Стройка не может сдвинуться с места

Публикация в газете «Владивосток» «Застройщиков загоняют в угол, не дав сделать даже первого шага», вышедшая в номере за 25 июля, вызвала резонанс как в строительных кругах, так и в кабинетах городских чиновников. Это подтвердило: ситуация, когда стройка

21 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2194 от 21 авг. 2007
16920b088fe38706943aeec054b8d25f.jpg

Публикация в газете «Владивосток» «Застройщиков загоняют в угол, не дав сделать даже первого шага», вышедшая в номере за 25 июля, вызвала резонанс как в строительных кругах, так и в кабинетах городских чиновников. Это подтвердило: ситуация, когда стройка годами не может сдвинуться с места из-за чинимых на ее пути преград, - типичная и больная для Владивостока.

Первая большая преграда – невозможно найти участок под строительство, потому что вся земля уже роздана и находится «у кого-то». Нет, застройщикам не отказывают. Выдадут топографическую карту, подскажут, за кем числится выбранный ими участок и даже посоветуют поговорить с его владельцем (может быть, уступит?). Действительно уступают… за солидную сумму. Чаще всего именно так и бывает. Кто бы какой земельный участок в городе ни выбрал – всегда он оказывается с обременением и за него приходится платить. Наличными. Звонившие в редакцию читатели рассказали, что эта практика до сих пор остается в силе. Однако никто из застройщиков не отваживается бороться публично – себе дороже.

После того как решается все-таки проблема с участком, наступает пора заниматься эскизным проектом, чтобы «привязать» строительство к конкретному месту, получить технические условия на подключение к инженерно-техническим сетям. Требуется почти три десятка согласований в различных службах и конторах.

Чтобы выдать техусловия, эксплуатирующие сети организации начинают выкручивать руки: заплати за одно, построй другое, передай объект бесплатно на баланс... А куда деваться? Приходится выполнять диктуемые условия, иначе ничего не получить. На согласования уходит еще год-два.

Но даже если рабочий проект уже готов, все согласования на руках, это не значит, что завтра уже можно будет выходить на строительную площадку. Для этого в городской администрации нужно получить главные документы: свидетельство о праве пользования земельным участком и выдаваемое на его основании разрешение на строительство. И тут снова начинается. То вышел срок прежних топографических съемок, то специалист, который занимался вашим проектом, уволился, а новый, не успев войти в курс дела, отправился в отпуск... Прибавляйте еще несколько месяцев.

Что нужно сделать для того, чтобы навести порядок? Продолжаем обсуждение темы.

* * *

Депутаты, требуется ваша принципиальность и неподкупность

Леонид ПИНЧУК, представитель фирмы-застройщика:
- На сегодня достаточно общероссийских законов для того, чтобы строительство в стране развивалось и была выстроена система, стимулирующая инвестиции в эту отрасль. Правительство и генпрокуратура требуют наведения порядка в регионах. Но что все еще происходит на деле?

От задумки строительства объекта и до начала стройки уходит не менее трех-четырех лет. С точки зрения любого бизнеса это, мягко скажу, не приемлемо. Где еще в мире видано, чтобы на такие огромные сроки замораживались деньги, которые планируется пустить на новый объект? Убытки несут не только инвесторы, но и экономике в целом наносится колоссальный урон.

Я пытался разобраться, кто реально может влиять на процессы, связанные с предоставлением в городе земли под стройку и вообще с разрешением строительства. Если есть хорошие федеральные законы, то, получается, они на местном уровне игнорируются? Или устанавливаются такие подзаконные порядки, которые бьют по рукам застройщиков и намертво тормозят дело? Нельзя не видеть вымогательства, намеренной волокиты, иногда откровенного головотяпства.

Пришел к выводу, что навести порядок не просто может, а должна городская дума. Это единственный легитимный орган, которому по силам что-то менять, не спрашивая «начальников» от исполнительной власти. И именно для этого мы выбираем депутатов, надеясь на их принципиальность. Но попустительство депутатов способствовало тому, что сегодня в этих вопросах в городе царит такой бардак. У думы есть полное право провести перерегистрацию прежних решений по выделению земельных участков, пересмотреть существующие в городе правила работы с застройщиками. Разберитесь хотя бы один раз основательно в существующей процедуре предоставления земельных участков, примите нормативный акт, устанавливающий порядок выдачи разрешений на строительство и всего, что этому предшествует.

Позиция депутатов должна быть железной и неподкупной.

* * *

Подключение объекта к сетям: кто диктует условия?

Евгения МАЙОРОВА, начальник отдела по тарифному регулированию администрации города Владивостока:
- В городской администрации ознакомились с публикацией «Застройщиков загоняют в угол». Согласны, вопрос получения в городе технических условий действительно сопряжен с трудностями, которые необходимо решать. И решать в первую очередь правовым путем.

Технические условия - это первая и необходимая стадия любого строительства, и она вызвана необходимостью согласования с поставщиками коммунальных услуг (энергоснабжения, водоснабжения, канализации) объемов воды, электроэнергии и т. д., которые затребует планируемый объект. В данном случае не имеет значения, будет строиться жилой дом или, к примеру, магазин.

Согласно нормативным документам и законодательству существуют два пути подсоединения к сетям инженерной инфраструктуры:

через получение технических условий - до момента введения платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры; через установление платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры.

К сожалению, сегодня и по первому, и по второму вариантам существуют трудности. Рассмотрим оба из них.

Итак, первый вариант. Технические условия выдаются организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, то есть сетевой организацией (во Владивостоке это МУПВ «ВПЭС» - по электроэнергии, ОАО «ГТС» - по теплоснабжению, ОАО «Водоканал» - по водоснабжению). Однако сетевая организация не вырабатывает ресурсы, которые должны быть поданы на новый, присоединяемый к сетям объект. Поэтому сетевая организация, разработав технические условия, должна их согласовать с организацией, являющейся ресурсоснабжающей (ОАО «ДРСК» - по электроэнергии, ОАО «ДГК» - по теплоснабжению, КГУП «Приморский водоканал» - по водоснабжению). Ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, также выдает технические условия подачи ресурсов, так как подключение новых объектов требует их увеличения.

Схема достаточно проста, однако возникают две большие проблемы. Первая - по линии энергетики. Дело в том, что во Владивостоке на протяжении многих лет не проводились работы по наращиванию мощности ресурсоснабжающих предприятий (бывшее ОАО «Дальэнерго»). В результате на сегодняшний день нет резервов ни по электроснабжению, ни по теплоснабжению, что и приводит либо к отказу в выдаче технических условий застройщикам с формулировкой «нет технической возможности», либо к выдаче технических условий, мероприятия по которым оцениваются в сотни миллионов рублей.

Вторая проблема - по линии водоснабжения. До недавнего времени технические условия выдавались городским предприятием ОАО «Водоканал» и особых проблем не возникало. Однако краевое предприятие КГУП «Приморский водоканал», не участвуя в выдаче технических условий, почувствовало себя ущемленным. В суд был подан иск о принуждении ОАО «Водоканал» согласовывать выдаваемые технические условия с краевым предприятием. После получения положительного решения суда городской водоканал стал направлять подготовленные технические условия краевому водоканалу, однако ни одни документы в краевом предприятии не согласовали. Вопрос остается актуальным до настоящего времени. «Приморский водоканал» просто блокировал выдачу технических условий на территории города.

Теперь о втором варианте - введении платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры. Чтобы его можно было использовать, требуется проведение большой подготовительной работы.

Для начала администрация Владивостока подготовила и направила в думу города технические задания на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Первое техническое задание для МУПВ «ВПЭС» было направлено еще 1 ноября 2006 года, а последнее - для КГУП «Приморский водоканал» - 28 апреля 2007 г.

Данные технические задания необходимо было утвердить решением Думы города Владивостока, после чего организации коммунального комплекса на основании этих технических заданий должны разработать инвестиционные программы (в следующем году они также должны быть утверждены местной думой).

~~Кстати
Существуют два основных документа, регулирующих выдачу технических условий. Это постановление правительства РФ от 13 февраля 2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» и постановление правительства РФ от 9 июня 2007 № 360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры». Процесс регулируется также федеральным законом от 30 декабря 2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».~~

Технические задания для части городских сетевых предприятий были утверждены на заседании думы 20 июня нынешнего года (и уже 16 июля в ее адрес были направлены инвестиционные программы этих предприятий, а ТУ еще для трех не утверждены до сих пор. Однако введение платы за подключение возможно только после утверждения думой инвестиционных программ всех коммунальных предприятий. А учитывая, что часть заседаний думы срывается, сроки окончания данной процедуры трудно прогнозировать.

Оптимизм на сегодня внушает только тот факт, что при возможном проведении форума АТЭС во Владивостоке часть этих проблем может быть успешно решена. Это касается прежде всего развития энергетики.

Переход же на новую схему взаимоотношений с взиманием платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры, который поможет упорядочить процесс, сейчас зависит от работы Думы города Владивостока и от организаций коммунального комплекса ОАО «ДГК» и ОАО «ДРСК», которые должны будут разработать инвестиционные программы по своим направлениям.

Если администрация города и допускает ошибки в работе, она их своевременно устраняет. Хотелось бы обратиться к депутатам, которые блокируют принятие решений по техническим условиям и инвестиционным программам: не делайте этого. От ваших решений по этим вопросам зависит динамика развития городского хозяйства и строительной отрасли Владивостока.

Автор: Надежда БРАЖИНА