Харбин: от выставки к ярмарке. Ожидает ли нас наплыв китайских автомобилей?

Я давно живу в Харбине, и каждый год в июне происходит одно и то же. Большинство моих приятелей из русской диаспоры Харбина чрезвычайно загружено работой. Всем некогда: встречи отменяются, все несрочные дела, вся «текучка» переносится на время со стран

29 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2166 от 29 июнь 2007
454ac7186b23d77067c907a69e0e9bb3.jpg

Я давно живу в Харбине, и каждый год в июне происходит одно и то же. Большинство моих приятелей из русской диаспоры Харбина чрезвычайно загружено работой. Всем некогда: встречи отменяются, все несрочные дела, вся «текучка» переносится на время со странным именем – «после выставки». Переводятся на русский и китайский языки различные материалы, редактируются выступления, переводчики согласовывают условия своей работы на выставке.

Ярмарка – значит торговля!


И вот день открытия. С утра в огромном здании выставочного комплекса - суета. Охрана, пожарные, переводчики, разноязычная публика у всех входов на территорию комплекса с нетерпением ожидают приезда высоких китайских руководителей и почетных гостей.

Петарды, громкая музыка и разноязычный говор тысяч людей почти оглушают, но после 10-11 часов суета открытия стихает: выставка втягивается в работу. Все залы ярмарки заполнены до отказа. Оформление павильонов приятно радует глаз необычными модернистскими формами. У стендов слышны заинтересованные разговоры посетителей с промоутерами своей продукции. Рекламные проспекты перекочевывают к посетителям выставки, записываются телефоны, «мыльные» адреса, идет обмен визитками.

У стендов с пищевкой - бойкая торговля выставочной продукцией, как на утреннем китайском рынке. Единственная разница - продавец не кричит во все горло, зазывая покупателей к прилавку. Если не купить, то попробовать ароматную, пряную продукцию не откажется никто. Особым успехом у русских посетителей, в основном мужчин, по традиции пользуется стенд «Харбинское пиво».

Китайская медицина представлена тоже очень широко! Через каждые пять минут вам протягивают различные по весу, конструкции и цвету массажеры. Зазевавшемуся посетителю тут же намнут спину с помощью этих чудо-аппаратов. Ко мне почему-то настойчиво приставали продавцы электронного агрегата с большим плоским контактом, напоминающим большую бабочку. Эту лепешку мне настойчиво пытались пристроить на загривок и продемонстрировать всю силу китайской медицины на моем организме.

Самое сильное впечатление на меня произвел тибетский гуру, стоявший у стенда традиционной тибетской медицины. По внешнему виду он больше был похож на афганского моджахеда в плоской шапочке, с бородой, но без «калаша» и гранатомета, странным стечением обстоятельств занесенного на международную выставку. При виде любого иностранца он начинал улыбаться. И большинство посетителей с удовольствием фотографировалось с ним на память.

Вишенка с китайским привкусом

Вспомнив о просьбе моих приятелей из Владивостока посмотреть оборудование для производства одноразовой посуды, я не стал полагаться на случай, а обратился в информационное бюро выставки. Симпатичная китаянка с русским именем Лилия, разобравшись, что означает слово «пластик», быстро нашла в компьютере номера соответствующих стендов. Я за полчаса посетил их все, собрал буклеты и визитки, выполнив данное мне поручение. Что любопытно - два года назад я пытался сделать то же самое, но тогда в бюро информации я не нашел ни одного человека, говорящего на русском или английском языке.

Кстати, и Лилия не до конца четко выполнила задание - на открытом воздухе, под брезентовыми навесами, я позже обнаружил еще около 20 стендов с оборудованием для изготовления любой пластиковой посуды.

Здесь же, на большой площадке, экспонировались различная китайская автотехника и аксессуары к ней. Вспомнилось мое первое посещение Харбина в 1989 году. Тогда главным средством передвижения по городу был велосипед. На всех дорогах была выделена полоса для велосипедистов, и во многих местах «доля велосипедной части» дороги была равной «автомобильной» части. Сегодня на дорогах северного Китая вы тоже увидите велосипедистов, но их доля совсем незначительная по сравнению с автомобилистами. Китайское правительство сделало ставку на привлечение в страну высоких технологий, и компании, первыми пришедшие на этот гигантский рынок, сделали здесь огромные деньги.

Например немецкий «Фольксваген». Сотни тысяч автомашин этой марки работают в Китае пассажирскими такси! Постепенно китайцы и сами научились конструировать и изготавливать автомашины. И сегодня уже европейцы покупают китайские авто: малолитражка с симпатичным именем «Черри» (вишенка) «бегает» сегодня и по парижским, и по берлинским, и по московским дорогам.

Китайцы вообще большие умельцы копировать, заимствовать и потом продавать тому же, у кого позаимствовали идею или техническую новинку, но по более низкой цене. Мой приятель купил как-то на антикварных развалах статуэтку из бронзы. Сам он по специальности реставратор, художник и до тонкостей разбирается во всех нюансах при покупке изделий из «старины глубокой». На бронзе раз в двести лет появляется слой окисления металла, так называемая патина. По словам моего друга, наличие этой самой патины является неопровержимым доказательством подлинной древности изделия из бронзы. Приемлемая цена и патина сподвигли его на приобретение «антика», а я по приезде в Россию проконсультировался у одного из моих знакомых химиков. Он объяснил, что сейчас существуют технологии искусственного получения патины и далеко не факт, что мой приятель купил подлинный раритет - желательно сделать химический анализ. Я не стал расстраивать моего друга, но историю эту вспомнил, глядя на китайские авто.

Китайцы исторически недолюбливают японцев. Во-первых, они считают их просто отделившейся от метрополии частью китайского народа, находя подтверждение этому и в письменности японцев, и в их культуре. Бесчинства японских милитаристов в период продолжительной оккупации северо-восточного Китая (с 1932-го по осень 1945 года) не забыты китайцами и по сей день. В этом вопросе их отношение ко всем японцам более жесткое, чем наше отношение к немцам, мы более склонны прощать, чем восточные народы. А автобизнес - это возможность мирными методами показать Стране восходящего солнца, что китайская промышленность активно развивается и уже дышит в затылок японскому автопрому. Наши, дальневосточные, потребители пока безоглядно влюблены в японский «секонд-хенд». Но времена меняются, и что будет через пять - десять лет?

Может, и мы пересядем на новенькие китайские «Черри» и «Грейт Воллы»?

Вместо послесловия

…Россию на ярмарке представляли Читинская область, Еврейский автономный округ, Саха-Якутия. Приморье представляли только автотранспортники, банк «Приморье» и совместный российско-китайский университет «Дружба» с тремя очаровательными переводчицами из ДВГУ. Прямо скажем, бедновато… Может быть, я кого-то не заметил, но по сравнению с предыдущими годами представительство нашего края невеликое. Правда, 16 июня в Международном центре конференций прошла презентация темы «Потенциал развития аквакультуры Приморского края».

Запомнился даже не стенд - комплекс стендов Белоруссии! Вот уж кому не нужно краснеть за свое участие в выставке. Здесь, надо полагать, государственный подход президента Лукашенко сыграл свою положительную роль - сотрудничеству с Китаем в Белоруссии уделяют большое внимание. И результатов много: стенды тракторного завода «Беларусь» и знаменитые «БелАЗы» пользовались огромной популярностью у китайцев.

Если позволить себе критический взгляд на 18-ю ярмарку, то можно сказать, что интерес российских деловых кругов к ней слабеет, а традиционная тяга китайской стороны к получению прибыли здесь и сейчас превращает выставку-ярмарку в большую распродажу, в рынок. Думается, что наши предприниматели протоптали тропинки на китайский юг, к реальным производителям и не хотят тратиться на северную торговую столицу Китая, всегда жившую перепродажей продукции южан в Россию или завозом в Китай российского сырья. Или, может быть, просто этот год такой неудачный?