Жилищные войны. Эпизод третий. Страсти накаляются

В семиподъездной девятиэтажке по улице Леонова (дом № 64) в последние месяцы произошли разительные перемены. Если раньше тут, как и во многих других домах города, вовремя не чистился мусоропровод, не велась уборка в подъездах и вообще грязи хватало, то те

24 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2179 от 24 июль 2007
bd9d05c99d019a49748db17e0df7dd47.jpg

В семиподъездной девятиэтажке по улице Леонова (дом № 64) в последние месяцы произошли разительные перемены. Если раньше тут, как и во многих других домах города, вовремя не чистился мусоропровод, не велась уборка в подъездах и вообще грязи хватало, то теперь все буквально «вылизывается». И, что самое интересное, работниками не одной, а сразу двух компаний: ООО «Жилищная реформа» и некоммерческого партнерства «Управляющая компания «Эгершельд». При этом каждая из них старается доказать: именно она работает на Леонова, 64 качественнее и оперативнее.

Однако радоваться такому повышенному вниманию к своему дому жильцам мешает абсурдность ситуации. Ведь на сегодня они даже не знают, кому платить: квитанции выставляют и та, и другая организации. Те, кто рьяно поддерживает «Жилищную реформу», оплачивают ее платежки, а кто всеми силами бьется за компанию «Эгершельд» - рассчитываются по ее квитанциям. Но есть еще третьи: они просто выжидают, чем закончатся разборки, и не платят никому. Третья группа, понятно, самая многочисленная. Ее составляют вполне добропорядочные, но пассивные жильцы, каких, заметьте, большинство и в других домах. Поэтому чаще всего в многоэтажках ситуация складывается так, что вообще никому из собственников нет дела ни до нового Жилищного кодекса, ни до жилищной реформы в целом, ни до выбора способа управления своим собственным домом. Тогда, надо признать, все обходится без конфликтов, судьба дома спокойненько решается «сама собой». А вот если вдруг находятся активисты, которые не позволяют распоряжаться своей собственностью «чужому дяде» и вмешиваются в «естественный» ход событий, атмосфера неотвратимо начинает накаляться, за дом разворачивается настоящая борьба.

Таких примеров по Владивостоку все больше. Об одном из них газета «Владивосток» (номер 94 за 5 июля) рассказала в публикации «Жилищные войны. Эпизод первый. Атака листовок». Показательной является и ситуация вокруг дома № 64 по улице Леонова, где дело дошло уже не только до листовок с откровенным черным пиаром, но и до судебных разборок.

Большой дом - большой бюджет

Надо сказать, что раньше в доме злостных неплательщиков не было, на этот счет он слыл вполне благополучным. Девятиэтажка по статьям «Ремонт и содержание жилья» собирает в год 3 миллиона 600 тысяч рублей. Жильцы отдают себе отчет, что на эти деньги многое можно сделать при условии, если они будут расходоваться непосредственно на насущные нужды дома, а не уходить сквозь пальцы неизвестно куда. С другой стороны, такой бюджет вызывает интерес управляющих и обслуживающих компаний. К тому же дом относительно новый (первые подъезды были сданы в 1991 году, остальные - через несколько лет).

Есть тут и другие весьма привлекательные моменты. К примеру, просторное помещение - практически однокомнатную квартиру - занимает лифтовая. Теперь это собственность тех, кто имеет в доме приватизированные «квадратные метры», и они это понимают. Но просто понимать - мало, главное - как повести дело и кому доверить управление своим общим имуществом… Примеров хватает, когда общедолевое имущество уплывает от собственников, только они его и видели. Доказать потом, что ушлые чиновники обвели вокруг пальца, получается далеко не у всех.

Надо еще сказать, что дом на Леонова хоть и не старый, но проблемный и запущенный. Его жильцы всегда страдали от отсутствия горячей воды, которая начинает идти только после того, как долго спускаешь ее в канализацию (а ведь у многих в квартирах установлены счетчики, кто же позволит себе такое расточительство?). Требует срочного ремонта кровля, хватает других «дыр».

Администрация города в 2005 году для организации обслуживания передала жилищный фонд Фрунзенского района, в том числе по улице Леонова, управляющей компании «Эгершельд». Но поначалу тут не очень-то «суетились» вокруг дома № 64.

- Чтобы не задохнуться от вони, нужно было постоянно звонить в компанию и просить, чтобы был почищен мусоропровод, - рассказывает член инициативной группы жильцов Любовь ВЕСЕЛОВА. - В ответ зачастую приходилось нарываться на откровенное хамство. А потом дошло до того, что любую заявку по дому нужно было делать через аварийную службу города. Где это видано? Кроме того, все устали от проблем с горячей водой. Объяснения, что она неправильно подведена, никого не устраивали. Не мог устроить и договор на управление домом, который предлагала заключить компания «Эгершельд». По этому документу выходило, что все права у управляющей организации, а у самих собственников - одни обязанности. Стоило посмотреть честно составленные договоры не зависимых от городской администрации компаний, чтобы понять, в какую ловушку можно угодить, пойдя на поводу «Эгершельда».

- А самое главное, мы поняли, что компания «Эгершельд» не готова и никогда не будет готова отчитываться перед жильцами о том, как тратятся наши деньги, собираемые на содержание и ремонт, - добавляет Лилия ГЕЛИЧ, уполномоченная от собственников. - Когда мы попросили ее руководство предоставить, как положено, перечень работ, производимых на доме, их сметную стоимость, показать другие документы, то такое услышали… Что еще раз подтвердило правильность нашего решения перейти на самоуправление. Мы уверены: это единственный путь, позволяющий реально контролировать расходование выплачиваемых жильцами средств. Именно по нему мы и пошли - большинством голосов собственников выбрали непосредственное управление домом, предусмотренное Жилищным кодексом в качестве одного из трех вариантов, и сами, без чьей-либо указки, наняли для его обслуживания ООО «Жилищная реформа».

Оба решения прошли «на ура»?

Да, некоторые живущие в доме изначально были против такого способа управления. Однако в ходе заочного голосования, состоявшегося в конце октября - начале ноября прошлого года, собственники в большинстве своем поддержали непосредственное управление и одобрили заключение договора на обслуживание дома с независимой компанией - ООО «Жилищная реформа». (Заметим, что городская администрация, имея в доме несколько муниципальных квартир, а значит, и свою долю собственности, при голосовании воздержалась. Впрочем, в подобных ситуациях она обычно именно так и поступает. Чиновники муниципалитета объясняют свою позицию: «Пусть собственники сами, без нашего участия, решают, кому управлять их домом».)

То, что голосование было проведено без каких-либо нарушений, подтвердила прокуратура. В ответе заместителя прокурора Фрунзенского района А. С. БЫКОВА сказано: «По итогам голосования… в доме № 64 по ул. Леонова от 18.11.06 г. 68,38 процента от общего числа голосов всех собственников дома избрана форма управления домом - непосредственное управление собственниками. Также принято решение поручить содержание и текущий ремонт общего имущества дома ООО «Жилищная реформа». Управление содержания жилищного фонда и городских территорий тоже рассмотрело эти документы. Ответ и. о. начальника управления М. А. ДОЦЕНКО от 27 марта 2007 года резюмирует: «Замечаний к предоставленным документам нет».

- Тем не менее администрация тянула до последнего, не давая распоряжения о том, чтобы РКЦ прекратил выставлять квитанции жильцам дома на оплату услуг компании «Эгершельд», хотя с 1 февраля у нас уже начало работать ООО «Жилищная реформа», - рассказывают члены инициативной группы. - Для чего это делалось? На наш взгляд, объяснение простое: чтобы «Эгершельд» успел провести свою работу в доме и прошло новое голосование. И действительно, несмотря на то, что законность первого голосования никто не оспорил, в феврале было инициировано новое собрание собственников, в ходе которого предлагалось выбрать уже другой способ управления - управляющей организацией и, естественно, утвердить «Эгершельд» в качестве такой управляющей организации. Оно было организовано опять-таки в форме заочного голосования. Итоги нас не могли не удивить: будто бы и это решение прошло «на ура»... Как же такое могло произойти? Неужели люди сначала голосовали за непосредственное управление, а следом - уже за управляющую компанию? Когда мы стали разбираться с этим, обнаружили следующее. Вот, посмотрите заявления собственников о том, что во втором голосовании они участия не принимали и что их подписи в решениях поддельные. Такие заявления написали П. В. Осипов,

В. Н. Зимин, А. В. Матчин, Ю. В. Шеин, известны 30 случаев подделки подписей и сведений о доли собственности и самих свидетельств о праве собственности. Об этом, кстати, сказано и в решении суда по иску о признании недействительным решения второго собрания собственников нашего дома. Вот цитата из него: «При… подсчете исключены… решения собственников квартир № 41, 54, 127, 174, 192, поскольку от указанных граждан поступили заявления о подделке их подписей».

Тем не менее суд отказал в иске и установил, что при заочном голосовании в феврале был соблюден квалифицированный кворум при принятии решения о выборе в качестве управляющей организации компании «Эгершельд».

В краевой суд подана кассационная жалоба на это решение, где приводится целый ряд фактов, подтверждающих, что бюллетени заочного голосования в феврале оформлялись с большими нарушениями.

Пора отойти в сторону

Судебные разборки по дому продолжаются. Обе стороны готовы до конца отстаивать свою правоту, и у каждой из них есть такое право.

Однако вот что настораживает в этой, типичной для Владивостока ситуации. Как бы ни афишировала на словах администрация города свое невмешательство в процесс выбора собственниками способов управления многоквартирными домами, на самом деле она никак не хочет выпускать его из собственных рук, хотя бы опосредованно - через созданные под ее «крылом» управляющие организации. Как иначе объяснить, что при втором голосовании в доме № 64 на улице Леонова, в отличие от первого, муниципалитет уже не стал воздерживаться, а открыто отдал свои голоса за управляющую компанию «Эгершельд»? И как объяснить откровенное запугивание жильцов на случай, если они, не дай бог, уйдут от городских компаний и свяжутся с «коммерческими» фирмами? А ведь именно формирование рыночных отношений в сфере ЖКХ, стимулирование работы в отрасли частных структур является целью проводимой жилищной реформы, поскольку только так можно наконец забрать у чиновников право распоряжаться деньгами жильцов, которые они платят за содержание и ремонт жилья, и отдать такое право законным владельцам этих средств.

Вот и получается, что одно дело, когда собственники жилья сами пытаются найти верный путь управления своим домом. Совсем другое, когда в их выбор вмешиваются заинтересованные лица. Жилищный кодекс требует: собственники должны сами во всем разобраться.

Автор: Надежда БРАЖИНА