. Однако ФСТ выделила лишь 1,2 миллиарда. Вот некоторые статьи распределения. Амортизация основных фондов по факту - около 270 миллионов, федеральный центр утвердил 136,6 миллиона. Для ремонтного фонда требуется порядка 350 миллионов рублей, выделили лишь 182 миллиона. По заработной плате недодали 150 миллионов. И так по всем направлениям. Необеспеченность затрат на содержание сетевого хозяйства в тарифе на электроэнергию сохраняется на протяжении многих лет.

Предприятие ПЭС обслуживает на сегодняшний день 19919 километров ЛЭП по всему Приморью. При сегодняшнем износе линий требуется замена не менее 70 процентов сетей, в основном электросетей классом напряжения 0,4 - 6,10 кВ. Стоимость замены одного километра составляет 1,2 миллиона рублей. Чтобы реконструировать изношенные сети, необходимо около 17 миллиардов рублей. В крае сотня подстанций 110 кВ, свыше полутора сотен подстанций 35 кВ, более трех тысяч мелких подстанций. Чтобы заменить одну подстанцию 110 кВ в городской черте, требуется до 300 миллионов рублей. На подстанцию 35 кВ понадобится 60 миллионов. Таким образом, на их общую замену на протяжении пяти лет потребуется около 40 миллиардов рублей в год. Это серьезная задача энергетического комплекса в целом и регулирующих территориальных органов (РЭК) в частности, которую необходимо решать в ближайшее время, и это объективная реальность.

- Михаил Иванович, неужели в рамках программ «Дальний Восток и Забайкалье», подготовки и проведения саммита АТЭС, в собственных планах развития РАО «ЕЭС России» не предусмотрены средства на обновление сетевого хозяйства в Приморье?

- Конечно же озвученные проблемы учитываются при формировании подобных программ, но их реализация, объем и источники финансирования пока не определены. Наши предложения и собственные инвестиционные программы до 2012 и до 2020 годов отправлены во все заинтересованные инстанции. Причем предполагаемое строительство новых и реконструкция действующих объектов учитывают резкий рост экономики и жилищного строительства в Приморье, прокладку нефте- и газопроводов, развитие нефтепереработки и портовых мощностей, проведение международных форумов, многих других факторов. Только в ближайшей перспективе Владивостоку потребуются дополнительно сотни мегаватт потребляемой мощности, и ее необходимо транспортировать с помощью электросетевого хозяйства ФСК, ПЭС и МУПов и АО электросервисов городов и районов до потребителей с требуемой надежностью и соответствующего качества.

Надо признать, что краевая администрация и Законодательное собрание нас поддерживают. Есть надежда, что в рамках подготовки форума АТЭС из федерального бюджета будут выделены необходимые финансовые средства для решения задач по развитию электросетевого хозяйства города. Это позволит обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию объектов саммита. Включая аэропорт в Артеме, автотрассу вдоль полуострова Муравьева-Амурского, мосты через Золотой Рог и Босфор-Восточный, здания на острове Русском, очистные сооружения и водоводы во Владивостоке.

- Ваша компания работает по всему краю. И в глубинке вам приходится больше строить новых объектов.

- Краевая администрация в свое время включала в тариф ОАО «Дальэнерго» порядка 300 миллионов рублей из прибыли под развитие и решение проблем на территории Приморского края, связанных с электросетевым хозяйством. Таким образом, была построена ЛЭП 35 кВ «Сокольчи - Милоградово» в Ольгинском районе. Ведь там, где работают дизель-генераторы, тарифы на электричество составляют от 10 до 15 рублей за кВт/ч. На очереди строительство ЛЭП к селам Маргаритово, Моряк-Рыболов, Бровки в том же районе. В Красноармейском районе строится подстанция 110/10 кВ и линия электропередачи до села Глубинного длиной 14 километров общей стоимостью до 150 миллионов рублей. Также в рамках губернаторской программы по переводу населенных пунктов с дизельных электростанций на централизованное энергоснабжение планируется возведение ЛЭП 35 кВ от п. Пластун до п.Терней с установкой в районном центре подстанции. Программа серьезная и капиталоемкая, она рассчитана минимум на 10 лет. Зато отдача для развития производства в отдаленных территориях и улучшения жизни населения будет просто колоссальной.

Автор: Николай Кутенких Николаевич