Тайна горы Лысой. Американцы ищут в Приморье следы пропавших летчиков
Вряд ли летчики выжили здесь, на вершине Лысой горы на границе Шкотовского и Анучинского районов Приморья, куда спикировал их самолет лет 50 назад. По крайней мере, даже подготовленной российско-американской экспедиции по поиску упавшего в приморской тайг
Вряд ли летчики выжили здесь, на вершине Лысой горы на границе Шкотовского и Анучинского районов Приморья, куда спикировал их самолет лет 50 назад. По крайней мере, даже подготовленной российско-американской экспедиции по поиску упавшего в приморской тайге самолета пришлось несладко.
Немало мест на территории Приморского края хранят тайны военных лет. В разное время местные жители находили обломки самолетов. Кому они принадлежали, с какими намерениями кружили в небе над Приморьем в неспокойные годы и какова судьба их пилотов – эти вопросы уже давно занимают умы членов Межведомственной комиссии по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести, учрежденной по указу российского президента, а также управления по делам военнопленных и пропавших без вести при посольстве США в России. Их пути пересекаются в деятельности Российско-американской совместной комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести, созданной президентами двух стран.
Они уже не в первый раз приезжают в Приморье за исторической правдой.
Один самолет так и не смогли найти, материалы о другом, что лежит в районе бухты Лазурная, обрабатываются, про третий, упавший на гору Заметную в Анучинском районе, известно, что он был передан СССР по ленд-лизу. Остался четвертый. 13 лет назад американцы уже приходили на него смотреть, но фотоаппарат замерз и отказался снимать. А в прошлом году до места падения самолета члены комиссии дойти не смогли.
~~Справка «В»
26 марта 1992 года президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки учредили Российско-американскую совместную комиссию по делам военнопленных и пропавших без вести. В ее состав входят представители российской и американской исполнительной и законодательной власти. Планы расследований комиссии направлены на выяснение судеб российских и американских военнослужащих, пропавших без вести во время всех конфликтов с начала Второй мировой войны. Американская сторона в комиссии также создала специальную исследовательскую группу, изучающую многочисленные свидетельские показания об американцах, содержавшихся в системе ГУЛАГ.
Результаты совместной работы США и РФ относительно холодной войны: Российской Федерации предоставлена информация и документы о 44 советских военнослужащих, пропавших без вести в Будапеште в 1956 году; о подлодке «К-129», затонувшей в Тихом океане в 1968 году; о самолете «Ту-16», упавшем в Норвежском море в 1968 году; о члене экипажа советского самолета «Ил-28», сбитого в 1950 году; о советских военнослужащих, пропавших или захваченных в Эфиопии в 1978 году.
Соединенным Штатам были предоставлены документальные материалы, подтверждающие гибель экипажа самолета «С-130», сбитого советским истребителем «МиГ-17» в 1958 году; проясняющие судьбу экипажа самолета «РБ-47», сбитого над Баренцевым морем в 1960 году; о судьбе самолетов «РБ-50», сбитого в 1953 году, и «П2В», сбитого в 1951 году; документы с описанием операции советских служб по поиску экипажа самолета «РБ-57», пропавшего в 1965 году. ~~
Груда металла и деревянный крест
И вот ранним сентябрьским утром в поход от поселка Новая Москва двинулись подполковник сухопутных войск США Майкл О’Хара, начальник московского отделения управления по делам военнопленных и пропавших без вести при посольстве США в России; подполковник ВВС США Тимоти Холл, старший аналитик по холодной войне; Владислав Сорокин, старший исследователь Российско-американской комиссии; Борис Шадрин, представитель Географического общества РФ; Алекс Родригес, корреспондент газеты «Чикаго трибьюн»; корреспонденты «В».
Уж непонятно, по какой причине, но местный егерь, которому известно точное место последнего успокоения загадочного самолета, повел нас самым сложным путем. Девять часов хода по сопкам, по зарослям папоротника, меж колючих елок - пилоты вряд ли смогли бы проделать то же самое и выбраться к цивилизации. К вечеру гора Лысая устрашающе возвысилась над изможденной экспедицией. Последний рывок - и нам покорился 1241 метр над уровнем моря.
Наверху гора оказалась совсем не лысой: трава по пояс, пушистые молодые ели мешали идти и выжимали последние силы. По тропам, проложенным здесь кабанами, мы начали прочесывать северо-восточный склон. Первой обломки самолета увидела фотокорреспондент «В» Нина Петрухина. Дошли.
Честно говоря, на самолет эти груды металла уже мало похожи. Остатки двигателя, обломки фюзеляжа, шасси - даже летчик Тимоти Холл не смог сказать, что за машина здесь покоится.
- Сейчас невозможно определить, советский он или американский, - говорил Тимоти. - На нем нет даже табличек с надписями.
А ведь 13 лет назад он был и с хвостом, и с крыльями. Куда это все делось, ясно как божий день: местные жители растащили на металлолом. Американцам ничего не оставалось делать, как просто сфотографировать печальные обломки. Эти снимки будут переданы в Музей авиации и космонавтики в Вашингтоне для тщательного изучения.
Все это ради людей, судьбу которых знать необходимо. Недалеко от места крушения самолета на камнях стоит простой деревянный крест. Кто его установил - загадка. Но плохими людьми их, почтивших память людей неизвестной национальной принадлежности, русских ли, американцев, не назовешь. А может, под этим крестом и лежат тела разбившихся летчиков?..
- Отсутствие номерных знаков - самое сложное в нашей работе, - говорит Тимоти Холл. - Но нам удавалось опознать самолеты, разбившиеся во Вьетнаме вдребезги. И погибших пилотов - по пуговицам, креслу-катапульте. Ведь самое главное - узнать судьбу людей.
Обратно шли по дороге. Егерь ушел далеко вперед. Через семь часов, когда стемнело и когда у всех закончились силы и питьевая вода, решили разбить лагерь. Историческая память восстанавливалась ценою напрочь стоптанных ног и безумной усталости энтузиастов.
«U-2», «RB», Дулиттл?- Не забывать никого - долг нашего государства, нашей демократии, - поделился Майкл О’Хара. - Многие граждане США надеются узнать судьбу своих родственников, погибших на чужбине. И каждый из них хочет, чтобы тела усопших предали родной земле на военном кладбище в Арлингтоне.
Вот потому американское государство не жалеет сил и средств на поиски следов своих воинов, участвовавших во Второй мировой, в войне на Корейском полуострове, во Вьетнаме, ставших жертвами холодной войны. Упавшие в Приморье самолеты скорее всего относятся к периоду последней.
Американские источники извещают, что США в 1950-е над территорией Дальнего Востока России в воздушных инцидентах потеряли шесть своих самолетов. «Р2V Neptun», два «RB-29», два «RB-50» предположительно были сбиты советскими истребителями во время разведывательных полетов над Японским морем в ноябре и июне 51-го, октябре 52-го, июле 53-го, сентябре 56-го. «RB-47», принадлежавший 4-й стратегической разведывательной экспедиции 26-го разведывательного авиакрыла, базировавшегося на авиабазе Йелсо на Аляске, в апреле 1955 года был сбит советскими истребителями над северной частью Тихого океана, предположительно в районе Камчатского полуострова. Члены экипажей всех самолетов до сих пор числятся пропавшими без вести. Их семьи до сих пор ждут правды о близких. Ведь смириться можно только со смертью, но не с неизвестностью.
Версий появления над советским дальневосточным воздушным пространством американских самолетов немало. Монография американского журналиста Филипа Таубмана «Секретная империя: Эйзенхауэр, ЦРУ и тайная история американского космического шпионажа» извещает, что над базами Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке с июня 1957 года совершал свои рейды высотный стратегический самолет-разведчик «U-2», оснащенный специально разработанной фотосъемочной аппаратурой. В общей сложности самолеты «U-2» проникали в советское воздушное пространство 24 раза. За четыре года они сфотографировали 3370 тысяч квадратных километров советской территории, ровно 15 процентов ее общей площади.
А может, история упавшего самолета относится ко Второй мировой войне и связана со знаменитым рейдом полковника Джеймса Дулиттла, который считается настоящим героем не только в США? Кто знает, куда приземлились самолеты американской эскадрильи с добровольцами-смертниками на борту, вылетевшие бомбить Токио 18 апреля 1942 года, заведомо зная, что до земли они могут не дотянуть?
Доподлинно известно, что из 16 «В-25В», участвовавших в налете, один самолет, пилотируемый капитаном Йорком, совершил посадку на аэродроме Приморский в районе Владивостока. Остальные 15 машин не смогли дотянуть до китайских и советских аэродромов из-за нехватки топлива. Четыре бомбардировщика разбились при попытке совершить вынужденную посадку, экипажи одиннадцати других машин покинули самолеты в воздухе. Кто знает, где и сколько самолетов нашли свою смерть на самом деле?..
Всех, кто имеет какие-либо сведения о судьбах американских военных на территории Приморья, просим обращаться в Генеральное консульство США во Владивостоке по телефону: 300-070.
Автор: Вера Конюхова Александровна