Идет борьба квартирная, квартирная борьба

История эта началась несколько лет назад. Ну надоел Анне ее благоверный, глаза бы на него не смотрели. Характер отвратительный, вечно ворчит, работой себя перегружать не намерен, по дому не помогает… Чего ей стоило выгнать его и выписать из квартиры, даже

12 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2173 от 12 июль 2007
ca8c29d03abf217fe17f598c4bcbec73.jpg

История эта началась несколько лет назад. Ну надоел Анне ее благоверный, глаза бы на него не смотрели. Характер отвратительный, вечно ворчит, работой себя перегружать не намерен, по дому не помогает… Чего ей стоило выгнать его и выписать из квартиры, даже и вспоминать не хочется. А вскоре вместе с дочерью, продав жилье, она уехала в другой город. С мужем официально не развелась, но супругом его не считала. Как он живет, чем занимается - все безразлично. Так было до злополучного письма, полученного несколько месяцев назад.

Дорогая моя сестренка

Владимиру, мужу Анны, после семейных передряг податься было совершенно некуда. Помыкался месяц-другой по знакомым, попытался пристроиться в общежитие. Но ведь взрослый мужик, барачные условия уже трудно переносить, да и прописка нужна. Вспомнил о сестре, с которой много лет почти не поддерживал отношений.

Когда пришел к ней с чемоданом, вроде и не удивилась. «Оставайся, - махнула рукой, - в двух комнатах как-нибудь поместимся». Она вдовела пятый год, без мужской руки ветшала квартира, да и поговорить особо было не с кем, разве что со старым котом, который мог иногда позволить себя погладить, а мог и когти выпустить, тоже с характером.

В детстве и юности брат с сестрой особо не дружили, порой даже дрались. Взрослая жизнь сначала вообще далеко развела, но одиночество неожиданно сблизило. Теперь они могли вместе готовить ужин, рассчитывать семейный бюджет, не особенно раздражаясь друг на друга. Месяцы бежали, превращаясь в годы. Оба старели, появлялись какие-то болячки. А потом сестра ушла из жизни. В эти дни Владимир страдал по-настоящему. Именно тогда он понял, что не стало единственного на свете человека, к которому он был по-настоящему привязан, что именно сестренка спасла его в тяжелый момент, что без нее он мог превратиться в грязного бомжа, живущего на свалке. Теперь же остался один, правда, в двухкомнатной квартире, куда она его прописала. Несколько дней поминал светлую душу за бутылкой водки, потом взял себя в руки - не понравилось бы это ей, надо жить.

Соседи бывают разные

Женщины все же к жизни более приспособлены, чем мужчины. Понял вдруг Владимир, что сестра брала на себя большую часть хозяйственных забот, что его задачей было лишь деньги в дом приносить. Постирать, погладить, приготовить - ни о чем голова не болела.

Соседи, как это часто бывает в многоквартирных домах, помощь свою чужому человеку не предлагали, к тому же знали несносный характер Владимира - еще на грубость нарвешься. И лишь одна, живущая с дочерью-подростком, неожиданно стала поддерживать. Замуж за него она не собиралась - лучше уж одной быть, чем с таким стариком мириться. Но вечная бабья жалость оказалась сильна, подставила свое плечо. Поначалу он ерепенился - мол, чего в мою жизнь лезешь? Но в душе очень боялся, что исчезнет она со своей заботой, со своими борщами, предложением постирать да тихими разговорами. Так прикипел, что однажды сказал: «Заплатишь мне 200 тысяч - перепишу квартиру на тебя. Старый я уже, недолго ждать придется. Поухаживаешь за мной, потом, когда уйду за сестренкой, переберешься с дочкой сюда, а свою однушку продашь». Он даже героем себя почувствовал - осчастливил ведь женщину. Она и впрямь была счастлива. Деньги насобирала по родным и друзьям, лицевой счет переписала. И продолжала помогать Владимиру.

С одной стороны, живущим в больших домах людям соседи бывают безразличны, с другой - обязательно находится тот, у кого душа свербить начинает, хочется справедливость восстановить. При этом чувствует себя этот человек борцом, отстаивающим права униженных и оскорбленных. Одна из таких женщин и написала супруге Владимира. Люди давно друг о друге забыли, но чужое око не дремлет - мол, посторонней тетке квартиру отдал, на которую вы, болезные, имеете полное право. То, что это жилье сестры, в которое Владимир был впущен после разлада в семье и которое он не приобретал, значения не имело. Не разведены - значит должен со своими делиться.

Супруга и уже взрослая дочь быстренько нагрянули во Владивосток, чтобы непутевого мужа и отца к порядку призвать. Он попробовал отбиваться: «Бога ради, какое вы отношение к этой квартире имеете? Меня в свое время просто выписали, тогда сестра и приютила. Теперь владелица этого жилья - соседка, она ведь несколько лет мне помогает». Кстати, и другие жильцы многоквартирного дома неожиданно встали на сторону Владимира, видели они, как страдал мужчина в одиночестве, как был рад поддержке чужой женщины, которая и сама была удивлена, что в конце концов сможет перебраться из своей однокомнатной квартиры на первом этаже во вполне приличную двушку на пятом. Говорят, не торопит она смерть старика, не берет грех на душу, по-прежнему ухаживает за ним. Пусть это покажется кому-то неправдоподобным, но есть еще в нашем циничном мире такие души.

Свое не отдадим

Бывшая (а по документам все еще настоящая) жена Владимира и его дочь активно борются за квартиру. Они даже поселились у старика, который просто не в силах выгнать их - возраст и болезни подкосили некогда скандального мужика. Ну а соседка, столько душевного тепла и физических усилий приложившая, чтобы сделать более или менее приличной его старость, боится теперь потерять не только новое жилье, но и деньги, которые отдала Владимиру. Неужели ее право на квартиру будет отменено?


Эксперт «В» Дмитрий Тятов, адвокат (г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 9, каб. 14, тел. 22-08-93):

- Подобные вопросы возникают нередко, поэтому сначала хотелось бы напомнить о том, что общая собственность бывает двух видов: долевая и совместная. Если доли каждого собственника определены, то это долевая собственность, если нет - совместная. У супругов чаще всего бывает совместная собственность. Такой же собственностью в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ считается имущество, нажитое во время брака, если договором между мужем и женой не установлено иное. Из этого следует, что если супруги купили квартиру, она - их собственность. Если квартира принадлежала кому-то из супругов до заключения брака, она остается его собственностью.

Теперь о подарках. Если во время брака мужу или жене подарили квартиру, машину и пр., это имущество будет находиться в единоличной собственности. Связано это с тем, что имущество при дарении и наследовании приобретается безвозмездно, то есть бесплатно. Однако законом установлены и случаи, когда имущество каждого из супругов признается их совместной собственностью. Такое возможно, если, предположим, один из супругов получил в дар квартиру, а другой во время официальных семейных отношений сделал там капитальный ремонт, переоборудовал ее. Тогда можно рассчитывать, что жилье признают совместной собственностью. Но подобные вопросы решает только суд.

Режим совместной собственности действует в том случае, если между мужем и женой не заключен, к примеру, брачный договор, который определяет имущественные права и обязанности в браке или в случае его расторжения. Такой документ может быть составлен в отношении как имеющегося, так и будущего общего имущества супругов и их личного имущества. Брачный договор составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному оформлению. А вот соглашение о разделе имеющегося имущества не требует нотариального заверения, по желанию оно может удостоверяться нотариально.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в соответствии со ст. 36 СК РФ имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью. Поэтому в данном конкретном случае владелец квартиры имел право самостоятельно распоряжаться ею, и она не будет подлежать разделу при расторжении брака.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна