На селе лицензий нет, а водка есть

Стоит немного отклониться от оживленных трасс, заехать в сельскую местность - и сразу понимаешь: одно дело - продажа водки в городе, совсем другое - в деревне. Элементарно: не из каждого села, как того требуется в последнее время, есть возможность каждый

4 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2168 от 4 июль 2007
06d7590fb1408a50309a017421d1c0fe.jpg


Стоит немного отклониться от оживленных трасс, заехать в сельскую местность - и сразу понимаешь: одно дело - продажа водки в городе, совсем другое - в деревне. Элементарно: не из каждого села, как того требуется в последнее время, есть возможность каждый день отправлять отчет о поступлении на полки магазина ликероводочных изделий и их реализации. Все потому, что просто-напросто не везде есть стационарные почтовые отделения, а передвижку еще попробуй «поймай». А самая главная проблема в том, что торговлей в сельской местности занимаются, как правило, частные предприниматели, но им сейчас запретили реализовывать этот ходовой товар. Обществ же с ограниченной ответственностью в сельской местности по пальцам можно пересчитать.

Тем не менее, как все прекрасно понимают, торговля водкой все равно процветает, даже в самом глухом селе!

Депутат думы Михайловского района и председатель районного совета предпринимателей Виталий ДУБОВОЙ считает, что новый порядок торговли спиртным, введенный федеральными властями с прошлого года, на селе только загоняет проблему внутрь.

- Когда ввели правило, разрешающее торговать водкой только ООО, получилось, что из 41 лицензии, выданной у нас до этого, остались только 26, - приводит цифры по своему району Виталий Васильевич. - Из 31 села в 10 вообще нет торговых предприятий, имеющих такие лицензии. Это Абрамовка, Горное, Горбатка, Некруглово, Григорьевка, Новожатково, Даниловка, Лубянка, Тарасовка, Ширяевка. Но ведь пьют там дай бог!

- Виталий Васильевич, но почему бы сельским частным предпринимателям не зарегистрировать ООО?

- Зачастую для них это неподъемно в финансовом отношении. Ведь тогда надо держать бухгалтера, покупать новую кассовую машину, вести строгую отчетность, получать лицензию. Заметьте, лицензионная палата находится во Владивостоке. Туда надо не раз съездить, потому что лицензию не так-то просто получить.

Власть должна быть заинтересована в том, чтобы решить эту проблему и не ставить подножек на пути развития предпринимательства. Она должна быть заинтересована также в том, чтобы оградить людей от «паленой» водки, тем самым способствуя уменьшению смертности, а не росту ее.

- Что вы предлагаете?

- Через лицензионную палату надо добиваться, чтобы сельским предпринимателям все-таки выдавали лицензии на торговлю водкой. Пусть делают они это легально и под контролем. Кроме того, торговые и юридические отделы муниципалитетов части предпринимателей должны помочь в организации ООО, регистрации их. Надо также продумать механизм, который бы заинтересовал крупные предприятия работать в сельской местности. Пока для них это невыгодно.

Михайловский район - не исключение. Как, к примеру, обстоят дела в селе с «говорящим» названием Хмельницкое, которое входит в состав городского округа Партизанска и расположено в паре километров от автомобильной дороги Стеклянуха - Казанка? Ситуация типичная: собственной торговой точки здесь нет. Автолавка наезжает, но не часто. Хлеб и пиво, которое предпочитает молодежь, можно купить на трассе в кафе «Ущелье Дарданелл». За остальными покупками, в том числе продуктами и водкой, люди ездят в соседние населенные пункты за 20 и более километров. А вот как быть жителям живописной деревни, не имеющим какого-либо транспорта? Не пить? Гнать самогонку? Можно предположить, что в Хмельницком, как и в других приморских селах, многие так и делают.

С тем, что проблема торговли крепкими спиртными напитками в отдаленных деревнях существует повсеместно в Приморье, согласен первый заместитель главы Лазовского района Николай ФРОЛКОВ:

- С 1 июля прошлого года изменилось законодательство по реализации ликероводочных изделий. Не все торговые предприятия смогли «осилить» новый пакет документов. С этим на уровне муниципальной власти кому-то пришлось даже помогать. Это касалось сел и поселков среднего уровня, наподобие нашего Валентина. А кто-то так и не смог справиться с новыми требованиями финансово и организационно. Поэтому в деревнях с населением меньше сотни жителей официально в продаже отсутствуют водка, коньяк, вино и другие крепкие напитки. В их числе - Черноручье, Сокольчи, Беневское… Там легально можно приобрести только пиво.

Нельзя сказать, что в этих деревнях разом прекратили выпивать. Люди ездят за спиртным в близлежащие более крупные населенные пункты. А вот как поступают жители с низким достатком, можно только догадываться. Возможно, покупают «злодейку» из-под полы, или ищут «паленую» продукцию, или гонят самогон. Но бороться с этим должны уже органы контроля и правопорядка. Тем не менее надо признать, что проблема существует и от нее нельзя отмахиваться. Но решить ее можно только на краевом и федеральном уровнях. Ведь было же предложение правительства России организовать производство качественной водки по себестоимости для люмпенов и продавать ее по талонам. Может быть, в том числе и в магазинах маленьких деревушек. Тогда удалось бы сразу снять несколько болевых моментов. Самое главное - снизить смертность населения.

Получается, что когда мы говорим, что торговля водкой благодаря новым правилам вошла в легальную колею, то мы просто прячем голову в песок. В отдаленных селах все как раз наоборот. Нововведения на алкогольном рынке абсолютно не учли специфику российской глубинки.

Автор: Страницу подготовил отдел спецпроектов «В»