Атака на «братву», чиновников и «лесных баронов»

Наконец-то приморская пресса дождалась официальной похвалы от не менее официальных лиц за свой вклад в дело борьбы с организованной преступностью и коррупцией в крае.

10 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2171 от 10 июль 2007
c12b1307fc5d731cf52c5bf03b783a00.jpg

Наконец-то приморская пресса дождалась официальной похвалы от не менее официальных лиц за свой вклад в дело борьбы с организованной преступностью и коррупцией в крае. 6 июля 2007 года заместитель прокурора Приморского края, старший советник юстиции Юрий МЕЛЬНИКОВ сказал свое «спасибо» масс-медиа. Поводом для этого стала четвертая международная научно-практическая конференция во Владивостокском центре по изучению организованной преступности (ВЦИОП). Отдельно отметим, что центр, возглавляемый профессором, доктором юридических наук Виталием НОМОКОНОВЫМ, отметил свое десятилетие.

Где откровения Гулягина?

Вообще, мощной «заманухой» прессы на мероприятие стало обещание получасовой пресс-конференции, где дальневосточный заместитель генпрокурора РФ Юрий ГУЛЯГИН должен был выдать на-гора «сольную партию» о борьбе с коррупцией и оргпреступностью. Пресса ждала откровений, имен, фамилий, уголовных дел и возможных сроков для VIP’ов высокого уровня. Однако Гулягина не дождались - именно в этот день он был экстренно вызван в Москву для отчета перед генпрокурором. Отвечать на вопросы пришлось Юрию Мельникову. Вот тут он и поблагодарил прессу. Данные о миллионах долларов доходов «рыбной» и «лесной» «братвы», коими пресса бомбардировала приморскую прокуратуру «эпохи Василенко», теперь уже при другом краевом прокуроре получают свое подтверждение.

Вот данные «криминального настоящего» Приморья. В апреле 2007 года совместными усилиями генпрокуратуры, УФСБ края и прокуратуры Приморья изобличена группа браконьеров, которая длительное время, по словам Мельникова, занималась контрабандой незаконно добытых биоресурсов. Попались не только организаторы канала, но и их пособники из числа высокопоставленных пограничников - вплоть до командира части. Организаторы арестованы, их пособники тоже. Точный размер убытка, нанесенного государству, уточняется.

Май 2007 года. В Дальнереченском районе задержан майор милиции Р., который помогал местным представителям организованной преступной группы (ОПГ) уходить от задержания за незаконные порубки и контрабанду леса. Пока насчитали, что члены ОПГ при помощи майора нажились на три миллиона рублей, но это только начало расследования. Майор должен был бороться с незаконными порубками, однако он предпочитал предупреждать о надвигающейся опасности в виде милицейских облав по телефону.

Справка «В» Помимо Юрия Мельникова в конференции приняли участие иностранные гости: новый генконсул США во Владивостоке Томас АРМБРУСТЕР и консультант конгресса США по вопросу борьбы с преступностью Луиз ШЕЛЛИ. 10 лет назад она встретилась с профессором Номоконовым и предложила ему создать на Дальнем Востоке ту организацию, которую сегодня мы знаем как ВЦИОП. Материалы, подготовленные сотрудниками центра на базе Юринститута ДВГУ, с годами не теряют актуальность. Книга по организованной преступности Дальнего Востока, подготовленная несколько лет назад, и поныне остается одним из самых цитируемых изданий на территории ДВФО.

Криминальная поэма «Двенадцать» и разгром «Общака»

Ожидает начала судебного процесса еще один знаменитый на все Приморье человек - Виталий ШИРОКОВ, он же известный в определенных кругах как Монгол. Вместе с ним еще одиннадцать человек. Всем двенадцати вменяется в вину вымогательство. Представитель прокуратуры не стал афишировать суть «дела Монгола», однако оно успело нашуметь и без дополнительной огласки. «Апостольское число» бравых ребят занималось «обеспечением безопасности» на определенных участках трассы Хабаровск - Владивосток для перегонщиков иномарок. За сравнительно небольшую плату можно было без эксцессов добраться до места назначения.

Как следует из материалов 4-й научно-практической конференции, проводимой ВЦИОПом, на сегодняшний день фактически разгромлено такое формирование, как «Общак», с которым силовики боролись с конца 1980-х годов. «Общак», созданный Евгением ВАСИНЫМ, более известным как вор в законе по кличке Джем, на протяжении своей более чем 20-летней истории не знал поражений. Началом конца стала загадочная смерть Джема в Хабаровском СИЗО, куда он был помещен как организатор поджога кафе «Чародейка» в Хабаровске. К моменту смерти Евгения Васина «Общак» протянул свои щупальца из Комсомольска-на-Амуре (который считается одним из «воровских центров» Дальнего Востока) до Приморья и Сахалина, в его рядах насчитывалось 4 тысячи человек, включая несколько сотен подростков, постигавших азы воровской идеологии в специально созданных «братвой» заведениях. Так, в Хабаровском крае и Амурской области под контроль «Общака» были взяты основные виды доходного бизнеса: торговля автомобилями, лесом и рыбопродукцией, добыча полезных ископаемых, розничная торговля нефтепродуктами, не считая откровенно нелегальных сфер, таких, как проституция, наркотики, кражи, угоны и вымогательство. Эдуард САХНОВ (Сахно), занявший место Джема, вместе с двумя заместителями - Олегом Симакиным (Ева) и Олегом ШОХИРЕВЫМ (Леший), не смогли заставить «Общак» работать так же эффективно, как и при Джеме. Натиск правоохранительных органов Дальнего Востока последних трех лет снес некогда мощную организацию: Сахно, Ева и Леший находятся в местах лишения свободы, там же, где и сотни активных членов некогда мощного «братства». Сегодня многие представители «Общака» «на местах» (в том числе и приморские) также находятся в колониях и СИЗО, а это означает, что группировка обезглавлена, обездвижена и лишена серьезных финансовых «вливаний».

«Чиновник» - не значит «непотопляемый»

Еще больший интерес приморская пресса проявила к тому, с какой тщательностью приморская прокуратура «прореживает» число высокопоставленных краевых чиновников. Можно, конечно, говорить о руководителях отдельных поселков из приморской глубинки с их копеечными денежными оборотами, но у них не тот масштаб. А вот самый свежий пример прокурорского расследования уже успел разбередить сердца многих обитателей «высоких кабинетов»: Владимир КНИЖНИК, руководитель департамента имущественных отношений администрации Приморского края, решением суда Ленинского района Владивостока отстранен от занимаемой должности. Причина - расследование деятельности департамента и выявленные прокуратурой нарушения. Некоторые из этих нарушений (как, например, отчуждение из государственной собственности края здания библиотеки им. Горького на ул. Светланской) уже попали в разряд должностных преступлений (ст. 286 УК РФ).

Понятно, что многие дела еще не доведены до логического завершения, однако прокуратуре уже есть чем гордиться: арестованы депутат ЗС ПК Дмитрий МУДРОВ, глава Владивостока Владимир НИКОЛАЕВ, зам Николаева Алан БУДАЕВ. Начался суд по «земельным делам» Владивостока, где на скамье подсудимых оказался Николай АРЖАНОВ, продолжается расследование по делу экс-вице-губернатора по социальным вопросам Бориса ГЕЛЬЦЕРА, уже осужден (правда, условно) экс-мэр Владивостока Юрий КОПЫЛОВ. Конечно, у каждого из вышеперечисленных персонажей был свой особый путь к такому финалу, но следует признать, что при таких масштабах зачисток любая административная деятельность, связанная с распределением финансовых потоков, превращается в безвыигрышную лотерею. А следовательно, термин «чиновник» перестает быть синонимом слова «непотопляемый».

Справка «В» Из 10 самых криминализированных регионов России шесть приходится на Дальний Восток. В числе этих шести и Приморский край. Если в центральных регионах России рост преступности составляет 8 проц. за год, то в ДВФО он втрое больше - 25 проц. В незаконном обороте в одном только Приморье находится от 30 до 40 тысяч единиц оружия. По словам Виталия Номоконова, такой тип преступности, как у нас, считается «экстремально-критическим». Влияет на него и география региона с его приграничным положением, и отдаленность от центра, и валютоемкость «рыбной» и «лесной» мафии с возможностью получить «крышу» от силовиков. Профессор Номоконов отмечает, что сегодня необходимо создавать базы по видам коррупции и по тем, кто к ней причастен, но это дело должно проводиться не только силами правоохранительного блока, но и исполнительной власти.

К теории присовокупить практику

И все-таки, несмотря на то, что все выступавшие отмечали позитивные сдвиги в борьбе с оргпреступностью в Дальневосточном регионе, и Виталий Номоконов, и Юрий Мельников признали: все эти маленькие победы - только начало пути. Сегодня требуется нанизать теоретическую базу ВЦИОП на практические наработки прокуратуры (и создаваемого вскоре следственного комитета). И вот почему. Сегодня, по меткому определению Мельникова, позиция силовиков (равно как и представителей исполнительной власти) зачастую носит соглашательский характер. К преступникам могут относиться с сочувствием и пониманием, а в некоторых случаях - с непонятным снисхождением. Особенно это заметно в том же лесном комплексе края и в работе таможен. Многие главы «лесных» районов края щедро распоряжаются вырубкой леса, прикрываясь нуждами населения в дровах. Такую заботу о народе можно было бы понять, если б не тот факт, что 70 проц. от заготовленной древесины отдается самим заготовителям в качестве платы за их нелегкий труд. Непросто все и с таможней: фактов контрабанды Верещагиными выявляется немало, а вот наказание за нее зачастую носит характер, несоразмерный с содеянным. А проще говоря, наказывают нарушителей микроскопически мало. Настолько мало, что за коррупцию приходится привлекать самих таможенников. В общем, результаты есть. Теперь нужно, чтобы новые результаты носили системный характер…

Автор: Александр Огневский Владимирович