Услышь меня по-настоящему

Как это непросто - научиться разговаривать с собственным ребенком в одном контексте, правильно слышать друг друга. Особенно проблема взаимопонимания обостряется, когда чадо становится подростком, когда наступает переходный возраст, второй период упрямства

29 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2166 от 29 июнь 2007

Как это непросто - научиться разговаривать с собственным ребенком в одном контексте, правильно слышать друг друга. Особенно проблема взаимопонимания обостряется, когда чадо становится подростком, когда наступает переходный возраст, второй период упрямства (первый - с года до трех). Эту тему поднимает Владимир Леви в одной из глав своей книги «Новый нестандартный ребенок».

Чтобы окончательно дать нам осознать, как далеки родители от своих детей, Леви описывает один интересный эксперимент. В центре четырехугольника находится условный ребенок (психолог), а родители по очереди задают один-единственный вопрос: «Как дела?». Задача родителя - произнести вопрос так, чтобы ребенок разрешил приблизиться к себе, в противном случае взрослый оказывался в одном из углов, которые были обозначены как Виноватый, Сверхопекающий, Отстраненный или Обвиняющий.

~~
Дочка: - Мама, я с девчонками ушла.
За словами кроется: «Мне скучно дома, надо размяться, сменить обстановку».
Мама слышит: «Мне на все наплевать, хочу только развлекаться».

* * *

Мама: - К контрольной готова?
Дочке слышится: «Я за тобой слежу, ты у меня под колпаком».
За мамиными словами кроется: «Завидую, а мне еще ужин готовить».~~

Обычный вопрос «Как дела?» условный ребенок слышал как: «Бедняжка, я знаю, что тебе скверно живется» (позиция виноватого родителя); «Надеюсь, ты понимаешь, что мне не до тебя» (позиция отстраненного родителя); «Дай мне исчерпывающую информацию, чтобы я понял, во что следует немедленно вмешаться» (позиция сверхопекающего); «Что еще натворил, признавайся, засранец» (позиция обвиняющего).

Как же правильно задать подобный вопрос? Представьте, что перед вами не ваш ребенок, а вы встретили хорошего друга. И тогда вопрос «Как дела?» зазвучит более непринужденно. Общаясь с другом, вы не будете ему навязывать свою позицию, не будете лезть в душу. Захочет - спросит совета, пожелает - расскажет о самом сокровенном. Поймите, что ребенок - самостоятельная личность уже с самого рождения, что его мнение надо уважать, где-то гибко перестроить свою позицию, где-то посоветовать, но не требовать. Общаться на равных, принять ребенка как друга - в этом и кроется залог успеха взаимоотношений родителей с детьми. Тогда диалог получится такой: «Мне скучно дома, надо размяться, сменить обстановку» - «Завидую, а мне еще ужин готовить».

Автор: Екатерина Ерошкина Викторовна