И дольше века длится ДТП. Первой аварии во Владивостоке – 100 лет

Сегодня трудно представить Владивосток без тысяч автомобилей, заторов и, конечно, множества аварий. Но были времена, когда автомобили в городе нашенском воспринимались как экзотика, а пробок, правил дорожного движения и госавтоинспекторов не существовало

30 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2200 от 30 авг. 2007

Сегодня трудно представить Владивосток без тысяч автомобилей, заторов и, конечно, множества аварий. Но были времена, когда автомобили в городе нашенском воспринимались как экзотика, а пробок, правил дорожного движения и госавтоинспекторов не существовало в принципе. На 8 августа 2007 года выпала знаменательная дата: ровно 100 лет назад во Владивостоке произошло первое дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля. Сегодня об этом на страницах «В» рассказывает наш постоянный автор, краевед Юрий ФИЛАТОВ.

С бешеной скоростью 16 км/час

Первые авто в нашем городе появились еще до Русско-японской войны, но по причине малой приспособленности городских улиц к такому виду транспорта на них почти что не появлялись. В основном машинами пользовались адъютанты для доставления срочных распоряжений из штаба крепости в летние лагеря гарнизона или дальние форты и батареи, которые располагались за городской чертой. Потому городские власти не считали нужным вводить для них какие-то правила. Думу и управу интересовали только взаимоотношения на городских улицах гужевиков (ломовых извозчиков), лихачей (легковых извозчиков) и владельцев собственного выезда. К тому же приходилось регулировать перемещение по городу ассенизационного обоза (золотарей), с хозяином которого управа заключила договор об очистке городских сортиров. До установления правил движения по улицам новомодного транспортного средства – автомобилей - у наших отцов города просто не доходили руки в отличие, например, от Парижа, где уже 14 августа 1893 года его префект Луи ЛЕПЕН распорядился об обязательном наличии у водителя автомобиля «справки о способности управлять транспортным средством с механическим мотором», выданной префектурой. Таковая выдавалась той же комиссией, которая экзаменовала и кучеров фиакров (парижских извозчиков). Факт из той эпохи: за превышение скорости была оштрафована княгиня де ЮЗЕС. Ее автомобиль ехал со скоростью 4 лье (около 16 км) в час вместо предписанных трех.

В начале века правила для передвижения по улицам авто, или, как тогда говорили, моторов, установили Петербург, Москва и даже Одесса, поскольку первый в России автомобиль проехал в 1896 году именно по ее улицам, а одесситы - народ крайне нервный. После 1905 года стал расти и автопарк Владивостока, и вскоре произошел первый дорожный конфликт. Много автомашин, прибывших с госпиталями Красного Креста (они не входили в медико-санитарную службу Военного министерства), по окончании войны оказалось во Владивостоке. Генералы, с этим видом транспорта мало знакомые, распорядились большую их часть продать. Так наиболее продвинутые горожане оказались владельцами «моторов». Но эта новинка многих просто перепугала.

«Владельцы лошадей должны приучать их к культурным новшествам»

Год 1907-й, газета «Дальний Восток», раздел «Дневник происшествий»: «26 июля (8 авг. нов. ст.) около 5 часов вечера на углу Посьетской и Первой Морской улиц автомобиль присяжного поверенного ПРЕОБРАЖЕНСКОГО налетел на экипаж, принадлежащий генеральше госпоже БЕЛОЙ. Лошади испугались и, бросившись в сторону, перевернули экипаж. При сильном толчке от перевернутого экипажа госпожа Белая упала из него и получила значительные ушибы. Госпожа Белая была немедленно доставлена домой, а на господина Преображенского составлен полицейский протокол. Владельцы лошадей должны приучать их к культурным новшествам».

Госпожа Белая Мария Фоминична, жена начальника артиллерии Порт-Артура генерал-майора БЕЛОГО, после сдачи крепости переехала во Владивосток, где генерал-лейтенант Белый с 1907 года создавал артиллерийскую оборону крепости. Скандал был неизбежен, и потому присяжный поверенный поспешил дать в печати следующее объяснение происшедшему: «Мы уже повернули на Посьетскую, когда встретили экипаж госпожи Белой. Лошади стали пугливо пятиться, шофер, весьма опытный в управлении автомобилем и имеющий надлежащий аттестат, остановил совершенно автомобиль. Несмотря на это, кучер госпожи Белой, сам впервые видевший автомобиль и, по-видимому, не менее лошади испугавшийся его, не справился с ролью кучера и повалил на бок экипаж».

Оправдания не помогли. Все закончилось принесением присяжным госпоже Белой извинений и уплатой внушительного штрафа полиции. На ближайшем заседании городская дума приняла правила передвижения автомобилей в городе. Вот некоторые из них:

1) На владение автомобилем должно быть взято разрешение из городской управы;

2) Наибольший вес автомобиля с грузом (в том числе и пассажирами) не должен превышать 250 пудов (4 тонн), а автомобиль большего веса требует особого разрешения (управа берегла проезжую часть улиц);

5) На право езды выдается особая книжка, а автомобиль снабжается особой нумерованной бляхой (аналоги современных водительских прав и номеров);

9) Скорость езды не более 12 верст в час, а при выезде из ворот или повороте на другую улицу не более 4,5 версты;

12) Езда вперегонки воспрещается.

Кроме того, автомобили были обязаны уступать дорогу любому конному транспорту. Когда по Светланской проложили трамвайную линию, то автомобили не имели права въезжать на рельсы. Владелец не имел права оставить свое авто около тротуара на Светланской. Ему разрешалось только выйти из него или же сесть в подъехавший. К правилам прилагался перечень внушительных штрафов за их нарушение.

Жизнь автовладельцев была настолько усложнена, что многие пользовались своими моторами только для загородных поездок, а в городе брали извозчиков. Так внесли свою лепту в историю города пугливые лошадки и робкий кучер генеральши Марии Фоминичны Белой. Не одним же генералам делать историю.

Автор: Юрий ФИЛАТОВ