Станционный грабитель. Почему вдруг Гродеково стало приносить убытки?

Железнодорожная станция Гродеково сейчас оказалась под угрозой закрытия. Самый известный приморский переход из КНР кажется железнодорожным властям убыточным.

14 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2209 от 14 сент. 2007
5de2c5aad4256ffe523cceb1418e7508.jpg


Железнодорожная станция Гродеково сейчас оказалась под угрозой закрытия. Самый известный приморский переход из КНР кажется железнодорожным властям убыточным.

Куда делась прибыль?

В распоряжении «В» оказался официальный документ - телеграмма из управления ДВжд на станцию Гродеково, где черным по белому написано: «На основании протокола совещания у заместителя генерального директора ДФТО ОАО «РЖД» А. В. Калухова от 3 июля 2007 года рассмотреть целесообразность и внести предложения по закрытию станции Гродеково по параграфам 1, 2, 4 «Тарифного руководства № 4». Упомянутые параграфы работают по следующим направлениям: прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций; прием и выдача мелких отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций, и прием и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций. Перечисленные пункты являются основными в работе станции Гродеково, так как связаны практически со всеми коммерческими поставками из КНР.

Не нужно быть большим знатоком железнодорожных реалий, чтобы понять, что закрытие гродековской станции, через которую проходит громадный объем поставок из КНР, от которых экономика Приморского края безнадежно зависима, скажется и на участниках ВЭД, и на конечном потребителе.

Предложения по закрытию должны были поступить в Хабаровск в управление ДВжд 31 августа, причем в них просили указать и «предложения по исключению убыточности содержания и эксплуатации ж/д станции». И это при том, что «в последние годы грузооборот через погранпереход Гродеково - Суйфэньхэ значительно возрос. В сравнении с 2001 годом он увеличился на 84 процента и составил в 2006 году более 7,2 млн. тонн, а за 6 месяцев текущего года составил более 4,6 млн. тонн», - гласит официальное сообщение, распространенное не так давно пресс-службой ДВжд.

Примечательно, что закрытие станции стало рассматриваться именно после того, как на ней стали происходить странные изменения, о которых «В» подробно рассказал в материале «Честный платит дважды?» 27 июля этого года. Напомним, что в мае на станции Гродеково ДВжд ввела обязательную процедуру перегруза: из китайского вагона товар нужно перегрузить в российский, независимо от того, пойдет ли груз дальше по России в вагонах или в автотранспорте. Тем, кто с Гродеково вез товар в фурах, пришлось платить за ненужный, но обязательный перегруз 25-30 тысяч рублей за вагон.

По неофициальной версии, многие предприниматели, занимающиеся поставками различных товаров из Китая, отказались от услуг железной дороги и стали возить груз автотранспортом, хотя вагонами было куда удобнее и дешевле. Например, один владивостокский предприниматель рассказал, что, если он окончательно перейдет на услуги автоперехода, ему придется купить еще несколько автомобилей и нанять водителей, на что, понятно, нужны деньги, которые придется извлечь из бизнеса. Кстати, недавнее подорожание китайских фруктов на приморских прилавках, объяснение которому не дал ни один официальный орган, некоторые предприниматели связывают именно с хаосом, происходящим сейчас на станции Гродеково и ДВжд вообще.

Молчание – знак согласия?

Из-за массового отказа предпринимателей от услуг железной дороги одна из прибыльных и показательных с точки зрения объемов поставок станция стала вдруг убыточной. Если ее все-таки закроют, то поставки из КНР будут осуществляться скорее всего на станцию Владивосток или Уссурийск. Это приведет к удорожанию поставки одного вагона в разы. В упомянутой телеграмме, кстати, руководству станции Гродеково поручили подготовить документы с обоснованием, «на какую станцию переносится работа, порядок обслуживания грузоотправителей, грузополучателей закрываемой станции и их транспортные затраты».

Еще один примечательный факт. В июле было создано ОАО «Первая грузовая компания», 100 процентов акций минус одна которого принадлежит ОАО «РЖД». Своей главной «дочке» РЖД передадут практически весь парк специализированных грузовых вагонов и частично - универсального подвижного состава. Все бы хорошо, но эта компания не будет ориентироваться на тарифное руководство, исполнение которого обязательно только для РЖД. Можно только догадываться, что подскажет фантазия менеджменту этой компании при установлении тарифов на перевозки. Как сообщил РБК Daily источник в РЖД, «компания получит необходимые возможности для установления рыночной цены на услуги по предоставлению вагонов для перевозки грузов».

На фоне всего этого в Казахстане сейчас активно ведется строительство железной дороги, которая соединит страну с КНР. Причем планируется построить и артерию с шириной колеи 1435 мм, по которой ездят китайские поезда (в России ширина колеи составляет 1520 мм). Таким образом, вскоре для того, чтобы привезти китайский товар в западную часть России и страны Европы, можно будет абсолютно безболезненно проигнорировать великий и могучий Транссиб.

Конечно, интересно, да и честно, было бы узнать официальную позицию по поводу всего происходящего сейчас в Гродеково железнодорожных властей, однако официальный запрос корреспондента «В» от 4 сентября этого года так и остался к моменту подготовки публикации без ответа, хотя в соответствии с ФЗ «О СМИ» ответ в подобных случаях должен поступить в течение семи дней. Да и стоило ли надеяться на ответ? В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (по месту нахождения ДВжд) на рассмотрение поступило несколько жалоб от предпринимателей на монополистические действия ДВжд еще в мае. В связи с этим местная ФАС запросила министерство транспорта на предмет проведения экспертизы законности нововведений ДВжд, касающихся перегруза. Однако по сию пору экспертиза не проведена, и заключение так и не получено в хабаровской ФАС.

Что же действительно происходит на железной дороге, одному богу (или черту?) известно, не зря РЖД называют государством в государстве. Общеизвестно, но еще раз напомним, что 100 процентов акций РЖД принадлежит государству, то есть каждый гражданин России является «владельцем» транспортного гиганта.

P. S. В октябре во Владивостоке пройдет Дальневосточный транспортно-логистический форум, который проводится по инициативе и при поддержке ОАО «РЖД». Может, на этом форуме мы и найдем ответы на интересующие нас вопросы уже от высшего руководства РЖД.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна