Штрафные удары от Госдумы. Ответственность водителей за нарушение правил возрастает в разы
Эти июльские дни войдут в историю российского автомобилизма всплеском активности, с которой парламентарии взялись за наведение порядка на дорогах, выразившееся в основном в ужесточении наказаний за нарушения правил дорожного движения (ПДД).
Эти июльские дни войдут в историю российского автомобилизма всплеском активности, с которой парламентарии взялись за наведение порядка на дорогах, выразившееся в основном в ужесточении наказаний за нарушения правил дорожного движения (ПДД).
В автомобильной среде Владивостока появились маловразумительные слухи о том, что якобы даже незначительные, казалось бы, нарушения уже караются гораздо строже, чем привыкли. На самом деле у страха глаза велики, но основания для таких разговоров, безусловно, есть. Все дело в двух принятых недавно законопроектах, имеющих прямое отношение к ответственности водителей.
Монетизация МРОТ
Как сообщила пресс-служба ДОБДД МВД России, 8 июля вступил в силу федеральный закон от 22.06.2007 №116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение». Этот документ не поднимает штрафы как таковые, однако в соответствии с ним штрафы отныне исчисляются не в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ), как было до сих пор, а в рублях. Логика в этом есть: при расчете штрафов МРОТ долго считался равным 100 рублям, тогда как в действительности минимальный размер оплаты труда успел несколько раз заметно увеличиться. Второе важное новшество: минимальная сумма штрафа теперь равняется 100 рублям (а не 0,5 МРОТ, то есть 50 рублям, как раньше). То есть все «полумротовые» и «одномротовые» штрафы теперь автоматически приравнены к 100 рублям, «двухмротовые» - к 200 рублям и т. д.
В остальном данный закон штрафы не изменил, если не считать малосущественных увеличений по нарушениям, предусмотренным статьями 12.9 и 12.19 Административного кодекса. Другими словами, если раньше за превышение скорости на 20 - 40 км/час полагался штраф в размере 1 МРОТ, то теперь - от 100 до 200 рублей; за превышение на 40 - 60 - не 1-3 МРОТ, а от 200 до 300 рублей. Похожие изменения коснулись статьи 12.19: за нарушение правил остановки или стоянки в местах, отведенных для инвалидов, теперь полагается заплатить не 1 МРОТ, а 200 рублей, за остановку/стоянку на тротуаре, повлекшую препятствия для движения пешеходов, - от 200 до 300 рублей (было - 1-2 МРОТ). Нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других машин, либо остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле теперь карается не 1-3 МРОТами, а тремястами рублями - без вариантов.
«На 15 суток!»
Гораздо существеннее изменения, которые несет с собой принятый Госдумой в третьем чтении 6 июля законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (об усилении ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса). В соответствии с ним нижний предел штрафа остается на уровне 100 рублей, а верхняя планка поднимается до 5000 рублей. За превышение скорости на 10 - 20 км/час штраф составит 100 рублей, на 20 - 40 - 300 рублей, на 40 - 60 км/час - от 1000 до 1500 без альтернативы в виде лишения прав, более чем на 60 км/час – 2000 - 2500 рублей либо лишение права управления на 4 - 6 месяцев. Езда на автомобиле без регистрационных знаков обойдется по высшему разряду - в 5 тысяч рублей (альтернатива - лишение прав на 1 - 3 месяца). За выезд на встречную полосу, к которому после недавних разъяснений Верховного суда РФ приравнивается почти любое пересечение сплошной линии разметки, будут наказывать сугубо лишением прав на 4 - 6 месяцев.
Еще одно новшество: за управление автомобилем в состоянии опьянения предлагается штрафовать на 5000 рублей либо подвергать водителя административному аресту на срок до 15 суток. Арест светит тому, кто находился за рулем, будучи лишенным прав, управлял автомобилем без прав и нетрезвым либо отказался пройти медицинское освидетельствование. Правда, здесь теория неизбежно войдет в конфликт с практикой, по крайней мере, во Владивостоке: милиция уже не первый год жалуется на отсутствие в краевом центре соответствующего приемника-распределителя. Но расслабляться все равно не стоит. Ведь поправки в Административный кодекс предусматривают лишение прав на целых три года за повторное управление транспортом в нетрезвом состоянии или повторную передачу автомобиля пьяному водителю. Интересно, что теперь для выявления алкогольного и наркотического опьянения устанавливается минимальная норма, чего ранее не было: пьяным водителя могут признать в том случае, если в его крови содержится 0,3 и более грамма этилового спирта на ли крови или 0,15 миллиграмма и более на литр выдыхаемого воздуха (а также при наличии любого количества наркотиков).
За езду с непристегнутым ремнем безопасности пока еще можно отделаться минимальной санкцией - предупреждением или 100 рублями (до 8 июля - 50). Новый закон поднимает это наказание сразу до 500 рублей. В 300 обойдется разговор за рулем по мобильнику без устройства hands free (в последней редакции ПДД соответствующий запрет уже присутствовал, но санкции предусмотрены не были). Получают законный статус технические средства фиксации нарушений: согласно тексту законопроекта, к ответственности «по умолчанию» привлекается собственник автомобиля, если нарушение было замечено работающими в автоматическом режиме камерами. Если же собственник заявит, что в тот момент за рулем находился другой человек и это подтвердится проверкой, юридический хозяин авто будет освобожден от ответственности.
С новым годом, с новым штрафом?
Вышеприведенные поправки и ряд других изменений автомобилисты, несомненно, воспримут по-разному: кто - с одобрением, а кто – в штыки. Но в этом же принятом 6 июля законопроекте есть положения, наверняка способные порадовать водителей. Так, больше не надо будет относить квитанции об уплате штрафа в подразделение ГИБДД, наложившее его. Упраздняется и плата за первые сутки пребывания автомобиля на арестплощадке (во Владивостоке до сих пор бесплатными остаются лишь первые три часа, за которые редкий водитель успеет собрать все необходимые документы и вызволить свою машину).
Подчеркнем, что данный законопроект еще не прошел процедуры одобрения Советом Федерации, подписания президентом и официального опубликования. То есть, в принципе, ему может быть дан задний ход. Однако даже в случае окончательного принятия все нормы, усиливающие ответственность водителей, вводятся только с 1 января 2008 года. Тогда как нормы, улучшающие положение водителей, должны вступить в силу уже спустя 10 дней после официального опубликования закона.
Председатель Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин уже заявил на своем официальном сайте о том, что, хотя в процессе прений закон был улучшен, однако «деготь, даже изрядно сдобренный медом, съедобным от этого не становится. Неизбежным следствием принятого закона станет рост коррупции и произвола сотрудников ГИБДД». По мнению Похмелкина, вместо «необходимой антикоррупционной реформы ГИБДД, устранения других базовых причин беспорядка на дорогах вся вина за возросшую аварийность возложена на водителей».
Автор: Василий Авченко Олегович