В Новой Москве мед не хуже, чем у Лужкова

В Приморье завершается медосбор, и сейчас неутомимые труженицы пчелы готовятся к предстоящей зимовке, а пчеловоды подводят первые итоги минувшей страды.

29 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2199 от 29 авг. 2007
aeec9ecfa9dc77023aba4b53ce877032.jpg

В Приморье завершается медосбор, и сейчас неутомимые труженицы пчелы готовятся к предстоящей зимовке, а пчеловоды подводят первые итоги минувшей страды.

Медовый месяц бывает не только у молодоженов

Корреспонденты «В» побывали на пасеке у пчеловода Владимира ШВАЙКОВСКОГО в знаменитом селе Новая Москва Шкотовского района. Название населенного пункта обязывает: у четырех «новых москвичей», как и у столичного градоначальника Юрия ЛУЖКОВА, имеются крупные пасеки.

Сейчас пчелиные домики стоят в огороде Швайковских. Около них по-прежнему царит гул, о котором сказочный герой и большой любитель меда Винни-Пух говорил: «Это ж-ж-ж неспроста», и кипит работа. Гостеприимный хозяин рассказал, что хорошая пчела может пролететь два–три километра и вернуться домой. Как правило, медосбор начинается весной, когда цветут садовые деревья: черемуха, абрикос, яблоня… Обитатели ульев очень любят малину. Это период сбора первого цветочного меда. Самого долгожданного и полезного.

В этом году меда накачали немного, а потом сделали так называемую чистку перед липой, чтобы сорта сладкого продукта не перемешались. Настоящий медовый месяц – это июль, когда зацветает липа. Все лето у пчелы много работы. Наблюдать за труженицами интересно, но и зевать не приходится – иначе закусают.

- Я уже «оприватизировался», - шутит Владимир Лазаревич. – И не боюсь пчелиного жала. Привык! Могу выдержать полсотни укусов, а раньше побаивался одного только вида роя.

Пчеловодством он занимается почти три десятка лет. В Кировском районе, где раньше жила семья Швайковских, с сотами управлялся дед Владимира Лазаревича, потом отец. Еще в начале прошлого века они перебрались из Полтавской губернии в далекое Приморье. Мастерство и навыки обращения с пчелами передались по наследству. Сначала Владимир Швайковский свою пасеку содержал в пригороде Владивостока, на даче в Садгороде. Но когда обрабатывали сельхозугодья с самолета, то досталось и хозяйским пчелам. Выжило всего 16 семей. Когда уходил на пенсию, то перевез домики в деревню: сначала в село Моленый Мыс, а потом перебрались в Новую Москву, где живут с 1988 года.

Мастер на все руки

Ульи он делает сам из кедра. Для столяра пятого разряда это несложно. Владимир Швайковский собирал домики на одну и несколько семей, то есть на 27 рамок. Обычно их окрашивают в яркий цвет: оранжевый, голубой, но только не в зеленый. Пчела не видит его.

Своих подопечных никак не называет, но очень хорошо определяет их характер и знает, которая из них злится. В это время старается не беспокоить ворчунью. Крылатые труженицы не переносят резких запахов. На пасеке не принято пользоваться одеколоном, духами. В летнее время старики стараются умываться обычным мылом, а душистое откладывают до зимы.

Сейчас они живут в Золотой Долине. Пасеку никогда не вывозят за ее пределы потому, что здесь мягкий климат и всегда хороший медосбор. Как правило, пчеловоды Приморья привозят сюда свои ульи на лето. Пчелы заполняли рамку за два-три дня. В самые лучшие времена качали более трех тонн меда и перевыполняли план государственных закупок. В то время за килограмм сладкого продукта платили по 3 рубля 20 копеек (для сравнения: сахар стоил 90 копеек).

- Сегодня таких массовых закупок меда не производится, - рассказал пчеловод. - А частник хочет приобрести продукт дешевле. Мне, старику, это невыгодно.

Косолапая неожиданность

Не обошлось без традиционных медвежьих историй. Супруга Владимира Лазаревича Лидия Григорьевна рассказала, как с внуком наблюдала за медведицей и медвежатами, которые приходили на колхозное поле. Когда наскучили молодые побеги овса, зверь решил навестить пасеку.

Хозяин тайги мощными лапами ухватил самый крайний домик и быстро, отбиваясь от пчел, понес его к реке. Сладкоежка быстро расправился с нехитрым строением, достал соты и жадно уплетал мед.

Сладкое счастье – что это такое?

- В этом году плохой медосбор, - пожаловались старики. - В 2005 году 12 пчелиных семей собрали тонну меда, почти по 100 килограммов каждая. А сейчас едва набралось 1,5 фляги – чуть более 70 кг. Это капля в море.

Связывают это с погодой: весна была холодная и затяжная, а лето сухое – практически без дождей. Даже малина засохла. Они не оставляют надежды, что будущий год будет более благоприятный. На зимовку ульи определят в специальный пчельник, а с приходом теплых весенних дней вынесут в сад.

~~Кстати
Качество меда определяют по цвету, аромату, вязкости… Прежде всего каждому сорту этого продукта характерна своя окраска: у цветочного – светло-желтая, липового – янтарная, гречишного – темно-коричневая… Мед, содержащий сахар, крахмал и другие добавки, мутноват. В нем можно даже обнаружить осадок.

Проверить вязкость меда можно деревянной палочкой. Если мед струится тонкой ниткой и образует внизу маленькую пирамидку, то это настоящий продукт. Фальшивый же предательски капает и выдает себя с головой.

Захватите на рынок бумагу и химический карандаш. Нанесите на лист немного меда и проведите карандашом сверху. Синий цвет - признак примеси муки и крахмала.

Качественный и свежесобранный мед отличается душистым ароматом, который ни с чем не сравним.~~

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА