Все флаги равны для погранохраны. Даже самые подозрительные…
Крайний юг Приморья, устье реки Туманной. Здесь, на стыке исключительных экономических зон России и КНДР, в северокорейских территориальных водах денно и нощно «пасется» один-два десятка судов-кальмароловов под различными флагами...
Крайний юг Приморья, устье реки Туманной. Здесь, на стыке исключительных экономических зон России и КНДР, в северокорейских территориальных водах денно и нощно «пасется» один-два десятка судов-кальмароловов под различными флагами. В основном их экипажи составляют граждане КНДР, а также россияне под «удобными» флагами далеких экзотических государств. Как правило, это потенциальные браконьеры, желающие улучить момент, когда пограничный сторожевик российской береговой охраны покинет южную границу территориальных вод РФ, чтобы заняться незаконной добычей биоресурсов в нашей части акватории. Подобная ловля кальмара «из засады» стала возможной из-за того, что северокорейские пограничники не препятствуют нахождению судов в этом районе, а их российским коллегам входить сюда нельзя - если только они не преследуют браконьера, пытающегося уйти в территориальные воды сопредельного государства.
Статистика может быть шокирующей. Всего за два летних дня в конце июля этого года в южной части акватории залива Петра Великого были задержаны за браконьерский промысел и нарушение госграницы четыре маломерных плавсредства с 28 рыбаками из КНДР (при задержании одной из лодок пограничникам помогли сотрудники Дальневосточного государственного морского заповедника), а также две промысловые шхуны с еще 18 северокорейскими рыбаками и общим незаконным уловом, составляющим без малого тонну кальмара. А всего с начала 2007 года зафиксировано свыше 80 случаев нарушения режима границы промысловыми судами КНДР с целью ведения промысла в территориальных водах России.
С чего это так распоясались наши соседи? - этим вопросом озадачились корреспонденты «В» и решили нанести визит в Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю. Все необходимые разъяснения по поводу сложившейся на стыке территориальных вод двух сопредельных государств ситуации дает для читателей «В» начальник отделения по организации государственного контроля отдела береговой охраны Погрануправления ФСБ РФ по Приморскому краю капитан первого ранга Олег ГОДИСОВ.
- Олег Викторович, насколько велика акватория, за которую несут ответственность приморские пограничники? Граждане каких стран наиболее часто нарушают наши водные рубежи с целью незаконного промысла?
- Сфера нашей ответственности ограничена на востоке пределами исключительной 200-мильной экономической РФ, на севере - траверзом мыса Золотой, на юге - устьем реки Туманной, по которой проходит сухопутная государственная граница. На этой акватории в меньшей степени представлены японские рыбаки, ведущие промысел ближе к Сахалину и Курилам, но достаточно много судов под флагами КНДР и Южной Кореи. Кроме того, в изобилии представлены так называемые удобные флаги: Белиза, Гондураса, Панамы и так далее. Нужно сразу отметить, что большая часть иностранных судов работает на абсолютно законных основаниях. Это касается прежде всего южнокорейских рыбаков, получающих квоты по межправительственному соглашению, а с 2005 года квоты на вылов кальмара стали покупать и северокорейцы. Это означает, что промысел ведется под контролем российских официальных лиц, в том числе наше погрануправление специально готовит инспекторские кадры для работы непосредственно на иностранных промысловых судах.
- Судя по сообщениям вашей пресс-службы, наибольшую головную боль для погранохраны представляют северокорейские рыбаки…
- Это не совсем так. Во-первых, мы не делаем различий по цвету флага, каким бы он ни был. Для пограничников важно только одно: является ли судно нарушителем госграницы или нет, обладает оно законными правами на промысел или браконьерствует. Нормы природоохранного законодательства применяются одинаково по отношению ко всем природопользователям - корейским, японским или российским.
Во-вторых, нужно признать, что власти КНДР стремятся, по крайней мере, вести промысел на легальных основаниях и в целом действовать на правовом уровне. Мы понимаем, что это для них трудно в силу низкой технической оснащенности добывающего флота, отсутствия порой элементарных навигационных средств. Поэтому нарушения часто имеют неумышленный характер.
С другой стороны, платежи за квоты и за работу нашего инспекторского состава поступают из КНДР своевременно, все наши письма и обращения в адрес командующего районным пограничным округом «Расон» генерал-майора Хо Чан Гука не остаются без реакции. Всего с начала года командованию округа «Расон» и в генеральное консульство КНДР в Находке было направлено по шесть писем с целью принятия северокорейской стороной эффективных мер по предотвращению и недопущению нарушений границы. Проводятся погранпредставительские встречи - 17 за этот год, задействованы пограничные уполномоченные. Организован регулярный (раз в месяц) обмен обобщенной и документированной информацией с приложением фотоматериалов по фактам нарушений. Все эти совместно предпринимаемые меры принесли свои плоды: во втором квартале 2007 года количество нарушений на морском участке со стороны северокорейских маломерных судов сократилось наполовину: в первом квартале - 57 случаев, а во втором - всего 23.
- Часто приходится слышать про конфискацию добывающих судов Японии, стрельбу на поражение по уходящим японским нарушителям и налагаемые на них многомиллионные штрафы. Часто ли приходилось применять подобные меры по отношению к северокорейцам?
- Решение о конфискации судна, нарушившего пограничное и природоохранное законодательства, принимается не пограничниками, а судебными органами. Однако в течение последних двух лет судебные инстанции РФ не принимали решений о конфискации в доход государства промысловых судов КНДР. В прошлом году было задержано всего четыре шхуны КНДР, на капитана одной из них (бортовой номер РШ-325-1066) наложен штраф в размере 100 тысяч рублей, а также штраф по возмещению ущерба в размере более 1 миллиона рублей. Такого рода статистика в целом соответствует ситуации с несанкционированным промыслом рыбаков КНДР: мы считаем, что они не носят системного характера. Судите сами: общее количество задержанных нами за этот год судов - уже более двух десятков, из них - только две северокорейские шхуны и еще четыре мотобота.
Если уж говорить о нашей «головной боли», то это российские рыбаки, работающие под «удобным» флагом. Не будет преувеличением сказать, что еще не было случая, чтобы при досмотре судов под флагом, допустим, Белиза или Панамы, были представлены какие-либо квоты. Но и в этом отношении в последнее время появились заметные подвижки, позволяющие надеяться на постепенное решение проблемы. В текущем году конфискованы в доход государства три добывающих судна-нарушителя с приморской пропиской. Наряду с этим впервые принято решение о конфискации одного «подфлажного» суда, то есть прецедент создан. Кроме того, ведется определенная работа по линии МИДа: делаются официальные запросы тому или иному государству на предмет принадлежности промыслового флота. И в этом году подобная работа, хотя и очень медленная, также впервые начинает приносить плоды: уже получена доказанная информация, что одно из судов под флагом Белиза в этом государстве не числится. Следствием такой информации должно стать решение о признании этого судна бесхозным с дальнейшей продажей в доход государства. Таким образом, склонный к браконьерству собственник лишается флота, который переходит в руки законопослушных рыбаков.
~~Тем временем
«Несмотря на неоднократные обращения руководства Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю к северокорейской стороне об ужесточении мер по предупреждению нарушений режима российско-корейской государственной границы на совместно обслуживаемом морском участке, нарушения со стороны судов КНДР продолжают иметь место», - с такой нерадостной констатацией выступила группа общественных связей Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, когда данный материал уже был подготовлен к печати. Основанием для подобного вывода стало задержание силами пограничной береговой охраны по Приморскому краю еще девяти рыболовных судов с 58 рыбаками из КНДР всего за одну неделю 21 - 27 августа. На борту всех задержанных плавсредств при осмотре были обнаружены рыболовные сети и кальмар. Техническое оснащение судов, как обычно, оставляет желать лучшего, запасы пищи и воды – минимальные.
О случившемся поставлено в известность генеральное консульство КНДР в Находке, а также направлено очередное письмо генерал-майору Хо Чан Гуку, в котором руководство Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю призывает корейскую сторону оказать «содействие по предупреждению и недопущению в дальнейшем нарушений режима российско-корейской государственной границы корейскими судами».~~
Автор: Александр Карташов Анисимович