Море, акулы, скалы, паруса…
«На небе только и разговоров, что о море…» - эта фраза из фильма «Достучаться до небес» неожиданно всплыла в памяти, когда я смотрела на розовый закат над морем. Жители побережья привыкли к этой удивительной красоте и подчас не замечают ее. Но есть люди,
«На небе только и разговоров, что о море…» - эта фраза из фильма «Достучаться до небес» неожиданно всплыла в памяти, когда я смотрела на розовый закат над морем. Жители побережья привыкли к этой удивительной красоте и подчас не замечают ее. Но есть люди, которые помнят об этом всегда. Это - яхтсмены. Несмотря на сложности походов, они выбирают свободу под парусами. Сейчас проходит крупнейшее парусное событие страны - традиционная регата на Кубок залива Петра Великого и чемпионат России среди яхт класса «Конрад-25Р».
На борту - свои законы- Как только научишься два дня обходиться без туалета и питаться «Дошираком», разбавленным холодной водой, тогда и просись на яхту, - то ли в шутку, то ли всерьез сказал мне однажды один спортсмен.
Я этого не умею, так же, как и не обладаю другими навыками морехода, поэтому в качестве члена экипажа меня никто не взял. Но организаторы яхт-клуба «Семь футов» позаботились о прессе и разместили нас на судах обеспечения. Мне выпала честь три дня быть гостьей комфортабельного катера Oceanet. Все же мысль о том, что мы все это время простоим между островами Рикорда и Рейнеке, как планировалось изначально, не очень радовала. Ведь действо будет разворачиваться вдалеке. Но, познакомившись поближе с экипажем, я по-новому взглянула на свое положение.
Яхтенный капитан Александр Басаргин оказался радушным хозяином. Кроме того, он как настоящий капитан отличается крутым нравом, но и пошутить любит. Например, на вопрос «Где мы?» растерянно оглядывается по сторонам со словами: «Сам не знаю…». Александр Владимирович - потомственный мореход. В честь его прадеда назван мыс Басаргина, закрывающий бухту Патрокл с востока.
Добровольным дежурным на камбузе был Леонид Герман. Яхтсмен со стажем, член команды, кроме всего прочего он действительно вкусно готовит. Помогал капитану матрос Андрей. Он справляется со своими обязанностями на борту и иногда, наверное, даже слишком усердствует. Во время уборки он избавляется от всего лишнего. Так, за бортом оказалась двухлитровая банка варенья, которую капитан берег два года. От Андрея я узнала, что такое «одесский шмон». «Звонит хозяин яхты, говорит, что захотелось ему в море и через полчаса приедет, а тут - бардак. Вот раскладываешь все по углам, сметаешь пыль, и вроде чисто», - пояснил Андрей. Правда, после такого «шмона» капитан уже давно не может найти свои очки, которые ему привезли из Кореи.
Дополняли компанию яхтсменка Елена, неравнодушная к морю Диана, радист и балагур Илья, судьи Татьяна Чуева и Наталья Чубенко. Самым молодым в экипаже оказался фотограф Гена, который поначалу не знал, где корма у катера и как выглядит эхолот, но под конец путешествия стал достаточно просоленным морским волком.
Яхтсмены могут поделиться очень полезными знаниями, на борту я узнала несколько морских примет на погоду. Например, солнце красно к вечеру - моряку бояться нечего, солнце красно поутру - моряку не по нутру. Или такое наблюдение: чайка села на воду - жди хорошую погоду. Даже нашла этой примете научное объяснение. Погода улучшается при повышении атмосферного давления, повышается давление в воде, рыба со дна поднимается к поверхности, и чайки начинают охотиться. Вполне логично.
За столь короткое время я успела пропитаться морским духом. Даже немного управляла катером, правда, с курса сбивалась… Все же капитан сказал, что я не безнадежна: посуду мыть умею, рулить могу и морской болезнью не страдаю.
Tandopa, Ok!Тем временем безостановочная гонка длиной в 210 морских миль была в разгаре. Крупные яхты уверенно проходили дистанцию. Лидировал южнокорейский экипаж на 45-футовой Tandopa. Яхтсмены прибыли за день до начала регаты. Местные мастера признались, что не восприняли всерьез этих соперников. К тому же гости плохо разговаривают на английском, и судьи долго на пальцах объясняли маршрут. В общем, или судьи оказались хорошими учителями, или корейцы - классными моряками, но Tandopa неслась как ветер, прекрасно ориентируясь во множестве островков, среди которых даже местные могут заблудиться. Судьи на нашем борту фиксировали прохождение знака у острова Рейнеке. Когда в эфире послышалась корейская речь, Татьяне ничего не оставалось, как сказать: «Tandopa, Ok!». Уже вечером в понедельник корейцы, обогнав фаворитов регаты, ступили на причал.
Из-за слабого ветра по всему заливу рассредоточились яхты класса «Конрад-25Р», они шли с разрывом чуть ли не в часы. К концу гонки все же подул попутный ветер, яхты подняли спинакеры, и на финише между «Конрадами» развернулась битва за минуты. Первым оказался «Маэстро» под руководством капитана Максима Логутенко, вторым пришел «Иллюзион», которым командовал Дмитрий Нацвин.
Думаю, стоит сказать пару слов о жизни в море. Крейсерские яхты с каютами, камбузом и гальюном не вызывают никаких вопросов - тут можно хоть неделю отдыхать, а вот жизнь на «Конраде» куда более интересна. Во-первых, мало места даже для движений, во-вторых, вдоль бортов в трюме прикреплены четыре полки - это спальные места, но даже поваляться там большая роскошь, нужно нести вахту. К тому же маленькую лодку качает так, что страдающим морской болезнью там даже делать нечего. А меню, как мне с улыбкой сказал шкотовый яхты «Джаз» Константин Пирожков, разнообразное: лапша «Доширак» со вкусом курицы, лапша «Доширак» со вкусом говядины, лапша «Доширак» со вкусом грибов… Но не все так плохо, на яхте предусмотрена газовая горелка, так что при хорошей погоде можно и картошечки отварить. Что же касается других удобств, то они на улице, точнее - за бортом. Но это не пугает даже прелестных девушек, которые уже не первый год бороздят море. Капитан женского экипажа «Ария» Екатерина Кутовая с невозмутимым видом рассказала о сложностях парусного спорта. «Да, бывает тяжело, но мы настраиваем себя еще на берегу, поэтому в море идет борьба за результат, и мысли о теплой ванне или мягкой кровати не сильно отвлекают», - заключила Катерина.
Как вы яхту назовете…«Кураж», «Фокстрот», «Ягуар», «Викинг», «Лунный заяц»… Даже не знаю, по каким принципам владельцы выбирают имена для своих яхт. Правда, в яхт-клубе «Семь футов» есть целая серия лодок с музыкальными названиями: «Солист», «Ария», «Танго», «Джаз», «Рок-н-ролл», «Диско». И руководит ансамблем «Маэстро» с капитаном Максимом Логутенко (не путать с Ильей Лагутенко!), экипаж этой яхты в Кубке города в этом году занял первое место, да и в безостановочной гонке «Маэстро» пришел первым. Что тут сказать, все слагаемые успеха: и название удачное, и капитан опытный.
Бывают и забавные случаи. Например, когда яхту «Викинг» пригнали из Австралии, она называлась Morning. Day. Night. Местные яхтсмены быстро окрестили ее «Муни-нюни», так оказалось благозвучнее для русского уха, но не совсем устраивало экипаж… Через полгода они стал ходить под грозным названием «Викинг». Название яхты Nachi-X тоже не ушло от внимания неугомонных яхтсменов. Последнюю букву они упорно не хотят произносить как «икс», читают как русскую «ха», в итоге складывается слово «Начихать». Тоже неплохой вариант: «Чихать мы хотели и на штиль, и на шторм!».
Имена некоторых зарубежных яхт не изменяют. Например, красиво звучат японские Uzuki и Uminoko, последняя переводится как «Дитя океана», звучит красиво и на финише в своей группе всегда в лидерах.
Купание с акуламиТри дня на катере обеспечения. Развлечений немного: сон, купание, рыбалка. Фотограф Гена впервые в своей жизни забросил удочку в море и подтвердил старую истину - «новичкам везет», почти подряд вытянул две камбалы солидного размера. Судье Татьяне Чуевой тоже повезло, на ее крючок попалась рыба фугу, с японского переводится как «рыба-собака». Выглядит этот морской монстр устрашающе: коричневый окрас в темную крапинку, обилие шипов и большая пасть. Рыбка эта ядовита, раны от шипов долго заживают, а в пищу ее желательно вообще не употреблять. Хотя в Японии, как известно, фугу считается деликатесом, только ее нужно уметь приготовить. По статистике, в год от отравления мясом этой рыбки умирает около двухсот человек. Экспериментировать мы не стали и отпустили «собаку» в море.
Настоящий сюрприз ждал нас у берегов островов Сибирякова и Антипенко. Хрупкая Диана даже не ожидала, что ей удастся поймать… акулу. Правда, акула оказалась небольшой, сельдевой, но выглядела как настоящая в миниатюре. Признаюсь, даже не подозревала, что недалеко от Славянки можно поймать такую особь. Андрей рассказал, что тут не только акулы есть, попадаются даже осьминоги.
На этом общение с живой природой не закончилось. Андрей, Гена и я отправились на резиновой лодке к одиноко стоящей скале в море на отмели. Вдруг в волнах показались две гладкие блестящие головки и уставились в нашу сторону. «Нерпы», - спокойно заметил Андрей. Для нас с Геной это стало потрясающим зрелищем - мы-то их видели только в музее. Целая стайка окружила лодку. Любопытные создания выглядывали из воды и пытались подобраться ближе, иногда даже подпрыгивали, чтобы разглядеть нас. Наверное, эта скала - их излюбленное место отдыха.
Здесь же стайками кружили черные птицы со светлыми головками, которых поначалу я приняла за уток. Андрей поправил меня, это - бакланы. Кстати, мы находились недалеко от бухты Баклан, значит, птички давно облюбовали это место, раз в их честь назвали бухту.
Возвращаясь, я смотрела на скалистые берега островов, каждый из которых красивее предыдущего. Да еще такая природа! Хоть кино снимай! Зачем ехать отдыхать за границу, когда у нас в бархатный сезон на море такая благодать?! И вдобавок ко всему - на фоне всего этого белые паруса яхт.
Ну а что касается парусной регаты, то гонки продолжаются…
Автор: Юлия Короткова