Судебная реформа: результаты и перспективы

«На протяжении всего периода судебной реформы неуклонно растет число обращений граждан в судебные органы. Это говорит не только о частом нарушении прав граждан, возникновении юридически спорных ситуаций, но и о том, что российский народ в целом доверяет с

10 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2189 от 10 авг. 2007
93e91a253f76e959d0b4e780d44f119e.jpg


Судебная реформа - важное преобразование, цель которого - создание в Российской Федерации правового государства.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в 1993 году, провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства; что права и свободы человека обеспечиваются правосудием; что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде; что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Конституция также установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритетное значение в случае расхождения с национальным законодательством.

Было определено новое положение суда в России. Прежде всего суд перестал быть второстепенным государственным органом в системе исполнительной власти. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную утвердил независимость и самостоятельность судебной власти. На нее возложена обязанность защиты прав граждан и организаций от любых нарушений, в том числе со стороны государства.

Одним из важных аспектов новейшей российской истории стало обширное правовое строительство. Изменилось все: конституционный строй, политические и экономические основы государства, отношение к собственности. Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, ряд процессуальных кодексов - принятие и применение этих законодательных актов стали событиями национального масштаба.

В условиях кардинального изменения правового поля одной из главных задач судебной реформы стало обеспечение независимости суда и судей.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» установили особый статус суда и судей, особый порядок их назначения на должность и привлечения к ответственности.

Конечно, законодательное закрепление подчинения судей только закону не могло автоматически превратить всех желающих стать судьями в неподкупных и неподдающихся какому-либо влиянию. К сожалению, встречаются те, кто, пройдя сложный путь назначения на судейскую должность, воспринимает ее, прежде всего, как привилегию власти, которой можно не только гордиться, но и выгодно распорядиться. Естественно, речь идет не только о взятке, но и о возможности иного влияния. Судейское сообщество решительно избавляется от таких судей, что неоднократно подчеркивал в своих выступлениях председатель Верховного суда Российской Федерации Лебедев.

Но я со всей ответственностью могу заявить, что огромное большинство действующих судей честно выполняет свой долг и для них единственное руководство - это закон.

Подтверждением тому - судебная статистика. На протяжении всего периода судебной реформы неуклонно растет число обращений граждан в судебные органы. Это говорит не только о частом нарушении прав граждан, возникновении юридически спорных ситуаций, но и о том, что российский народ в целом доверяет суду разрешение возникающих споров, защиту своих нарушенных прав. Люди вступают в спор с работодателями, должностными лицами, государственными органами. Отстаивают свои права именно в судебных заседаниях. Большинство таких заявлений судами удовлетворяется.

С июля 2003 года в Приморском крае действуют мировые судьи. Создание этого института - важнейший аспект судебной реформы в целом. Мировые судьи рассматривают 60-70% всех гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, значительную часть уголовных и административных дел. К их подсудности относятся наиболее распространенные категории дел: имущественные споры при цене иска до 500 минимальных размеров оплаты труда, большая часть семейных и трудовых споров, распространенные составы уголовных преступлений, по которым санкция не превышает трех лет лишения свободы. Эти судьи максимально приближены к людям, к их повседневным спорным ситуациям. Есть проблема запредельной нагрузки мировых судей, есть проблема не всегда надлежащего материального обеспечения. Но эти проблемы решаются, и институт действует, действует эффективно.

Для иллюстрации сказанного приведу несколько цифр. В 2005 году судами Приморского края по первой инстанции было рассмотрено 122 165 гражданских дел, из них 94 869 дел рассмотрены мировыми судьями. В 2006 году общее количество рассмотренных гражданских дел составило 170 908, в том числе мировыми судьями было рассмотрено 134 229 дел. На этом примере можно видеть, как растет число обращений в суды граждан, ведь именно они, как правило, являются истцами, заявителями по гражданским делам.

Часть 5 статьи 32 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане России имеют право участвовать в отправлении правосудия. Для реализации этого конституционного положения введен в действие институт присяжных заседателей. С момента его воссоздания он вызывает постоянные споры, борются противоположные точки зрения, в том числе и в юридическом сообществе. Однако присяжные заседатели, а это люди действительно из народа, реально осуществляют правосудие по сложным уголовным делам, и это также одно из важных достижений судебной реформы. По практике Приморского краевого суда могу сказать, что, как правило, в присяжные заседатели приходят ответственные и неравнодушные граждане. Им порой сложно, но они серьезно и кропотливо вникают в суть дела и выносят взвешенные решения. Институт присяжных заседателей действует в Приморском крае с начала 2003 года, и за прошедшее время с их участием рассмотрено 31 уголовное дело. Это значительное количество, учитывая, что с участием присяжных могут рассматриваться только уголовные дела, подсудные Приморскому краевому суду.

Судебная реформа не завершена. Она продолжается. Не так давно была принята Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы. Основными задачами этой программы являются обеспечение открытости, прозрачности, доступности правосудия, повышение доверия к правосудию путем улучшения качества рассмотрения дел, повышение уровня исполнения судебных решений.

Да, суд стал независимым, по крайней мере, необходимые условия для этого созданы, теперь перед судейским сообществом, перед судебной властью стоит задача сделать более эффективным взаимодействие с гражданским обществом, провести в жизнь принцип гласности судопроизводства. Для решения этой задачи созданы и действуют пресс-службы, открываются Интернет-сайты судов. Среди судей есть понимание того, что открытость правосудия необходима прежде всего для самой судебной власти, ведь там, где ничего незаконно не скрывается, нет места домыслам и сплетням.

Российское общество, как правило, в лице средств массовой информации часто предъявляет претензии к российскому суду. Порой эти претензии обоснованы. Порой надуманы и вызваны неумением или нежеланием разобраться в сути вопроса. Суд - место разрешения конфликтных ситуаций, и практически никогда не бывает, чтобы судебное решение удовлетворило всех. Отголоски этого недовольства доносятся и до тех граждан, которые сами не сталкивались с судебной властью. Так, к сожалению, формируется отрицательный информационный фон, который потом пытаются использовать противники независимости судей, мечтающие вернуть то время, когда судьи были административно подчинены, несамостоятельны. Но уважаемое российское общество должно знать, что только независимый суд способен стоять на страже закона, охраняя права и свободы человека и гражданина, без соблюдения и защиты которых невозможно создание ни правового государства, ни гражданского общества.

Автор: Александр ХИЖИНСКИЙ