Заложил камень в основание Хабаровска, строил Владивосток

В июне исполнилось 175 лет со дня рождения первостроителя порта и города Владивостока Алексея ШЕФНЕРА.

4 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2168 от 4 июль 2007
aa3b01054084cd4c219e168955fc447f.jpg


В июне исполнилось 175 лет со дня рождения первостроителя порта и города Владивостока Алексея ШЕФНЕРА.

20 Июня 1860 года транспорт «Манчжур» под командованием капитан-лейтенанта ЭГЕРШЕЛЬДА зашел в бухту и высадил взвод пограничников 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона для основания военного поста. Еще через 12 лет, 16 июня 1872 года командир Амурского флотского экипажа капитан I ранга Шефнер назначен на должность командира Владивостокского порта.

Владивостоку, основанному в 1860 году, еще целых десять лет пришлось дожидаться решения своей судьбы. И лишь 22 февраля 1871 года «государь император повелеть соизволил главный порт с морскими учреждениями перенести из Николаевска во Владивосток».

Военный губернатор Приморской области и командир портов Восточного океана контр-адмирал КРОУН, поручил выполнение высочайшего повеления командиру Амурского флотского экипажа капитану I ранга Шефнеру, почему и последовало это назначение.

Так 135 лет назад постоянным местом жительства моряка стал город, в основании которого он принимал личное участие.

С морем Шефнер познакомился давно. Он родился в Петербурге. В 14 лет поступил юнкером, то есть добровольцем, в 18-й флотский экипаж. Курс подготовки молодого матроса юноша окончил успешно, продемонстрировав прекрасное знание уставов и отличную строевую выправку. Через два года, когда службу матроса приходилось совмещать с подготовкой к офицерскому экзамену, он его успешно сдает. 16-летний мичман Шефнер получает назначение на уходящий в заграничное плавание фрегат «Паллада», где живы традиции его первого капитана Павла НАХИМОВА.

Потом были другие корабли. В 1852 году на транспорте «Двина» Алексей Карлович уходит на Дальний Восток. Транспорт прошел три океана, десяток морей, побывал в портах Африки, Индии, Китая и в конце 1853 года бросил якорь в Авачинской бухте.

Из Петропавловска молодого офицера отправляют с отчетами в Петербург. В Иркутске мичман знакомится с таким же курьером-дальневосточником, офицером с фрегата «Паллада» лейтенантом Александром Кроуном. Тот везет в столицу отчеты адмирала ПУТЯТИНА. В Петербург моряки решили добираться вместе. Курьера, доставившего приятные известия, как правило, награждают. А так как Шефнер оказался именно таким, то 7 мая 1854 года мичмана производят в лейтенанты.

В войне 1854-55 годов Кронштадт практически участия не принимал. Его надежно прикрывали дальнобойные береговые батареи и минные поля. Нападению одного из отрядов англо-французской эскадры подвергся только Свеаборг, чью оборону успешно организовал контр-адмирал МАТЮШКИН. Поэтому лейтенанты Кроун и Шефнер, оставленные служить на Балтике, как и другие кронштадтцы, рассматривали в подзорную трубу крейсирующую у самой линии горизонта неприятельскую эскадру, несли службу на кораблях и ездили в столичные театры отдохнуть от службы.

Но чаще всего они обсуждали свое будущее. Оба были выходцами из небогатых семей без связей в верхах и влиятельных покровителей. Поэтому по окончании войны офицеры твердо решили связать свою службу с Дальним Востоком.

В 1856 году капитан-лейтенант Александр Кроун назначается офицером для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири Муравьеве, а капитан-лейтенант Шефнер получает назначение в 47-й флотский экипаж, из которого комплектуется Сибирская флотилия. В 1857 году пароход «Шилка» под его командованием возглавляет амурские сплавы, заселившие нижнее течение Амура. С «Шилки» была высажена неподалеку от впадения Уссури в Амур и рота пограничников, основавших военный пост Королек - будущий Хабаровск. За участие в проведении сплавов и переговоров в китайском городе Айгуне капитан «Шилки» был представлен генерал-губернатором к награждению орденом Святого Владимира 4-го класса.

С присоединением к России Уссурийского края основной задачей моряков становится освоение его морского побережья. В конце 1858 года капитан-лейтенант Шефнер принимает от капитана перегонной команды ЭЛЛИОТА военный транспорт «Манчжур». Это было небольшое, водоизмещением всего 816 тонн, судно. Как и заказанный одновременно с ним на американских верфях транспорт «Японец», «Манчжур» построен для работы на дальневосточном побережье. Его главными достоинствами были небольшая осадка и плоское дно. В бухтах кораблик чуть ли не влезал носовой частью на берег, что значительно облегчало выгрузку доставленного на пост имущества. Двенадцать лет трудяга транспорт под командованием Шефнера курсировал между тихоокеанскими портами России, Японии, Китая и Америки, доставляя на новые военные посты, размещенные в бухтах Приморья, муку и солонину, порох и патроны, кирпичи и доски; привозил смену постовых команд. В 1860 году с него в бухте Золотой Рог была высажена команда прапорщика КОМАРОВА, основавшая Владивосток. На нем в 1861 году в свое первое морское плавание заходил в порт Владивосток воспитанник Николаевского морского училища Степан МАКАРОВ.

В октябре 1870 года по настоянию губернатора Приморской области контр-адмирала Кроуна капитан I ранга Шефнер стал командиром Амурского флотского экипажа. Предстояли большие перемены, и адмиралу был нужен надежный помощник. Поэтому когда в 1871 году пришел приказ о переводе главного порта из Николаевска во Владивосток, то основную работу выполнит Алексей Шефнер.

16 июня 1872 года командира Амурского экипажа назначат и исполняющим должность командира порта Владивосток. И уже 5 июля он докладывает телеграммой в Николаевск: «Прибыл во Владивосток 27 июня. Команда и 400 рекрутов прибыли благополучно и размещены. Необходим лазарет. Приступил к расчистке местности для постройки казарм».

Шефнеру пришлось строить новый город на берегу Золотого Рога. Он определял границы первых микрорайонов Владивостока - его слободок. Вот что он пишет в своем отчете Кроуну: «В артиллерийских казармах (артиллеристов придется переводить на другое место) временно поместятся экипажи судов. Далее, я полагаю, расположится новый порт. Тут же будут все главные мастерские порта. За новым портом идет тотчас Офицерская слободка, в которой отводятся места для офицеров, желающих строиться. За Офицерской слободкой расположен экипаж, а за ним на хорошо укрытом месте помещен госпиталь. Между экипажем и госпиталем, в гору, я отвел слободку для женатых матросов. Им дается лес, и они обязаны сами себе строить дома».

Казармы, о которых пишет Шефнер, горожане потом долго будут называть старыми Шефнеровскими казармами, и так о них упоминают в книгах. Они располагались восточнее нынешнего Матросского клуба.

Места нового порта и мастерских сейчас занимают военный судоремонтный завод и Дальзавод.

Офицерская слободка размещалась между Жариковским и Мальцевским оврагами. Теперь в первом стоит памятник погибшим во время корейской войны советским летчикам, во втором построили стадион «Авангард».

От Мальцевского до Гайдамакского оврага (между остановками трамвая «Авангард» и «Гайдамак») Шефнер заложил военный городок для будущего Сибирского флотского экипажа.

Шефнер руководил переводом морских и гражданских учреждений из Николаевска и строил для их размещения здания во Владивостоке. Им были построены первые небольшие корпуса морского госпиталя, первые казармы для Амурского экипажа и переоборудован под женское училище купленный у купца ГУММЕЛЯ дом.

Пришлось командиру порта встречать высочайших особ и иностранных гостей. В 1872 и 1873 годах Владивосток посетил великий князь Алексей Александрович. А летом 1873 года в порт наведались французская и английская эскадры. Шефнер, как главное лицо порта, принес гостям извинения за то, что «Владивосток еще в таком виде, что не только не может ответить на салют, но даже не может оказать достойный прием уважаемым гостям».

Главным для Алексея Карловича были строительство и забота о развитии города. Благодаря его настояниям во Владивостоке было введено Городовое положение 1870 года, проведены выборы в первую городскую думу.

В декабре 1875 года был переведен на должность младшего флагмана Балтийского флота губернатор Приморской области контр-адмирал Кроун, а в августе 1876 года покинул Владивосток и Шефнер.

На Балтике Алексей Карлович будет командовать 4-м флотским экипажем, получит в 1878 году чин контр-адмирала, станет командиром Ревельского, а затем Санкт-Петербургского портов. А в феврале 1891 года в столичной газете появится извещение, что «флота генерал-лейтенант и орденов Святого Владимира 4-го класса, Святой Анны и Святого Станислава, императорской короной окрашенных, 2-го класса, Святого Владимира 3-го класса, Святого Станислава и Святой Анны 1-го класса кавалер Алексей Карлович Шефнер скончался февраля 11 дня».

Вице-адмирал Александр Кроун проводил друга в его последнюю «каюту» на петербургском Новодевичьем кладбище, ставшем последней гаванью многих моряков-дальневосточников.