Сервис с приставкой «кибер»
Новое слово «киберкасса» с легкостью приживается в современном лексиконе, а сами электронные платежные терминалы - в повседневной жизни. Уже не надо портить ногти, стирая защитный слой с карточки экспресс-оплаты мобильной связи и искать заветную вывеску «
Новое слово «киберкасса» с легкостью приживается в современном лексиконе, а сами электронные платежные терминалы - в повседневной жизни. Уже не надо портить ногти, стирая защитный слой с карточки экспресс-оплаты мобильной связи и искать заветную вывеску «Прием платежей». Даже в длинных очередях в сберкассу уже можно не стоять, оплатив коммунальные услуги через все ту же машину, стоящую едва ли не в каждом магазине. Неудивительно, что сегодня и возле них выстраиваются пусть небольшие, но все же очереди. Хотя эти агрегаты в первую очередь предназначены навсегда избавить потребителей от ожидания и прочих неудобств.
А в Москве так вообще одна из компаний собирается поставить платежные терминалы самообслуживания в подъездах жилых домов. Представляете, какой сервис! Правда, в обычном подъезде терминал наверняка простоит недолго - разберут на запчасти или сломают. А часто покупать новые весьма накладно.
Стоит один такой агрегат, вернее, говоря компьютерным языком, его «железо», или корпус, от 40 до 200 тысяч рублей. За 40 соответственно самый ненадежный и неинтересный аппарат. Места «киберкасса» обычно занимает от половины до одного квадратного метра. Но просто так его в торговой точке не поставишь - потребуют арендную плату. Например, в каком-нибудь торговом центре Владивостока аренда квадратного метра стоит 100 долларов в месяц. Плюс надо потратиться на программное обеспечение или саму электронную начинку, чековую ленту и инкассацию. Из этих расходов и складывается комиссия за пользование услугами терминала. В одних она шесть процентов, в других - пять.
- У нас около 150 терминалов во Владивостоке и Артеме, - рассказывает Константин, гендиректор компании, работающей под торговой маркой «КиберКасса». - Через них можно оплатить мобильный и стационарный телефон, IP-телефонию, тепло- и электроэнергию. Но несмотря на большое будущее такой услуги, оборот падает. Ведь участников этого рынка становится все больше.
Первый терминал с логотипом «КиберКасса» появился во Владивостоке два года назад, в розничном магазине телефонов. Полтора года назад на телевидении появился первый ролик, рекламирующий платежные терминалы как самое удобное и правильное изобретение последнего времени. Кто-то поспорит?
Работают терминалы от SIM-карт, подключенных к услуге GPRS. И от обычной электросети в 220 вольт. Настроив платежную систему, операции можно осуществлять путем простого входа в Интернет, вне зависимости от фактического местонахождения терминала по отношению к его хозяину. Деньги, проглоченные аппаратом, поступают в банк, который и доставляет их на счета компаний по назначению.
Чаще машин ошибаются людиПервое, о чем думает человек, подошедший к электронному табло: «А не пропадут ли мои деньги в недрах сей машины?». Само собой, от ошибок ни одно техническое устройство не застраховано. Но чаще всего люди ошибаются сами, вводя неверный номер телефона. Отменить операцию невозможно. Беде может помочь только оператор связи. В офис сотовой компании нужно идти с заявлением и обязательно чеком, выданным аппаратом. А вот если введенный номер оказался несуществующим - с заявлением стоит обратиться в офис компании, которой принадлежит терминал. «Горячий» телефон без труда можно найти на самом аппарате и чеке.
Кстати, нередки случаи «кибермошенничества». Звонит товарищ: я, мол, заплатил только что, а деньги не поступили на счет телефона, вернуть бы их надобно.
- Но мы «видим» все купюры, которые поступают в терминал, - поясняет Константин. - Отслеживаем каждую операцию до секунды.
Многие боятся, что терминал может отключиться в ответственный момент приема денег из-за перебоев с электричеством. Не стоит, ведь эти автоматы оснащены устройством бесперебойного питания. Так что даже если в магазине вдруг погаснет свет, терминал будет работать.
Гораздо неприятнее, когда в купюроприемнике застряли деньги. Обычно это происходит со старыми дряхлыми банкнотами. Потому некоторые компании отключают терминалы от приема «десяток», которые во Владивостоке, по свидетельству, например, хабаровчан, как будто жуют и мнут специально. В этом случае нужно позвонить все по тому же «волшебному» телефону, и устранять поломку оперативно прибудет технический специалист. Еще внутри аппарата запутается кассовая лента, может произойти потеря связи аппаратной SIM-карты… На все вопросы в любом случае ответит call-центр.
Терминал в своей квартиреПортрет пользователя электронных платежных терминалов лишен какой бы то ни было индивидуальности. Платят все, кто пробовал это хотя бы раз: молодежь, старики, дети. Портрет денег, поступающих внутрь «киберкассы», куда определеннее - 50-рублевые купюры, «сотни». Какие купюры поступают в терминал, зависит от места, где он стоит. «Тысячи» попадаются редко. И получается, что денег в автомате на самом деле немного. Ведь в основном люди таким способом пополняют счета своих мобильников. А до коммунальных платежей, суммы которых гораздо больше, еще не созрели. Хотя они взимаются вообще без комиссии. По договору с коммунальными службами.
- Мы вообще рады бы работать без комиссии с потребителей, - делится Константин. - Брали бы сотовые компании поменьше с нас - мы бы не брали с плательщиков. Но сейчас без комиссии нам работать невыгодно. Для меня ведь этот бизнес основной, а не дополнительный сервис.
А вот для других «платежное самообслуживание» - бизнес сопутствующий. И салоны сотовой связи все активнее начинают внедряться в этот сегмент рынка.
- Не так давно мы решили оказывать и такие услуги, - рассказывает руководитель направления платежных терминалов компании «СемьСот» Александр Качанов. - Пока у нас порядка 20 терминалов. С их помощью можно оплатить услуги связи всех приморских операторов, «Дальсвязи», а также электроэнергию. Наша комиссия - пять процентов. И «десятки» мы принимаем, так как считаем, что так клиенту удобнее. Технологии движутся. И в принципе, платежный терминал можно установить хоть в собственной квартире. Ведь это очень удобная услуга. Для тех, кого устраивает процент отчислений с каждого платежа.
- Может, конечно, такие устройства и в лифтах скоро будут, - добавляет директор «КиберКассы» Константин. - Но скорей заработает система безналичных расчетов по банковским картам. Уверен, что люди в скором времени откажутся от оплаты услуг и товаров «живыми» деньгами, купюрами. С течением времени страх, что деньги безвозвратно уплывут в техническую даль, пройдет. Ведь с этой техникой даже 50 рублей не потеряются.
Как отметили в офисе одного из сотовых операторов Приморья, благодаря «киберкассам» и потребители, и операторы довольны и счастливы. Оператор всегда рад предоставить своим абонентам новые услуги и возможности. И те не прочь ими воспользоваться.
Так же, как и «коммунальщики» сотрудничают с «киберкассами» только в угоду своим потребителям.
- Для нас это важно и удобно, - рассказали в филиале «Приморские тепловые сети» ОАО «ДГК». - Плюс, конечно, в оперативности обслуживания и поступления платежей. Минус в том, что ошибка хотя бы в одной цифре счета приведет к тому, что деньги придется искать. А суммы приличные. Народ еще опасается полностью доверять деньги машине. Но ведь живой человек тоже ошибается, даже чаще.
Не в претензии к новым машинам и родная почта, которой они все-таки составляют конкуренцию, предлагая оплачивать коммунальные счета.
- Мы не чувствуем, что нам пытаются перейти дорогу, - отметила руководитель группы по связям с общественностью Управления Федеральной почтовой службы по Приморскому краю Светлана Дмитриченко. - Это здоровая конкуренция, которая заставляет нас развивать новые услуги. Не может быть ущемлена и наша социальная функция. Ведь уникальность почты - в обслуживании различных клиентов, от бабушек до крупных корпоративных. Это как с супермаркетами: при всем их удобстве обычные магазины не прекратили существования. Но, думаю, в селах электронные терминалы еще не скоро обоснуются.
Автор: Вера Конюхова Александровна