Наступят рыбные дни?

Последнее заседание президиума Государственного совета России, посвященное ситуации в рыбной отрасли и прошедшее в Астрахани в минувшую пятницу, оставляет ощущение дежа вю. Где-то мы подобное уже слышали...

4 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2202 от 4 сент. 2007

Последнее заседание президиума Государственного совета России, посвященное ситуации в рыбной отрасли и прошедшее в Астрахани в минувшую пятницу, оставляет ощущение дежа вю. Где-то мы подобное уже слышали. В июне 2004 года во Владивостоке на борту траулера «Арчер» президент РФ уже обсуждал эти проблемы с руководителями рыбацких предприятий региона. Та встреча еще запомнилась предложенной губернатором Приморья Сергеем Дарькиным инициативой по полному запрету на 5 лет вылова камчатского и синего краба.

Прошло три года и менее трех месяцев, а браконьеры и контрабандисты валютоемких видов биологических ресурсов и ныне там. То есть в Каспийском, Японском, Охотском, Беринговом и Баренцевом морях. Нельзя сказать, что власть не занималась темой. Проводились самые различные совещания, на места выезжали всевозможные комиссии, вводились санкции и отменялись аукционы. А уж сколько писем отправили рыбаки наверх (вплоть до Государственной думы, правительства и морской коллегии), сосчитать крайне трудно.

Однако приморцам не надо объяснять, что ситуация стала только хуже. Добывающего и перерабатывающего флота в современном понимании нет, так же, как и молодых кадров – профессия не престижная и не денежная (в соотношении с условиями труда и временем нахождения в трудных рейсах), береговые поселки дышат на ладан. Будущее почти не просматривается. Только одно прошлое, которым и гордимся до сих пор.

В нашу гавань не заходят корабли

Еще 15 лет назад «В» опубликовал серию материалов под названием «В нашу гавань не заходят корабли». В них шла речь о неподъемных таможенных пошлинах и НДС на построенные за границей суда или купленные там запасные части и топливо. Многие известные в Приморье рыболовецкие предприятия, обеспечивавшие десятилетиями продовольственную безопасность в стране, приказали долго жить, в том числе и по этой причине. Тема касалась не только рыбацкого, но и торгового флота. Весь зарубежный новострой для российских предприятий ушел под «удобные флаги» и в оффшорные зоны, зато собственное судостроение угробили напрочь. Недавно наша газета приводила печальный пример с постройкой на «Звезде» траулера «Ураганный».

И вот в Астрахани первый вице-премьер РФ и куратор нового государственного холдинга по судостроению Сергей Иванов предлагает снизить или отменить НДС и таможенные пошлины при ввозе в Россию любого оборудования (которое не производится у нас) для судостроительных компаний.

А также капитально снизить налог на добавленную стоимость для отечественных верфей, производящих траулеры и рефрижераторы, но чтобы суда ходили под российским флагом.

Это предложение попадет в новую федеральную программу по поддержке гражданского судостроения. Ее принятие ожидается нынешней осенью – накануне выборов в Госдуму. Полтора десятилетия назад «В» и не предполагал, что ждать будем так долго.

Три года как один день

На «Арчере» поднимался вопрос о свободном пересечении рыбаками границы 12-мильной зоны в прибрежном промысле. Косяки не признают условности в отличие от государственно-надзорных органов. В беседах с репортером «В» многие руководители местных предприятий в один голос говорят, что уже едва ли не сворачивают свой бизнес, что заниматься развитием аквакультуры или прибрежной рыбалкой невыгодно. Поэтому поселки на берегу Японского моря могут остаться без поддержки градообразующих компаний.

Похоже, президент России явно владеет ситуацией. Его вопросы и указания на Госсовете ставили чиновников в тупик. Информагентства привели прямую речь Владимира Путина: «Одним из самых проблемных вопросов остается рыбный промысел в экономической зоне России. Экспорт не проходит таможенного оформления, мы не имеем и международных соглашений с большинством стран, потребляющих данную продукцию, отсутствуют правовые механизмы космического мониторинга за передвижением судов и в сфере информационного обмена. Зачем нам такая экономическая зона, она вообще наша или чья? Для кого она создана? Мы не имеем там никаких механизмов учета и контроля за объемами вылова и экспорта рыбных ресурсов». И в завершение он в ультимативной форме потребовал положить ему на стол уже на следующий день документ (который, якобы, уже готов три года, но не согласован), разрешающий рыбакам свободно пересекать 12-мильную зону. Если чиновники вновь не начнут ставить бюрократические препоны, у рыбаков появится шанс ловить рыбу большую и маленькую. И поставлять ее на берег - на стол народный.

Кто будет метать икру?

Еще одной темой встречи, которая возмутила руководство страны, стало браконьерство. Понятно, что в Астрахани разговор шел об осетровых и черной икре. Сергей Иванов предложил создать сеть специализированных магазинов (такие существовали в годы советской власти). И только там торговать продукцией из морских, речных и озерных вод. Во Владивостоке Сергей Дарькин хочет открыть целый рынок наподобие действующих в Японии. А икру продавать только с сертификатами. У нас это тоже можно сделать, поскольку в Лучегорске на рыборазводной станции ТИНРО-Центра много лет занимаются осетровыми.

За кадром остался вопрос по запрещению лова тех или иных водных биологических ресурсов. Скорей всего, и здесь будут подвижки. На Волге и Каспии, на Амуре – это осетровые. Заодно могут запретить добычу краба в Охотском и Японском морях – за это все еще ратует Сергей Дарькин. С браконьерами будут бороться всеми способами, в том числе и с помощью системы ГЛОНАСС на каждом добывающем судне. Пойманных на нарушении будут лишать судовых квот, наказывать судовладельца и капитана. Кстати, и сам механизм распределения квот скорей всего поменяют. Их лишатся «диванные фирмы», которые флота не имеют, а получаемые квоты перепродают «работающим мужикам».

Саму отрасль, скорей всего, консолидируют. В любом случае изменения наступят. В выигрыше останутся истинные производители и мы – покупатели готовой продукции.

Автор: Николай Кутенких Николаевич