Не все заправки одинаково полезны. Две проблемы: количество и качество

Наверное, у каждого приморского автомобилиста есть свои личные «черный» и «белый» списки автозаправочных станций. Если классик утверждал, что две главные проблемы России - это дураки и дороги, то в области горючего проблем тоже две: количество и качество,

3 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2185 от 3 авг. 2007
534b37e244dce95736bf8b8bd01ce949.jpg

Наверное, у каждого приморского автомобилиста есть свои личные «черный» и «белый» списки автозаправочных станций. Если классик утверждал, что две главные проблемы России - это дураки и дороги, то в области горючего проблем тоже две: количество и качество, которые, вопреки законам диалектики, не всегда переходят друг в друга.

Алибабаевич отдыхает

В официальных заявлениях «королей бензоколонок», естественно, утверждается, что на их АЗС недоливы и тем более «разбодяживание» не практикуются. Но редкий приморский автомобилист не пришел эмпирическим путем к противоположным выводам. Действительно, от АЗС к АЗС при прочих равных условиях (техническое состояние, режим движения, погода) машина может повести себя совершенно по-иному. На заправках даже одной и той же компании можно почувствовать «две большие разницы»: двигатель начинает издавать зловещие детонационные стуки, хуже заводится, топливная система забивается, а свечи зажигания окрашиваются в радикально красный цвет. Поэтому «продуманные» автомобилисты относятся к АЗС более чем внимательно и нередко делают свой выбор в пользу одной или нескольких «проверенных» заправок, на которых вроде бы риск нарваться на обман меньше. Из уст в уста передаются легенды о том, где именно заправляется высокое начальство, по причине чего контроль за работой соответствующей АЗС находится на не досягаемой для других высоте…

Одни водители готовы переплачивать за эту зыбкую гарантию качества и количества. Другие, напротив, ищут АЗС с ценником попривлекательнее. Третьи считают, что на дешевых АЗС обязательно недольют и, следовательно, срабатывает принцип «скупой платит дважды». Надо сказать, что в спорах о том, какая заправка лучше, мнения относительно конкретных АЗС часто расходятся. Единодушие наблюдается только в одном тезисе, что все топливо у нас не фонтан и япономобилям не по нраву, особенно машинам свежих лет выпуска, распространенные сегодня системы непосредственного впрыска бензина GDI, D4 и т. п. Впрочем, лозунг «Японской машине - японский бензин!» пока не приобрел популярности у местных правозащитников от автомобилизма; зато водители со стажем рассказывают молодым байки о японском супербензине Ron, в былые времена продававшемся во Владивостоке. Рассуждают также о проблеме адекватности заявленного октанового числа бензина фактическому. Все менее похожей на шутку кажется фраза, что плохое российское топливо, заливаемое в баки «японок», есть не что иное, как попытка Москвы вытеснить с дорог иномарки и тем самым поднять-таки отечественный автопром с колен.

Если говорить о дешевых АЗС, то в черте Владивостока это, как правило, небольшие заправочные пункты с аскетичной инфраструктурой и неброским брендом. На загородных же трассах топливо заметно дешевле везде, даже на заправках «раскрученных» компаний, причем разница порой достигает 15 проц. Кстати, в начале 2007 года компания «Альянс», которую нередко называют монополистом на приморском рынке нефтепродуктов, принципиально отказалась от политики единых цен: на одних заправках (видимо, более популярных) топливо стоит подороже, а на других - подешевле.

Все в суд!

Чтобы подтвердить или опровергнуть расхожие суждения о качестве нашего топлива и добросовестности его продавцов, нужны соответствующие исследования. Без них все наблюдения и глубокомысленные заключения водителей остаются не более чем разговорами. Однозначно можно утверждать лишь то, что в Приморье топливо дорогое. К такому выводу подталкивает сравнение с безусловно недешевой даже по мировым меркам Москвой, где цены хоть и ненамного, но отстают от наших. Возможно, это связано с отсутствием в Приморском крае реальной конкуренции и небольшим, мягко говоря, количеством присутствующих на региональном рынке крупных игроков, имеющих не только автозаправочные сети, но и собственные нефтеперерабатывающие заводы. К тому же ближайший к нам НПЗ находится в Хабаровске. Хотя если пресловутый нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» все же доведут до Находки, то собственная нефтепереработка может появиться и в Приморье.

Было бы неправдой сказать, что власти Владивостока и Приморья не уделяют внимания проблеме заправок. Однако они озабочены в основном уплатой налогов и соблюдением пожарно-санитарных норм, тогда как вопросы качества и количества, к сожалению, пока остаются за кадром. К примеру, не далее чем в прошлом году силами администрации Владивостока была проведена масштабная проверка всех действующих в краевом центре АЗС. Целями тогда были заявлены инвентаризация и выявление нарушений в сфере экологического и налогового законодательства. Что же касается качества, то здесь специалисты по защите прав потребителей ограничиваются простыми советами: хранить чек о покупке топлива, а в случае капризов двигателя обратиться к руководству фирмы с претензией. В ней надлежит указать, когда вы купили топливо и что произошло после этого. По возможности следует приложить заключение из автосервиса, в котором бы говорилось о том, что неисправность возникла именно из-за некачественного бензина или солярки (еще лучше - до того, как отдать автомобиль в ремонт, изъять из бака пробу топлива и отправить ее на независимую экспертизу, которую проводят специально аккредитованные лаборатории). И, собственно, потребовать возмещения стоимости ремонта. Если претензия не возымеет ожидаемого действия, дорога одна - в суд.

Автор: Сергей Абарок Александрович