Жюри Pacific Meridian: мы обещаем, что выберем лучший!

Непросто началась работа международного жюри кинофестиваля – представитель Японии, режиссер Кохей ОГУРИ прилетел во Владивосток только вечером в воскресенье, и в первый день жюри работало неполным составом. Как будет решена проблема судейства, неясно пока

19 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2211 от 19 сент. 2007
82f3d1904c9dbe722ba23eb7ca999e5d.jpg

Непросто началась работа международного жюри кинофестиваля – представитель Японии, режиссер Кохей ОГУРИ прилетел во Владивосток только вечером в воскресенье, и в первый день жюри работало неполным составом. Как будет решена проблема судейства, неясно пока даже организаторам фестиваля. Впрочем, остальные члены жюри – председатель Брюно ДЮМОН (Франция), Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ (Россия), Брюс МАЙЛЗ (Австралия) и Ли ХЕН-СУН (Южная Корея) полны оптимизма. На встрече с журналистами они, несмотря на усталость от разницы во времени («Я не мрачный, я просто пока не могу осознать, который сейчас час», - отшутился Кирилл Серебренников), были серьезны и деловиты.


ЛИ ХЕН-СУН: «Меридианы Тихого» - это диалог

- Корея и Россия - соседи. У нас проходит Пусанский кинофестиваль, должен заметить, что «Меридианы Тихого» развиваются очень динамично. Мне кажется, вам не надо ничего улучшать, надо сохранять сложившиеся традиции и работать. Главное - диалог, который складывается между зрителем и режиссером на фестивале. Во Владивостоке это сильно чувствуется. Важнее ничего быть не может: режиссер получает идеи, крылья, только общаясь со зрителем.

Я ищу в фильме необычность. Если она там есть, этот фильм - лучший!

Вчера посмотрел «Монгола» и понял, насколько близки русское и азиатское кино. Да, зрелищные сцены поставлены по-голливудски, но остальное, что касается души, - наше, азиатское!


Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: провинциальность - в головах!

- Провинциальный фестиваль? Знаете, странно слышать это из уст владивостокского журналиста. Иногда в Москве увидишь такое урюпинское мероприятие, что становится не по себе. А здесь, во Владивостоке, провинциальности нет и в помине: отличный отбор фильмов, приехали уважаемые в киноиндустрии люди, а зрители какие! В Москве такого не бывает: люди сидят на серьезных фильмах, не убегают, в конце задают умные вопросы, да что там - на десятичасовом сеансе полный зал! Провинциальность у нас в головах, а если головы нормальные и сознание открыто миру, то неважно, где живешь.

- Вы талантливый театральный режиссер. Как вы оцениваете свои работы в кино?

- Оценивать не могу, чем дальше, тем меньше они мне нравятся. Бросать кино не собираюсь, в ноябре начинаются съемки нового фильма.

На подъеме ли сейчас русское кино? Понятия «подъем» и «спад» весьма относительны. Людям кажется, что мы все время куда-то падаем, но если снимают СОКУРОВ, ГЕРМАН, МИХАЛКОВ, то о каком спаде можно говорить? Молодые подтягиваются, получают премии на международных фестивалях, к ним есть зрительский интерес. Нет подъема и спада, идет работа. Кино живет так же, как страна, и если страна переживает не лучшие времена, было бы странно, если бы кинобизнес процветал. Ну и наоборот, соответственно.

- В вашей анкете написано: «У режиссера невероятное чутье на все модное»…

- Это не моя фраза, это кто-то обо мне сказал. Прокомментировать никак не могу. Для режиссера чуять моду неважно, важно другое - быть любопытным, состоять на 70 процентов из любопытства. Я здесь, во Владивостоке, потому что мне интересно все - фильмы, жизнь в вашем городе. В Москве знают о фестивале, не скажу, что широкие народные массы, но в среде кинодеятелей о «Меридианах Тихого» говорят много и говорят хорошо.

Мне интересны фильмы, которые расширяют наше представление о мире, дают другое качество кинематографа: может быть, это поиск языка, новые темы, радикальное исполнение. Экзотика, словом. Не знаю, что мы выберем в итоге: экзотическое кино или очень простой фильм… Но он действительно будет лучшим.


Брюс МАЙЛЗ: объективного выбора не будет

- Фильм, чтобы я назвал его лучшим, должен нравиться: работа и режиссера, и оператора, и игра актера - все в идеальном сочетании.

Могу сказать: выбор лучшего фильма обязательно будет субъективным. Почему? Потому что мы чувствуем отклик зрителя, его реакцию в зале. Видим, как сделан фильм, можем оценить амбиции режиссера, можем понять кухню, но главное - чтобы в фильме была страсть тех, кто его делал. Если эту страсть ощущает зритель, фильм становится лучшим.

Хочу добавить, что не только Корея и Россия - соседи. Когда меня позвали на фестиваль, я подумал, что мы тоже - соседи. По АТР. И у нас в Австралии сейчас большой интерес к российскому кино. Российскому и азиатскому, хотя показывают его, увы, нечасто. В Мельбурне прошел кинофестиваль недавно, и там в фаворе азиатское и русское кино. «Загадочная русская душа»… Уверен, что она так же неуловима для иностранцев, как и для русских. Недавно на родине я поставил одну из пьес Чехова и пытался поймать в ней что-то эфирное…


Брюно Дюмон: любая премия обязывает!

- Меня приглашали в жюри всевозможных фестивалей, и я всегда отказывался от приглашений, если они проходили в Европе. Во Владивосток приехал потому, что это очень далеко. Но поймите правильно мои слова: далеко - отнюдь не географическое понятие в данном случае. Я говорю о картинах, которые смогу увидеть только на этом фестивале, о людях, с которыми смогу познакомиться только здесь.

- В ваших фильмах довольно много шокирующих сцен. Обращаете ли вы внимание на подобные сцены в других лентах? Легко ли смотреть азиатское кино?

- Прежде всего я обращаю внимание на постановку, историю, которую рассказывает картина. Для меня важно, чтобы в картине было содержание, было наполнение, и меньше всего обращаю внимания на сцены насилия.

Смотреть азиатское кино нетрудно. Я уже говорил, что идеальный зритель - тот, кто не знает языка, на котором снимался фильм. Фильмы, которые здесь показывают, нужно смотреть, как смотрят на новые планеты: взглядом чистым и непредвзятым. Я люблю экстремальные вещи и в азиатском кино как раз нахожу этот экстрим в лучшем смысле слова. Погружение в другой кинематограф - это очень важно, это как глоток свежего воздуха.

- Ваши фильмы получали премии Каннского фестиваля. Это придает ответственности или расслабляет?

- Профессия режиссера - это много беспокойства, размышлений, но главное - это сомнение. Премия слегка придает уверенности, но потом сомнение все равно возвращается. И именно оно заставляет работать.

Коммерческое кино опустошило залы кино настоящего. И фестивали - единственная возможность увидеть настоящие фильмы. Основное значение любого фестиваля - показать, что такое на самом деле кинематограф. Кино - это искусство.

Автор: Валерия Федоренко Павловна