На исходе лета – в очередь за солнцем

Лето у нас короткое - так, несколько недель в июле-августе с перерывами на дожди. Но когда над южным Приморьем сияет солнце и море зовет окунуться, жители Владивостока упорно торят дороги к пляжам. И остро понимают: отдых - дело непростое! В черте города,

28 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2198 от 28 авг. 2007
395b3b5a5a30eb4f2210e8ce0a81929d.jpg

Лето у нас короткое - так, несколько недель в июле-августе с перерывами на дожди. Но когда над южным Приморьем сияет солнце и море зовет окунуться, жители Владивостока упорно торят дороги к пляжам. И остро понимают: отдых - дело непростое!

В черте города, строго говоря, купаться нельзя. Но все равно купаемся, закрыв глаза. А если выдается немного времени и есть машина, едем туда, где море почище. Но, увы, сталкиваемся с тем, что дороги у нас совсем никудышние: на самых популярных направлениях собираются такие пробки, что отдых насмарку. Да и качество дорожного покрытия, например, до Славянки - не для слабонервных, и вот уже много лет ждем тут окончания ремонта.

У отдыха на островах - свои проблемы.

Конечно, нас радует, что Владивосток вскоре может стать одной из точек международного бизнеса, к тому же привлекательным местом для тысяч переселенцев. Но есть задачки и попроще: хотя бы привести в порядок те немногие места отдыха для тех, кто еще остался в Приморье.

Содержание

Токаревская кошка: купаться лучше в обуви

Набережная: дешево и сердито

Остров Попова: без мусора. И туалетов

Рейнеке: островной синдром в квадрате

Хасан: вода в частной собственности

Находка, Триозерье: море нефти и приятные цены

Бухта Лазурная: главное – вовремя съехать

Остров Русский, Поспелово: лучше ехать налегке. Или с безменом

Санаторная и Седанка: можно обойтись без пробок


* * *

Токаревская кошка: купаться лучше в обуви

Пляж на Токаревской кошке посещают те, кто любит чистую воду, а за город ехать не хочет или не может.

Добраться сюда можно, не имея машины. Садишься на любой автобус, что идет на «Маяк», выходишь на последней остановке. Далее путь лежит между то ли стоянками, то ли автосервисами, которые охраняют собаки на любой вкус, цвет и размер. Причем огромная рыжая псина не привязана. Другая собака разрывается от лая. На просьбы придержать животных работники стоянок отвечают, что они добрые.

Далее путь лежит через помойку, обрамленную цветами.

Ближе к морю местность производит впечатление «дикого» уголка в городе. Может, поэтому вода на пляже считается чистой? Во всяком случае, как и на многих других пляжах, дна не увидишь почти сразу, как только войдешь в воду. Кстати, при посещении этого пляжа стоит взять с собой обувь, которую не жалко выбросить. Дно каменистое.

Для отдыхающих из всех удобств есть только кабинки для переодевания, туалет и дощатая площадка, где иногда играют в волейбол. Из достопримечательностей – огромные черные вороны, которые кружат над мусоркой, и валуны, на которых любят фотографироваться студентки городских вузов, мнящие себя фотомоделями.

* * *

Набережная: дешево и сердито

Пляж на Спортивной Гавани Владивостока в народе считается самым грязным, но ребятишкам из окрестных домов, маленьким рыбкам и водоплавающим птицам, которые на них охотятся, до этого дела нет.

Набережная - главное место отдыха во Владивостоке. На это красноречиво намекают ларьки, торгующие коктейлями, аттракционы и небольшие кафешки. Вход на основной пляж набережной платный, стоит 20 рублей. Зато охраняемый. Не надо платить за детские качели, лавки, солярий и биотуалеты. Поэтому, если хорошенько запастись едой и питьем и остаться на весь день, входной билет несколько раз себя окупит. Солярий представляет собой дощатую площадку, обнесенную забором, под открытым небом.

Плату за вход начинают брать примерно с полудня. Утром, часов в 10, и вечером в это же время пройти можно бесплатно. Для кого висят таблички: «Вход с собаками на территорию запрещен» и «Купаться в акватории запрещается», остается загадкой. Даже охранники смеются над ними:

- И купаются, и с собаками проходят, и даже купаются с собаками.

Посещают пляж жители всего Владивостока. Чаще всего, это те, у кого нет машин. Как правило, отдыхающие стараются покупать чипсы и пиво в магазинах возле дома. Здесь все дороже рублей на 10-20. Чипсы стоят 40 рублей, пиво - 60, шашлыки – 100. Тем не менее запасы быстро кончаются, и купальщики все равно бегут в ларьки.

* * *

Остров Попова: без мусора. И туалетов

С введением дополнительных коммерческих рейсов парома и катера «Турист» остров стал ощутимо доступнее. Правда, билет лучше покупать заранее. Да и попасть на паром в пятницу вечером можно, как обычно, изрядно потолкавшись у трапа и потратив некоторое количество драгоценных нервов. Но очередь из желающих отдохнуть на Попова не кажется безнадежной, ибо в итоге на паром садятся все, кто собирался.

На острове, у пирса в бухте Западная, куда прибывает паром, уже ждут микроавтобусы, доставляющие туристов до мест отдыха за 50 - 100 рублей. Самое популярное – бухта Пограничная: большой пляж, песчаное дно. В выходные народу здесь как на Шаморе. Сюда идут едва ли не со всех баз отдыха, что имеются на острове, благо расстояния небольшие. Например, от пролива Старка до бухты – 20 минут хода. Кроме того, в самой Пограничной места для палаток сколько хочешь.

Несмотря на большое число отдыхающих, мусора здесь практически нет. Все добросовестно несут отходы к большим металлическим бочкам, играющим роль мусорных контейнеров. Единственное, чего не обнаружено в Пограничной, - туалетов.

Работает прокат. Покататься 10 минут на банане обойдется в 600 рублей, на водных лыжах – 500.

В продаже – пиво в кегах по цене 40 рублей за пол-литра, лимонад, шашлыки, горячие пирожки.

* * *

Рейнеке: островной синдром в квадрате

Если наличие «островного синдрома» московские власти признали даже у материковых дальневосточников, то у жителей и гостей действительно островных территорий этот синдром, вероятно, стремительно прогрессирует. Каждый год на курортные острова ПОПОВА и РЕЙНЕКЕ едет поток приморцев и жителей других регионов, однако они вынуждены ежегодно наступать на одни и те же грабли - с небольшими изменениями.

Удаленность и относительная незагаженность Рейнеке - его несомненный плюс. Но он неразрывно связан и с главным минусом этого острова: транспортными проблемами. Похоже, организации, заведующие пассажирскими перевозками на острова, до сих пор живут в эпохе социализма: с билетами (естественно, дешевыми) по-прежнему дефицит, и их приходится не покупать, а доставать.

Вот как обстояли дела с доставкой на Рейнеке в один из недавних августовских уик-эндов. Если на соседний остров Попова можно без особых проблем добраться ежедневно (организованы даже дополнительные «коммерческие» рейсы по выходным), то на Рейнеке катер ходит по вторникам, четвергам и субботам. Оно бы и ладно, но с билетами - «засада». «Приходите прямо к шести утра, к открытию касс, может, и повезет», - объяснили в справочном бюро вокзала прибрежных морских сообщений. Послушно приезжаем к шести - таких, как мы, набилось уже полвокзала. Уже через полчаса кассир выставляет табличку «Билеты проданы».

Решаем все же попытать счастья и с рюкзаками подходим на причал незадолго до отхода катера. Первыми идут счастливые обладатели билетов, а затем за «всеобщий эквивалент» в размере ста рублей (рюкзаки потом еще оплачиваются отдельно и тоже без всяких чеков) проходят все желающие. В сезон отдыха большинство пассажиров не жители Рейнеке, а туристы. Так, может, пустить для них «коммерческий» катер, как на Попова, или просто поднять цену на билеты? Но простых (а тем более - прозрачных) путей никто, естественно, не ищет.

Дальше - больше. Капитан вдруг объявляет, что на Рейнеке сегодня не пойдет, сославшись на штормовое предупреждение, о котором, похоже, никому, кроме него, известно не было. Хотя катер вроде «Якова БУТАКОВА» или «Владимира РОДИКА» гораздо мореходнее, чем паром. Но здесь спорить бесполезно. В итоге всех - и «поповцев», и «рейнековцев» - высаживают на Попова, на Рыбзаводе. Дальше варианты: можно здесь же договориться с обладателями моторной лодки. А можно пешком дойти до пролива между Попова и Рейнике (если пешком идти лень, к вашим услугам - «народное» островное такси в виде допотопных джипов и микроавтобусов, часто без номеров) и визуально привлекать к себе внимание уже там.

Уехать обратно вроде бы попроще: достаточно дождаться катера, на котором место обычно находится всем. Но и тут постарался чей-то изворотливый ум: деньги за обратный проезд вдруг решили брать прямо при посадке, а не путем обхода пассажиров уже после отплытия. В результате - давка, крики, катер сильно выбивается из графика (что существенно для тех, кто уже успел заказать такси для встречи во Владивостоке), об отсутствии чеков уже не говорим.

Удовольствие от отдыха на Рейнеке сильно портит дорога. С одной стороны, конечно, хорошо, что остров по-прежнему остается сравнительно необжитым и диким. Но вряд ли именно в этом заключается сверхзадача тех, кто «рулит» перевозками.

* * *

Хасан: вода в частной собственности

Планируя поездку на крайний юг Хасанского района, на бескрайние песчаные пляжи, тянущиеся вдоль побережья от окрестностей Краскино до устья Тумангана, не стоит рассчитывать на то, что полное отсутствие цивилизации избавит вас от необходимости платить за проезд и пребывание в этих благословенных местах.

Корреспонденты «В», ставшие гостями недавнего байкерского фестиваля «Лицом к океану», вместе с тусовкой мотопутешественников провели несколько дней на косе Назимова и имели возможность убедиться, что свободного от денежных поборов побережья здесь нет ни метра. Практически любой съезд с трассы Краскино - Хасан на береговую черту «украшен» шлагбаумом и вывеской «Частная территория. База отдыха». На семикилометровом отрезке пути от трассы до северной оконечности косы Назимова подобные «блокпосты» встречались нам трижды, правда, для гостей фестиваля проезд был бесплатным.

Другая проблема – более традиционная, это состояние дорог в Хасанском районе. Безукоризненное покрытие отмечено только на участке Славянка – Краскино, а северная часть этой дороги на большей своей протяженности вовсе лишена какого-либо покрытия из-за перманентной реконструкции. Трасса полностью «убита» и южнее Краскино. То есть проблем, как и везде, две: дороги... и умники, установившие шлагбаумы.

* * *

Находка, Триозерье: море нефти и приятные цены

Триозерье по праву можно назвать приморским Кипром. Лазурный берег, чистейшая вода, белый песок, огромные живописные валуны по обе стороны бухты…

Проблема лишь в дороге от поселка Врангель до места отдыха. Да, арендаторы пляжа ежегодно заказывают грейдер, чтобы подравнять ее, но с первым же ливнем (а нынешнее лето оказалось богатым на них) все возвращается на круги своя. Основная часть добравшихся до бухты автомобилей - внедорожники, но есть и переднеприводные легковушки. Скорее всего, дном они черпали не раз, пока доехали. Помимо приморских номеров встречаются хабаровские и амурские.

«Дикий» отдых на Триозерье обходится в 200 рублей за сутки с автомобиля и двух палаток. По правую сторону находится более дорогой пляж - 300 рублей с автомобиля. Почему дороже, непонятно. На обоих пятачках в сервис входят дощатый туалет да уборка мусора, для которого отдыхающим выдают большие черные пакеты. Также пляж убирают и от морской травы.

Есть магазин, цены в котором приятно удивили относительной демократичностью: хлеб - 18 рублей, минеральная вода - 20, пиво - 27 (в городе такое же - 23). Есть баня. Попариться три часа на шестерых стоит 2700, за каждого дополнительного человека - 200 рублей.

Другие модные пляжи в окрестностях Находки также предлагают весь спектр услуг - от бунгало до шашлыка. Единственное, что настораживало отдыхающих этим летом, - участившийся сброс нефтепродуктов с торговых судов. Больше всего пострадали бухта Мусатова (Читувай) и популярный пляж в районе мыса Астафьева. Впрочем, к концу лета о «коричневой воде» уже никто и не помнит - тысячам находкинцев и гостей города море по колено.

* * *

Бухта Лазурная: главное – вовремя съехать

Плюсов для отдыха на Шаморе вопреки всему остается немало. Берег, можно сказать, чистый – его регулярно убирают. Сервис – богатый, тут тебе и шашлыки с пивом, и парковки (100 рублей за машину), и вареная кукуруза, которую регулярно носят коробейники. Вода в море, конечно, чиста относительно.

Главный минус - это дороги. Не вовремя выехать – значит попасть в бесконечную пробку на узкой шаморовской трассе, в которой запросто можно простоять эдак часа четыре. Особенно фатальны пробки уже по дороге домой, когда перед перекрестком на Океанской собираются километровые «автопоезда».

Трасса через Горностай получше, но из-за ям на дороге перед городом тоже собираются пробки.

Выход приходится искать самим: например, в будние дни отправляться на Шамору часов в семь вечера, а возвращаться уже после десяти. В выходные – ехать спозаранку, а сразу после обеда двигать домой.

Есть пути из разряда фантастических: неплохо бы городским властям построить транспортную развязку на Океанской. Или расширить всю шаморовскую трассу.

* * *

Остров Русский, Поспелово: лучше ехать налегке. Или с безменом

Один из самых популярных маршрутов отдыха владивостокцев и гостей города - поселок Поспелово на острове Русском. Чистое море, 40-минутное путешествие на катере, удобное расписание (три раза в день: утро, обед, вечер). И цена вопроса вполне демократична - 25 рублей в один конец. Большинство отдыхающих располагается на каменистом пляже недалеко от пирса, некоторые отправляются на песочек в бухту Аякс.

Правда, сидячих мест на морском «трамвайчике» хватает далеко не всем, но бывалый народ устраивается на пляжных «ковриках» прямо на палубе. Проблемы начинаются на обратном пути, когда пассажиров обилечивают прямо на катере. По вновь введенным городской администрацией правилам (постановление № 1822 от 17 мая с. г.) за багаж следует платить 25 рублей. И здесь начинаются разногласия, зачастую переходящие в ненормативные прения. Работники ООО «Мортранс» требуют эту сумму за багаж, превышающий пять килограммов (в постановлении «критический» вес вообще не обозначен). Народ возражает. Почему бы не обеспечить кондукторов-контролеров безменом. Для начала. По большому счету администрации города и Мортрансу нужно наконец отрегулировать и постановление, и свои отношения, чтобы отдыхающие всякий раз не оказывались в роли стрелочников… Бархатный сезон еще не закончился…

А в один из выходных дней в конце июля корреспондент «В» вообще стал свидетелем циничной «обдираловки». Взяв на борт 176 пассажиров (такова вместимость катера), с тех, кто остался на пирсе - около 20 человек, взяли за проезд по 100 рублей с каждого. Это был последний вечерний рейс, никто не хотел оставаться с ночевкой на поспеловском пляже, и люди были вынуждены заплатить.

* * *

Санаторная и Седанка: можно обойтись без пробок

Что делать, если с утра небо было пасмурным, а после обеда вдруг появляется солнце? Бросать все и срочно выезжать под Находку или в Славянку? Слишком долгая дорога. Махнуть на один из городских пляжей? Грязновато там, все-таки и порт рядом, и стоки… Выход прост: доставайте расписание электропоездов, ваш ориентир - ближайшие пляжи в пригородной зоне в районе станций Седанка и Санаторная.

Наибольшей популярностью пользуются пляжи в районе Санаторной. Дорога на электричке займет всего полчаса и без пробок. Здесь много отдыхающих даже в будние дни. На выбор три пляжа. Первый - на территории парка имени Сергея ЛАЗО, для детей младше семи лет вход бесплатный, для детей до 12 лет - 10 рублей, для взрослых - 20. Отдых с удобствами: туалеты, кабинки для переодевания, душ, после купания можно посидеть в кафе, а детишек отправить на аттракционы.

Следующий пляж находится с правой стороны от парка. Вход для всех - 30 рублей. К услугам отдыхающих - туалет, душ, раздевалки, шезлонги, волейбольная площадка. Третий пляж - слева от парка. Дети до семи лет бесплатно, с взрослых берут по 10 рублей. Туалет, раздевалки, мангалы, беседки, волейбольные площадки. На этом пляже, как и на всех вышеперечисленных, стоят урны и работники следят за чистотой.

Санаторной есть альтернативный вариант - Седанка. Море то же самое, за исключением двух впадающих сточных речушек по обе стороны пляжа, люди об этом знают, но предпочитают не задумываться над такой мелочью. Пляж бесплатный. В солнечные дни здесь полно отдыхающих, правда, никаких удобств не предусмотрено, были когда-то кабинки для переодевания, но век их оказался недолгим, даже единственный на весь пляж мусорный бак куда-то пропал. Куда люди ходят в туалет - загадка… Тем не менее пляж на Седанке не перестает привлекать любителей поваляться на песке.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна