Честный платит дважды? Коммерсанты считают, что ДВЖД навязывает невыгодные условия договоров

С начала мая на железнодорожной станции Гродеково творится сущий хаос. Ни с того ни с сего изменилась процедура выдачи грузов коммерсантам. Естественно, это изменение имеет и материальный эквивалент.

27 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2182 от 27 июль 2007
2ff69d7b5c39698a2f8364d175a14e07.jpg

С начала мая на железнодорожной станции Гродеково творится сущий хаос. Ни с того ни с сего изменилась процедура выдачи грузов коммерсантам. Естественно, это изменение имеет и материальный эквивалент. С каждого вагона коммерсанты, везущие самые различные товары из КНР, стали платить дополнительные 25-30 тысяч рублей. Как известно, экономика нашей страны, а Приморья в большей степени, импортозависима именно от Китая, значит, буквально все, что мы покупаем - от сахара до кроссовок, может подорожать.

Колейная несовместимость

Камнем преткновения в этой истории стало то, что китайская и российская железные дороги имеют разную ширину колеи. Очевидно, что китайские вагоны с шириной колеи 1435 мм по объективным причинам не могут курсировать по России-матушке, где колея на железнодорожном полотне составляет 1520 мм. Очевидно и то, что из китайских вагонов просто необходимо перегрузить товар в российский вагон для его дальнейшей транспортировки. Однако логика сохраняется до тех пор, пока владелец груза хочет транспортировать его по России железной дорогой. А если он считает, что выгоднее груз доставить автотранспортом? И вот здесь начинается самое интересное.

До 25 апреля на железнодорожной станции Гродеково все было спокойно. Хотел владелец груза отправлять его дальше железной дорогой - перегружали в российские вагоны. Хотел автотранспортом - перегружали из китайского вагона в фуры. И вот в названную роковую дату ДВЖД получает от ОАО «РЖД» телеграфное указание, в котором говорится, что отныне грузополучатель имеет право получить собственный груз только из российского вагона. Как гласит официальное заявление ДВЖД, «появление телеграфного указания ОАО «РЖД», обязывающего производить перегруз груза из китайских вагонов в российские, стало необходимостью для приведения работы станции Гродеково к требованиям существующих нормативных документов, регламентирующих государственные и международные грузовые перевозки».

То есть отныне, если вы намерены товар отправлять автомобилем, извольте перегрузить его в российский вагон и только потом в фуру. Естественно, все расходы по перегрузке ложатся на плечи грузополучателя.

Новый хорошо забытый старый закон

Александра Татькова, исполнительного директора ЗАО «Ольгерд» - небольшой приморской грузоперевозочной фирмы, которая занимается в том числе и поставкой изолята соевого белка, такое новшество просто выбило из колеи. Семь лет его компания отгружала соевый изолят напрямую из китайского вагона в российский автомобиль, и тут на тебе: изволь оплатить лишний, никому не нужный перегруз.

Из официального ответа службы по связям с общественностью филиала ОАО «РЖД» «ДВЖД»: «Стоимость перегрузки одной тонны тарно-штучного груза составляет 336 рублей. (Например, перегруз одного вагона соевого белка весом 48 тонн будет стоить 16128 руб., или удорожание стоимости 1 кг продукта составит 33 копейки)». Однако у Александра Татькова есть платежные документы, свидетельствующие о том, что он платил за перегруз одного вагона свыше 25 тыс. рублей, и по его расчетам такая «сверхмера» привела к удорожанию 1 кг продукции примерно на 1 рубль. Конечно, появляющиеся дополнительные расходы бизнесмен вложит в стоимость товара, поэтому в любом случае от новых тарифов, дополнительных обязательств, необходимых к исполнению предписаний пострадает потребитель.

- Наша компания пока не прекратила поставки, платим за перегруз, - говорит Александр Татьков. - Я, конечно, получал устные обещания, что тарифы за перегруз пересмотрят, но в это верится мало. Поражает еще и неаккуратность, с которой производится этот перегруз. К примеру, наш соевый изолят, который используется в пищевой промышленности, перегружался через российский вагон, где до этого находились калийные удобрения…

Впрочем, есть и видение ДВЖД введенного новшества на станции Гродеково. Железнодорожники ссылаются на Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), где в параграфе 1 ст. 2 говорится, что перевозка грузов в прямом международном железнодорожном сообщении производится «с перегрузкой грузов или перестановкой вагонов на колесные пары другой ширины колеи на пограничных станциях примыкания железных дорог разной колеи». «Данный пункт СМГС относится к погранпереходам, имеющим разную ширину колеи 1435 мм и 1520 мм, таким как Гродеково - Суйфэньхэ (РФ - КНР), Забайкальск - Маньчжурия (РФ - КНР), Хасан - Туманган (РФ - КНДР), т.е. перевозка должна осуществляться с перегрузом грузов из вагонов КЖД в вагоны РЖД», - поясняет официальное заявление ДВЖД.

Тогда такой вопрос. Почему до мая 2007 года нормы СМГС, введенные в действие в далеком 1951 году, не исполнялись? Как ответит акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежат государству, за нарушение международного соглашения в течение стольких лет? Причем перед государством, где за неуплату бешеных налогов в смутные 1990-е дают реальные сроки с отбыванием в местах не столь отдаленных…

Смех да и только

Сейчас против закона не пойдешь. Не пойдет, по крайней мере, радивый коммерсант. Вот на станции Забайкальск порой можно наблюдать смехотворную картину. Параллельно друг другу стоят китайский вагон, российский и фура. Сквозные двери россий-ского вагона раскрыты настежь, и грузчики перегружают товар из китайского вагона в фуру через препятствие - российский вагон. Было бы действительно смешно, если б не было так грустно: платит-то коммерсант за перегрузочные работы дважды. Те, кто везет груз через Гродеково, зная об опыте коллег в Забайкальске, уже готовы перенять их опыт.

Формальность - не более того. Но ввели ведь ее неспроста, кому-то она, видимо, была жизненно необходима. Один коммерсант, связанный бизнесом с железнодорожными структурами, на условиях анонимности поделился таким предположением:

- Появившиеся вдруг изменения - это проконтрабандная схема поставки товаров. Если раньше тем, кто возит контрабанду, чтобы получить с вагона узкой колеи груз на машину, нужно было обзавестись знакомством с «нечистоплотными» досмотровиком-таможенником, приемосдатчиком на железной дороге и грузовой командой. После этого «препятствия» фура выходила на дорогу. Ей нужно пройти как минимум три поста милиции, поэтому ее должен сопровождать кто-то из «нечистоплотных» сотрудников милиции. Однако всегда есть опасность, что машина попадет на пункт весового контроля, где окажется милицейское начальство с проверкой. Обязав перегружать товар в вагоны широкой колеи, кто-то лоббирует следующую схему работы. После того как товар попадает в российский вагон, он якобы перегружается в фуру. Пустой автомобиль отъезжает и встает на каком-нибудь складе. Реально же товар остается в российском вагоне, который, порожний по документам, идет на промывку в Уссурийск или Владивосток. По дороге его разгружают, это можно сделать в любом тупике. При этой схеме работы «договариваться» с милицией не надо. Практика показывает, что на железной дороге нелегальный товар поймать куда сложнее.

Картошка с помидорами перед законом «равнее» других?

Есть еще одна «нестыковочка» в этой истории. Скоропортящиеся продукты - яблоки, помидоры, огурцы продолжают выдаваться грузополучателю по прямому варианту: китайская колея - автотранспорт. В связи с этим корреспондент «В» задал вопрос ДВЖД, существуют ли преференции каким-либо контрагентам на получение грузов, и получил такой ответ: «Никаких преференций при перегрузе не существует. Однако в настоящее время из КНР поступают овощи различного наименования, загруженные в крытые вагоны, т. е. в один вагон грузится до пяти наименований овощей, которые выдаются на автотранспорт, т. к. по существующим в РФ правилам перевозки скоропортящихся грузов для каждого вида овощей необходимы определенные условия перевозки, сроки доставки, температурный режим и т. д. РЖД не может использовать вагон для перевозки различных видов данного груза. Руководству КЖД дана телеграмма об обеспечении перевозки овощей одной номенклатуры в вагоне. Данный вопрос будет рассмотрен на очередной российско-китайской смешанной пограничной железнодорожной комиссии».

Возникает вопрос: если это не преференции, то что же? Для тех, кто везет картошку и помидоры, действует какой-то другой закон? И какая такая статья правил перевозки скоропортящихся грузов разрешает этим грузополучателям миновать законодательную международную норму?

По стандарту срок доставки овощей - от 6 до 12 суток. В среднем от Суйфэньхэ до Гродеково они доставляются за трое суток (с учетом погрузки-разгрузки). Времени на перегрузку более чем достаточно.

Однако китайских овощей и фруктов в Россию везется очень много, а у железнодорожного перехода есть конкурент - автопереход. В его пользу уже отказались некоторые приморские фирмы, просчитавшие выгоду такого решения. Другие ждут окончания истории или призрачной перспективы снижения тарифов, кто-то просто принимает все как есть и не решается спорить с таким экономическим «монстром», как ДВЖД.

Кстати, в ДВЖД апеллируют еще и к тому, что «тарифы на перевозку экспортных и импортных грузов через сухопутные погранпереходы не увеличивались с 2003 года, в то время как внутренние перевозки через морские порты ежегодно индексируются». Верится еще в снижение после такого аргумента?

Выгода да и только

Сейчас только от компании «Ольгерд» на рассмотрении находятся три заявления на ДВЖД в различных прокуратурах. Также продолжается рассмотрение дела в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на предмет нарушения ФЗ «О защите конкуренции». Проводится экспертиза Минтранса. Так что конец у этой истории предвидится не скоро.

Меж тем, по данным ДВЖД, в последние годы грузооборот через погранпереход Гродеково - Суйфэньхэ значительно возрос. В сравнении с 2001 годом он увеличился на 84 процента и составил в 2006 году более 7,2 млн. тонн, а за 6 месяцев текущего года - более 4,6 млн. тонн. В мае-июне количество принятых вагонов из КНР несколько сократилось, но наметилась положительная тенденция, и на железной дороге уверены, что объемы получаемых грузов восстановятся. Так, в мае было принято 577 вагонов с КЖД, а в июне - 622. Даже если предположить, что только половина грузов будет отгружена в дальнейшем на автотранспорт, умножив на рассчитанный показатель ДВЖД - 16128 руб. с вагона, суммы получаются достаточно привлекательные.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна