Одиночество в больших глазах

Определить, где собирается компания анимешников, в общем-то не так уж трудно. Там искренне смеются и от души «някают». Но что может делать анимешная тусовка на биеннале визуальных искусств? Как что? Разумеется, рисовать мангу!

11 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2172 от 11 июль 2007
6defe9138014575cf7f66c2376c7d532.jpg

Определить, где собирается компания анимешников, в общем-то не так уж трудно. Там искренне смеются и от души «някают». Но что может делать анимешная тусовка на биеннале визуальных искусств? Как что? Разумеется, рисовать мангу!

Мастер-класс и выставку-конкурс манги российских авторов в рамках биеннале помогли организовать центр изучения искусств Востока, ассоциация «Япония - Владивосток» и владивостокская студия манги и анимации «Каваи».

Как рассказала Елена Кобышева, глава студии «Каваи», темы работ для выставки-конкурса были выложены в Интернете довольно давно. Темы непростые, можно сказать – философские: «Япония глазами России», «Загадка русской души», «Одиночество», «СПИД и наркомания», «Проблема отцов и детей», «Внутренний мир художника».

- Заметьте, на конкурс присылали мангу не только владивостокцы, но даже москвичи, - подчеркивает Елена. – Всего было более 40 участников. Немного? Но нужно быть очень уверенным в себе, чтобы представить работу не просто для выставки, а на конкурс, тем более что судить его будет такой известный мангака, состоявшийся мастер, как Канаяма Акихиро. Да и приз победителю выставки будет нешуточный – поездка в Японию, посещение манга-фестиваля. За такую возможность надо бороться всерьез.

Одна из участниц выставки, пожелавшая скрыться под ником Крис, рассказала, что рисует мангу уже больше четырех лет. Началось все с просмотра таких известных всем аниме, как «Корабль-призрак» - в раннем детстве, а потом – робкое подражание, попытки создать что-то свое…


- Смотрела работы других авторов, чтобы понять законы манги, кадрирование, композицию, - говорит Крис, - и постепенно стало получаться то, что, наверное, можно назвать моим стилем. И сюжеты для манги придумываю сама. Они могут быть какими угодно – от бытовых, банальных жизненных ситуаций, психологических проблем моих ровесников до историй в стиле фэнтези.

Двадцатилетняя Крис весьма самокритична и достаточно скептически рассматривает перспективы профессионального занятия мангой в России. Ее сомнения в чем-то разделяет и Канаяма Акихиро. На взгляд мэтра, главная проблема русской манги – во всяком случае, пока – в ее неоригинальности, подражательности.

- Вот когда у вас появится некий особый стиль, что-то, отличающее русскую мангу от любой другой, можно будет говорить о серьезных перспективах, - улыбается мэтр.

Впрочем, господин Канаяма вообще удивился тому факту, что в России знают и любят мангу, аниме.

Канаяма-сан предпочитает называть себя аниматором. Сегодня он уже рисует только для удовольствия – например, создает мангу-автобиографию, а много лет назад постигал искусство манги у самого Тедзуки-сан, автора «Астробоя»! Среди наиболее известных проектов, в создании которых принимал он участие, - аниме-сериал «Гандам», манга по мотивам произведений Достоевского.

- Чтобы стать настоящим мангакой, нужно быть фанатом, - говорит господин Канаяма. – Обязательно учиться у мастера, причем именно в Японии. Затем копирование должно замениться собственным стилем. Ну и конечно, важно, чтобы этому искусству давали свободно развиваться, не подвергали цензуре.

Подобное, кстати, уже произошло в Китае, можно говорить о том, что есть вполне качественная китайская манга. Я смотрел работы, представленные на выставке. Есть очень неплохие, их авторы потенциально могут стать мастерами. Но придется очень, очень много работать!