За базар в Америке отвечают! (окончание)

Наши собеседники по ту сторону океана не скрывали, что периодически возникают проблемы, связанные с экспортом продовольствия. Например, уже несколько месяцев запрещен ввоз в Россию из США говядины на кости и говяжьей печени. Причиной запрета стал случай к

14 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2209 от 14 сент. 2007
ff14b4da2923b6f1d3ae73123d3ce74b.jpg

Окончание.Начало в номерах за 31 августа, 7 сентября

Первенство добровольно уступили

Наши собеседники по ту сторону океана не скрывали, что периодически возникают проблемы, связанные с экспортом продовольствия. Например, уже несколько месяцев запрещен ввоз в Россию из США говядины на кости и говяжьей печени. Причиной запрета стал случай коровьего бешенства. По утверждению сотрудников Ассоциации производителей говядины, штаб-квартира которой находится в Денвере, на территории самих Соединенных Штатов заболевания не было - корова забрела из Канады. Инфекция не распространилась, поэтому большинство стран, тоже вводивших сначала запрет на поставки американской говядины, его уже сняли. Россия от такого шага пока воздерживается.

- 95 процентов произведенной в стране говядины потребляется внутри нее, и только пять идет на экспорт, - рассказали нам. - Но все равно после этого случая наша экономика понесла урон. Особенно из-за запрета России, больше всех закупавшей прежде говяжьей печени. В самой Америке этот продукт непопулярен, поэтому стоит вопрос о поиске новых рынков. Сейчас на первое место по его закупке вышел Египет.

Еще одна недавняя проблема возникла из-за трансгенного риса, в котором были обнаружены (на территории самих США) гены, не получившие подтверждающий их безопасность сертификат. Но это конкретное ЧП, и причины его установить оказалось не трудно.

А вот что сложно - так это каждому решить для себя вопрос, как вообще относиться к продуктам трансгенного происхождения. И главное - как удостовериться в том, что все более широкое распространение генно-модифицированных сельскохозяйственных культур безвредно для здоровья нынешнего и последующего поколений? Эту тему мы поднимали практически на всех встречах во время поездки, чтобы узнать разные точки зрения.

С другой стороны, в супермаркетах США собственными глазами увидели уже достаточно богатые прилавки с так называемыми органическими, или естественными, продуктами, которые не могут содержать ГМО и должны отвечать другим, очень жестким требованиям. Они стоят в два раза больше! Факт интересный, и он требует осмысления.

Второе поколение ГМО

Генно-модифицированные растения - прежде всего это соя, кукуруза, рапс, рис, хлопок - отвоевывают себе все больше и больше посевных площадей в мире (по карте, где они отмечены, мы увидели: пока «белым пятном» на ней остаются Россия да Африка - только здесь такие культуры еще не выращиваются). Сою модифицировали для того, чтобы ее не забивали сорняки, кукурузу - для предохранения урожая от вредителей, трансгенный хлопок не едят гусеницы. Перед коммерциализацией новых культур их безопасность оценивают государственные нормативно-регулирующие органы, исследования проводят целые научные коллективы.

- Лично меня не беспокоит, что большинство продуктов произведено из трансгенных растений, - слышали мы чаще всего в ответ на проявляемый с нашей стороны интерес.

- Исходим из того, что говорит наука о безопасности ГМО, - высказывались фермеры. - Да, мы выращиваем такие культуры. Они более урожайные, меньше подвержены заболеваниям и урону со стороны насекомых-вредителей, сокращается использование гербицидов и пестицидов. Урожай храним отдельно.

- Я согласен с медиками, что большой разницы нет, какая это соя - трансгенная или нет, - поделился своим мнением Карл Винтер, ученый-токсиколог из Калифорнийского университета в г. Дэвисе. - Во многом проблема надуманная. А вот микробиологическое загрязнение свежих овощей и фруктов несет здоровью реальную угрозу. Очень беспокоит неумеренное поедание американцами чипсов и картофеля-фри (есть подозрения, что токсин, который появляется в этих продуктах, может вызывать рак). И все-таки меня поражает, почему в нашей стране не введена специальная маркировка на продуктах из трансгенных культур. Смотрю с точки зрения покупателей: у них должен быть выбор, и пусть они сами решают, что именно покупать.

Вспомните, в России пытались ввести такую маркировку. Но ничего не получилось как раз из-за отсутствия ее у стран-экспортеров. Хотя секрета из ГМО никто не делает. Подтверждение тому мы получили на зерновом элеваторе в окрестностях Нового Орлеана. Он расположен на берегу Миссисипи, и здесь грузятся отправляемые за границу суда. В лаборатории элеватора обязательно выявляется «родословная» продукции.

~~Справка «В»
ГМО буквально означает «генетически-модифицированный организм». Но этот термин приобрел более узкое определение трансгенного, или генетически сконструированного, организма. Трансгенное растение – растение, которое подверглось генетическому изменению при помощи генной инженерии для того, чтобы включить ДНК из других источников с нужными человеку целями. ~~

- Если покупатель требует сертификат, подтверждающий, генно-модифицированное это зерно или нет, мы его даем, - объяснили сотрудники компании. - Очень привередлива в этом вопросе Япония, ее компании всегда требуют сертификат.

Так что и Россия могла бы требовать. Но, похоже, это не всегда и не всем надо.

О ГМО мы наслушались много интересного. К примеру, узнали любопытную историю про трансгенный помидор, не подверженный гниению. Новый продукт разработали в Калифорнии и в продажу пустили по более высокой цене (новинка все-таки!). Но эта стратегия не оправдалась - покупателям не понравился вкус помидора. А вот широкий выход на рынок трансгенного картофеля заблокировал «Макдональдс», отказавшись его закупать. Компания слишком большая и авторитетная, чтобы игнорировать такой поворот событий. И новый картофель «ушел в тень».

Но это частности. Чаще же всего успехи генной инженерии находят поддержку. И сейчас уже разработчики говорят о втором поколении ГМО-культур, которые будут решать очередную важную проблему - по их питательности. Биотехнологи обещают, что уже года через три-четыре появятся новые интересные продукты.

Будем голосовать рублем?

- Когда речь заходит о необходимости выделения из общего ряда продуктов, которые произведены из трансгенных культур, компании говорят - слишком дорого, - еще раз сошлюсь на мнение Карла Винтера из университета Дэвиса. - Но те же компании с превеликим удовольствием открывают специальные отделы органических продуктов. Почему? Цена их на порядок выше.

Действительно, в американских магазинах очень легко найти «Organic food» по красочным вывескам. Тут и молоко, и мясо, и овощи, и фрукты. Еще лет 10-15 назад многие фермеры выращивали свою продукцию так, что она вполне бы могла продаваться в подобных отделах. Но сейчас очень сложно получить право называться «органической» фермой, нормы (они были окончательно утверждены в 2002 году) очень жесткие. Например, если корову лечили антибиотиками, то она уже навсегда должна покинуть такую ферму. Три года нужно применять новую технологию прежде, чем перевести землю с обычного использования на «органическое» и получить соответствующий сертификат. В таких хозяйствах запрещено выращивание генно-модифицированных культур, нельзя использовать синтетические пестициды (за некоторым исключением), корма тоже должны быть с «органического» предприятия.

Но насколько такие продукты полезнее? Ученые, которым мы задавали этот вопрос, отвечали примерно так: «Дело в том, что и от обычных продуктов риск для здоровья человека очень мал». Получается: если ты готов платить в два раза больше за гарантию безопасности, - плати. Но пока покупатели в большинстве своем не проголосовали рублем за модную новинку.

- Живой интерес к таким продуктам в богатых странах, особенно в Европе, но в среднем они занимают сейчас 10-15 процентов рынка. Нет страны, где бы эта еда захватила рынок целиком, и, скорее всего, не будет, - услышали мы прогноз.

В США стали появляться даже «органические» рестораны. Самым первым получил право на такое название ресторан «Нора» в Вашингтоне. Собственно, с подачи его хозяйки и начала создаваться система сертификации органических продуктов. Об этом рассказала сама Нора, пригласив нас на обед:

- Было это 20 лет назад. Я обратилась с предложением в правительство разработать механизм, стимулирующий работу с полезным естественным продовольствием. С этого все и началось. Система создана бескомпромиссная, раз в год у нас проходит строгая проверка. Проверяются также фермеры, поставляющие в ресторан свою продукцию. Они должны иметь сертификаты на землю, воду, корма - буквально на все.

Лучшей агитацией за органические продукты является сама Нора. Когда она открыла тайну, сколько ей лет, мы не поверили: выглядит хозяйка ресторана великолепно и намного младше!

Чувствовалось, что Норе интересно пообщаться с гостями из России. Когда-то она усыновила девочку из нашей страны и очень любит ее. Сейчас Наде 17 лет, она знает шесть языков. Родители очень гордятся талантливой дочерью. И теперь все, что связано с Россией, для них имеет особое значение.

Под ритмы джаза

И все-таки не хлебом единым жив человек. Это сполна учли организаторы программы. Настоящим подарком для нас стала поездка в национальный парк «Скалистые горы» в Колорадо, растянувшийся на десятки квадратных километров. Отвели душу в Сан-Франциско, где очень хотели проверить слухи: а правда ли этот город похож на Владивосток? Подтверждаю: с моря действительно похож. А наш фуникулер не уступает в экзотичности знаменитому трамвайчику в Сан-Франциско.

И вот наконец мы в Новом Орлеане - городе-празднике, городе красочных фестивалей. На родине джаза. На этот счет услышали такую версию: в колониальные времена лишь рабы в Луизиане имели выходной - воскресенье, а потому у них было время для музыки. Отсюда зажигательные ритмы начали завоевывать мир.

В Новом Орлеане джаз звучит на каждом углу: в ресторанах, магазинах, прямо на улице. Вечером на прославленной Бурбон-стрит друг друга не слышно - столько музыки льется со всех сторон. Город уже вполне оправился от урагана «Катрина» и разрушительного наводнения, случившегося два года назад, и снова «надел» карнавальную маску. Маски - главный сувенир, который обычно везут отсюда туристы. А какое тут половодье ярких бус! Пожалуй, только в Новом Орлеане можно смело нацепить блестящую разноцветную «гроздь» на шею и чувствовать себя в своей тарелке. По вечерам девушки бросают бусы с балконов, зазывая женихов…

Не только иностранцы, но и сами американцы очень любят приезжать в Новый Орлеан отдыхать.

Южный исследовательский центр в Луизиане занимается не только продовольственными проблемами. Больше всего центр известен своими работами по хлопку. А что такое хлопок? Это популярная во всем мире натуральная одежда. Вот бы только еще не мялась… В центре ведутся разработки технологий по производству немнущегося хлопка, а также по защите его от термитов, воспламенения, производству ранозаживляющих тканей. Нам тут честно сказали: большая часть выращиваемого в США хлопка экспортируется в Китай, где и шьют модную одежду. В самой Америке текстильная промышленность умирает. Это мы почувствовали: нужно приложить максимум усилий, чтобы купить в Штатах не китайскую вещь. Относится это не только к одежде, но и обуви, сумкам, сувенирам. Правда, товары здесь совсем не такие, как у нас. Хочется верить, что и наш рынок когда-нибудь дорастет до высокого качества.

Успели. За пять минут до закрытия

В Новом Орлеане готовится к открытию музей пищевых продуктов. Там можно будет не только посмотреть на экспонаты, но и попробовать их. Не исключено, что будут представлены даже русские блюда, ведь выходцев из России в Америке очень много. В Сан-Франциско торгующая сувенирами студентка из Подмосковья всплеснула руками:

- Невозможно попрактиковаться в английском языке, тут сплошные русские!

А довольны ли те, кто осел за океаном навсегда? Это зависит от того, как у них все сложилось. Но в основном наши бывшие соотечественники признаются: «Америка - не рай, но тут нам комфортно». А разве может быть рай на земле?

…Возвращаясь домой через Нью-Йорк, в последний вечер перед вылетом мы отправились на Брайтон-Бич. И хотя на русскоязычной улице прежде никогда не бывали, сразу же почувствовали себя в родной стихии. Переходя улицу, услышали из машины трехэтажный мат на чистом русском (куда, мол, претесь?). В ответ прощающе улыбнулись… В кафе заказали шашлыки и борщ. Мужчины сбегали в соседний магазин за бутылкой водки. На счастье, успели. Всего за пять минут, ведь спиртное в Нью-Йорке продается только до одиннадцати.

Последнее застолье на американской земле получилось очень задушевным. Но молодые русские официантки с тоской в глазах слушали наше радостное: «Завтра возвращаемся в Россию». Они не скрывали, что очень нам завидуют.

Вашингтон - Нью-Йорк - Айова-Сити - Денвер - Сакраменто - Новый Орлеан - Нью-Йорк - Владивосток

~~Мнение
Владимир Денисов, заместитель председателя Приморской торгово-промышленной палаты:
- Безопасно ли использование трансгенных растений в пищу - вопрос дискуссионный. Часть ученых говорит, что это не более опасно, чем применение традиционных аналогов, поскольку они тоже в значительной степени генетически модифицированы по сравнению с их дикими предками (за счет отбора человеком определенных признаков, скрещивания, селекции или путем случайной мутации). А учитывая более тщательную проверку ГМО органами государственного регулирования, которую они проходят, даже более безопасно. К тому же такие культуры дают возможность увеличить сельхозпроизводство без губительного влияния на окружающую среду.

Противники ГМО считают по-другому: встраивание гена является неестественным, что может вызвать непредсказуемые результаты. И мы рискуем, пока накоплено слишком мало статистической информации о влиянии таких продуктов на человеческий организм, на то, как они могут сказаться на последующих поколениях.

На мой взгляд, право каждого потребителя знать, содержит ли продукция, которую он приобретает, ГМО или нет. А государство должно обеспечить правовые нормы регулирования данного вопроса. В настоящее время субъекты РФ стали создавать свои региональные системы маркировки продукции по наличию в них генно-модифицированных источников, и это ответная реакция общества и потребителей на дискуссии в печати и Интернете. Необходима ли в Приморье такая региональная система маркировки? - этот вопрос мы намереваемся обсудить у себя в Торгово-промышленной палате. Приглашаем принять участие все заинтересованные стороны.~~

Автор: Сергей Абарок Александрович