Путь к «пятеркам» лежит через желудок. Как сохранить здоровье ученика?

Про то, что школьники по дороге к знаниям неминуемо теряют здоровье, знают все. Неужели ничего нельзя сделать? Можно! И многое в руках родителей – в крепкой связке с ребенком, конечно. Как догрызть гранит науки и не «поломать зубы»? Как помочь вырасти шко

17 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2193 от 17 авг. 2007
1b950c2dbab28281934536c1109e3082.jpg


Про то, что школьники по дороге к знаниям неминуемо теряют здоровье, знают все. Неужели ничего нельзя сделать?

Можно! И многое в руках родителей – в крепкой связке с ребенком, конечно. Как догрызть гранит науки и не «поломать зубы»? Как помочь вырасти школьнику крепким и успешным? Советует Валентина ЛУЧАНИНОВА, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии ВГМУ, заслуженный врач России.

Хороший старт

- Надеюсь, наши заботливые родители постарались организовать лето для своих школьников так, чтобы заложить хорошую базу для здоровья: достаточно ли на столе ягод, овощей и фруктов? Надышались ли дети свежим воздухом? Накупались ли всласть? Набегались ли, наигрались? Но вот наступает учебный год, пора переключаться на другой режим.

Специалисты отмечают: тяжелее всего период адаптации проходит у первоклассников, у пятиклашек, которые переходят на предметное обучение, и у 11-классников. С первоклассниками все ясно – у них начинается новая жизнь. Пятиклассники тоже привыкают к разной манере общения педагогов и к самостоятельности. У выпускников – свой повод для стресса: пора определяться в жизни и нет времени на раздумья, репетиторы, курсы, учебные нагрузки. Словом, родители должны быть рядом – помочь выстроить режим дня, кохать-лелеять своих маленьких или уже вполне взрослых, но нуждающихся в понимании чад. У школьников 1-го, 5-го и 11-го классов адаптационный период длится 2-4 месяца, у остальных – месяц-полтора.

Еще особенность, про которую важно помнить, в том числе учителю: в период адаптации усиливается обмен веществ, в это время дети, особенно малыши, очень много пьют, и это правильно! Но и в туалет часто бегают – значит учителю стоит напоминать своим первачкам на переменке не забыть посетить важное заведение.

И никаких чипсов!

- Основа здоровья для ребенка и подростка – полноценное питание. Причем для начала учебного года я бы порекомендовала облегченное, не слишком обильное питание – ни к чему излишняя белковая нагрузка, лучше больше овощей и фруктов, молочных продуктов и рыбы.

Для городского школьника рацион должен быть особенно богатым круглый год, так как экологическая ситуация города здоровья не прибавляет. Врачи рекомендуют белковую пищу, лучше в виде рыбы и морепродуктов (они богаты минеральными веществами – антагонистами тяжелых металлов). Нужен белок и в виде кисломолочных продуктов: творог, кефир, биолоакт, бифидок, сметана, чья кислая среда улучшает всасывание железа, кальция, фосфора. Необходимо повышенное количество пищевых волокон (богаты ими фасоль, горох, свекла, морковь, редис, тыква, кабачки, пшено, гречка) и пектинов (все ягоды, овощи и фрукты). Например, капуста и морковка ускоряют выведение тяжелых металлов из организма в 3-5 раз, препятствуют накоплению их во внутренних органах.

В рационе обязательно должны быть продукты для укрепления иммунитета: грецкие орехи, гранаты, сок моркови, адаптогены. Для здоровья сосудов нужны гречка, овсяные хлопья, черноплодная рябина. А также разные растительные масла.

Врачи рекомендуют для городских школьников время от времени применять средства для выведения тяжелых металлов – так называемые энтеросорбенты (например, детоксал-75, полисорбовит-50). Одновременно включить в рацион «Гербамарин» и, кроме того, всячески разнообразить питание, чтобы организм получал все необходимое.

Ребенок должен есть 4-5 раз в день. Причем в школе многие дети предпочитают перекусить хот-догом, чипсами или сухариками, запив все это фантой, что категорически противопоказано! Лучше бутерброд с сыром или простой и полноценный школьный обед. Просвещайте своих детей, учите их питаться правильно и за порогом дома тоже!

~~Справка «В»
Беда многих детей и подростков – железодефицитная анемия. На нее могут указывать бледность кожи, вялость и повышенная утомляемость, ломкость ногтей, выпадение волос, извращение вкуса – тяга к мелу, сырому мясу, глине, пристрастие к запаху ацетона, бензина, лаков и красок.

Статистика показывает: среди наркоманов – немало людей с анемией. Вялые и анемичные, вероятно, они стремятся получить некие искусственные острые ощущения. Кто знает, может быть, подросток не стал бы наркоманом, заметь близкие вовремя, что он страдает дефицитом железа в крови…~~

Встретимся на турнике

- На втором месте по важности для здоровья школьника – физические нагрузки. Зарядка утром и спорт после школы – обязательное условие для сохранения здоровья! А для мальчиков – это подготовка к службе в армии. Запишите своего ребенка в спортивную секцию. Только надо помнить вот о чем: оптимально заниматься физкультурой 6-7 часов в неделю. Если спорт занимает намного больше времени – это чревато для здоровья, особенно репродуктивного. Хотите иметь внуков? – не стоит перегружать подростка тренировками, как девочек, так и мальчиков. Идти в большой спорт к победам – серьезный осознанный выбор, причем с риском для здоровья.

~~Хотите дождаться здоровых внуков?
Тогда стоит учесть - нарушение репродуктивного здоровья чаще возникает:

У отличниц, которые дополнительно занимаются в кружках и студиях (слишком большая умственная нагрузка). У спортсменов: лучше занятия спортом по 1,5 часа 2-3 раза в неделю. Нагрузка 15 часов в неделю отрицательно влияет на здоровье будущих мам и пап. У тех, кто курит и употребляет алкоголь. У часто болеющих ОРЗ, с хроническими тонзиллитами, невротическими реакциями, заболеваниями эндокринной, мочеполовой системы. При ранней сексуальной активности~~Чтобы избежать нервотрепки потом

- Как ни парадоксально, но к здоровью имеет отношение и такой вопрос: ранняя профориентация! Начиная с третьего-пятого класса родителям стоит задуматься, какую профессию мог бы выбрать ребенок. У малыша еще ветер в голове, а взрослые об этом должны помнить, присматриваться, какие способности проявляет ребенок – и помочь их развить. Это важно, чтобы потом человек стал успешным, выбрал профессию по психологическому складу, по здоровью. И с учетом экономических потребностей в регионе.