Женщины одеваются для мужчин? О моде и наших пристрастиях
Женщина приходит в магазин, чтобы купить себе новую кофточку… Думаете, она выберет ее в соответствии с последними новинками моды? Или чтобы она подошла к лицу? Иногда и так, но лишь отчасти.
Женщина приходит в магазин, чтобы купить себе новую кофточку… Думаете, она выберет ее в соответствии с последними новинками моды? Или чтобы она подошла к лицу? Иногда и так, но лишь отчасти.
Потому что одна подумает, чтоб было тепленько и уютно, другая - понравится ли она в таком наряде любимому мужчине, третья – чтоб подружки от зависти облезли. Кто-то оденется как серая мышка, другая – вызывающе-эротично…
Серьезный человек о моде и всяческих «тряпках» предпочитает говорить с долей иронии - есть вещи поважнее! Но мир диктует свои законы, и появилось множество причин всерьез думать о своей внешней привлекательности, в том числе о «тряпках». Самая главная - усиление конкуренции за социальный статус, когда внешность имеет не последнее значение. Или быстрота и кратковременность контактов, когда первое впечатление рискует стать и последним. Может, потому современное общество тратит на одежду непомерно огромные средства, потребляя ее в невероятных количествах! Специалисты утверждают: раньше было проще. Веками типов одежды было столько же, сколько сословий, и для каждого социального класса был свой костюм. Творчество можно было проявить, но весьма в строгих рамках… В ХХ веке мода пустилась вскачь! Особенно женская. Причем темп смены модных направлений в последнее десятилетие вырос. Впрочем, уже перепробовав почти все, теперь мода нередко состоит из цитат недавнего прошлого…
Психологи утверждают: женщина делает свой выбор неспроста. И по одежке можно угадать, что творится в душе у прекрасной обладательницы новой кофточки.
А что именно там творится, как это связано с нашим нарядом и как вообще современные женщины выбирают одежду, мы спросили у Риты Гимаевой, преподавателя кафедры психологии ВГУЭС, одного из авторов книги «Мода и психология: выбор современной женщины».
- Сейчас, когда нет ни дефицита кофточек, ни очередей за югославскими сапогами, кажется, наш выбор в магазине прост: пришел с суммой в кармане, «полистал» наряды на плечиках, выбрал что-то интуитивно - и к кассе. Неужели все сложнее?
- Конечно! И мы, проводя опросы, нашли немало любопытных мотивов, исходя из которых современная женщина покупает одежду. Причем мотивы эти многое выдают и в характере, и в самоощущении женщины, ее самооценке. В нашем выборе проявляются даже типичные черты национального характера!
- Например?
- Например, оказалось, что наши женщины одеваются вовсе не для мужчин, просто категорически не ради них! Главным мотивом выбора одежды женщины назвали «подчеркивание достоинств внешности, фигуры» (63,8 проц.). Затем по убыванию идут такие: «удобство и комфорт», «подчеркивание собственной индивидуальности, Я», «качество одежды», «соответствие своему стилю», «самовыражение», «мода», «повышение уверенности в себе», «практичность», «подчеркивание женственности», «скрывание недостатков фигуры» и другие. Любопытно вот что: соображения престижа назвали всего 3,8 процента приморских женщин. Еще меньше их интересует «статус». Но на самых последних строчках рейтинга у наших милых дам - сексуальность (3,2 проц.) и интерес мужчин (2,3 проц.)!
Между тем одной из самых серьезных и достоверных теорий о так называемом потребительском поведении женщин, в том числе о мотивах выбора одежды, является в современной науке такая: чтобы женщина состоялась как женщина в природном и культурном смысле, она должна быть дополнена мужчиной. Вот для чего женщина инстинктивно и тщательно конструирует свой притягательный образ! Тем более что у всех народов главной доминантой такой притягательности была и остается сексуальная привлекательность.
- Выходит, у опрошенных приморских женщин нарушен инстинкт?
-- Вовсе нет, потому что в названных цифрах есть явное лукавство! Дело в том, что специалисты выделяют осознаваемые мотивы выбора и неосознаваемые. Так вот, когда женщину прямо спрашивают, наряжается ли она ради мужчины, она отвечает: «Нет-нет, что вы, еще чего не хватало!». Но когда в анкете вопросы сформулированы более тонко и ответы выдают уже неосознаваемые мотивы, тут цифры совсем другие. И тогда интерес мужчин учитывает уже почти 30 процентов женщин, еще 20 процентов не скрывают явную свою сексуальность. Кстати, может, с этим можно связать то, что женщины так полюбили экзотизм в одежде - сниженная линия джинсов, юбок и брюк, что остро подчеркивает женственность, перекликается с индийской, африканской традицией, перенасыщенной сексуальностью.
К тому же, когда женщина намеренно одеждой подчеркивает достоинства своей внешности и фигуры и указывает это в анкете как главный мотив, она ведь свои женские достоинства подчеркивает! Просто ей не хочется в этом признаваться себе и другим…
- Но почему, что же тут плохого?
- Причин много. Отчасти это психологическая защита. Кроме того, женщине приятно осознавать, что она независима, самостоятельна, и потому устраивает жизнь, одевается, радуется - все для себя. Такой настрой отлично поддерживает современная культура последних лет, которая культивирует самолюбие и нарциссизм, условный девиз которого «Я женщина, и это прекрасно».
- И все же мы действительно одеваемся не всегда ради мужчин…
- Конечно! И об этом говорит список мотивов: для нас важно самовыражение, творческое Я, возможность самоутверждения, повышение самооценки, признание окружающих, принадлежность к определенной социальной группе, удобство, наконец.
- Если взглянуть на молодежную моду… Есть целое направление: бесформенные джинсы, громоздкие ботинки - какая уж тут сексуальность?
- Это так называемый стиль унисекс, и у него своя история и свое назначение. Стиль родился во времена бурного феминистского движения в 70-е годы ХХ века, как бунт против навязывания женщине роли домохозяйки, как элемент борьбы за равенство прав. Тогда в женский гардероб прочно и навсегда вошли, например, брюки. Нарочито неопрятный вид и стиль унисекс может быть просто подростковым бунтом против взрослых, причем особенно острый, если отношения с родителями не очень хорошо складываются.
- Подчеркнуто деловой, элегантный стиль, без намека на эротику о чем говорит?
- Сообщение примерное такое: «Да, я женщина, и я не скрываю этого, но прошу оценить прежде всего мои деловые качества, энергию, интеллект».
- А если дама одета без всякого интереса к своей внешности и на ней явно что попалось под руку?
- В ряде случаев это может выдавать депрессию, когда попросту не хватает жизненной энергии. Вообще, когда женщина перестает следить за собой, полнеет, она на бессознательном уровне будто отталкивает от себя мужчину.
- Что тогда выдает откровенный, эротичный наряд?
- Как ни парадоксально, он может свидетельствовать о неуверенности женщины в своих женских чарах. И даже о неудовлетворенности личной жизнью. Вообще, мы отметили некую тенденцию: когда у женщины вдруг что-то не складывается в отношениях с мужчинами, она начинает потрясающе выглядеть! При этом особенно придирчиво и скрупулезно относится к своей внешности, предпочитает рюши или другие явные атрибуты женственности, ухаживает за собой как никогда. Наверное, это некий внутренний призыв. Когда женщина удовлетворена личной жизнью, она одевается более спокойно.
- А как влияют черты национального характера на наш выбор в одежде?
В российском национальном характере преобладают две основные черты: демонстративность с долей истеричности и депрессивность. Так уж сложилось… Первая диктует потребность в яркой, броской одежде. Вторая может сформироваться в глубоком детстве, когда наши мужчины, будучи отцами, редко умеют признать и подчеркнуть в девочке ее формирующуюся женственность. И тогда женщина подсознательно всю жизнь доказывает, что она привлекательна - причем вынуждена делать это броско, вызывающе… Может, потому наши женщины всегда нарядны, с удовольствием пользуются косметикой. И по праву слывут одними из самых красивых и женственных женщин в мире.
- Рита, а какая одежда на женщине привлекает мужчин?
- Смотря какой мужчина - здесь нет единых правил и советов. Но главный совет - такая одежда, в которой женщина чувствует себя органично и уверенно, что, безусловно, привлекает мужчин.
А вообще лучший совет - быть разной, играть разные роли! Сегодня ты серьезна и строга, завтра - игрива. И такая палитра красок подойдет не только для одежды.
Зачем человечеству мода?
Это безобидная игра фантазии и каприза. Мода позволяет безболезненно отказаться от тирании обычая Она разрешает демонстрировать и выставлять напоказ свое «Я».
Мода - это вызывающая зависть демаркация элитарных классов. Она позволяет людям с низким статусом внешне и поддельно слиться с высокостатусными группами.
Женщина на шпильках - это явный текст, написанный для окружающих. Шпильки - прямая сексуальная провокация против мужчин: кажущаяся шаткость, неустойчивость положения внешне выглядит немой мольбой о крепком и надежном плече, на которое можно опереться. Женщины, которые предпочитают в жизни стоять крепко на ногах, то есть опираться на собственные силы, избегают такой обуви.
Если у дамы не ладится в личной жизни, она начинает потрясающе выглядеть
На протяжении многих веков в господствующих сословиях женщина выполняла сугубо декоративную функцию. Ей не было места за пределами балов, светских обедов, воспитания детей.
Отсюда - предельно нефункциональная одежда, в которой можно показывать себя, но нельзя работать. Как символ «безделья» - руки, которые заняты тем, что поддерживают юбки. Даже с наступлением эпохи капитализма жены деловых людей еще на протяжении десятилетий оставались ходячими витринами экономических и политических успехов своих мужей.
Автор: Марина Ивлева Сергеевна