Хемингуэй, конфликтная комиссия и 80 процентов юных алкоголиков

Молодое поколение спивается, причем одни воспринимают это как вполне нормальный процесс (пиво каждый день и что покрепче по праздникам), а другие уже никак не воспринимают (что покрепче каждый день, а пиво… да какое там уже пиво). По данным Приморского кр

28 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2165 от 28 июнь 2007
9862616225459e349c613da3a28bd872.jpg

Мой давний друг, любитель шумных компаний и банкетов, рассказал однажды интересную историю: еще в славные времена Советского Союза известный журналист Генрих БОРОВИК с делегацией посетил не менее известного писателя, автора произведений «Старик и море», «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие» - Эрнеста ХЕМИНГУЭЯ. Широта отечественной души и элементарные правила приличия побудили журналиста сделать нобелевскому лауреату подарок. А что вызывает ассоциации с нашей родиной? Нет, вовсе не матрешки… Подарком стала водка.

Хемингуэй, вероятно, знавший о неумеренности и страсти русского народа к этому напитку, решил показать, что и он не уступает в «искусстве пития». Открыв бутылку, он прямо из горлышка отпил немалую часть, чем привел в восторг гостей. Восхвалив поступок писателя, русские тихонечко заметили позже, что у нас в стране на подобное способен любой студент…

И ведь действительно, все это может казаться сколько угодно веселым, хотя, если задуматься, очень даже грустно. Молодое поколение спивается, причем одни воспринимают это как вполне нормальный процесс (пиво каждый день и что покрепче по праздникам), а другие уже никак не воспринимают (что покрепче каждый день, а пиво… да какое там уже пиво). По данным Приморского краевого наркологического диспансера, алкогольные напитки с той или иной частотой потребляют 80,8 процента подростков и молодежи края. Массовое потребление, к примеру, пива молодежь начинает в среднем в 12 лет, вина - в 15 лет, а водки - в 16. Среди работающей молодежи 93 проц. предпочитают алкогольные напитки безалкогольным, среди учащихся - 77 проц., безработных - 93. Доля активно потребляющих спиртное составляет в молодежном сегменте ужасающие 18,3 процента.

…Словно не желая противоречить своим собственным словам, Андрей (так зовут моего друга) умеренностью в употреблении алкоголя никогда не отличался. Так было в старших классах школы, на первых курсах университета, так осталось и по сей день. Но представьте себе человека, который, души не чая в граненом стакане, способен радовать забавными историями и который знает гораздо больше многих ботаников-трезвенников. Именно поэтому моему удивлению не было предела, когда мне сообщили, что его выгнали из университета, рассмотрев на конфликтной комиссии одну из его пьяных выходок! Оказывается, так просто можно загубить начало взрослой жизни.

Губит детей «вода»

Приумножив «наследие» предков, молодежь сильно потеряла в одном - в умеренности. Получается так, что сегодня Минздрав в России только ПРЕДУПРЕЖДАЕТ, в то время как алкоголь УБЕЖДАЕТ в необходимости его потребления. Помните, как несколько лет назад спасти молодежь и одновременно стать героями поколения родителей попытались депутаты, ограничив рекламу алкогольной продукции? Ну и что из этого вышло!? Слово «водка» быстро изменили на слово «вода» (ведь на фоне изображения знакомой поллитровки уже и неважно, что написано). «Пиво» в телевизионных рекламах заменили звуком «пи…», отчего притягивать оно стало еще больше. Лозунг «Гуляй, пока молодой!» с легкостью заткнул за пояс плакат с надписью «Здоровое поколение».

Из нашей молодежи эту нелепую страсть к алкоголю не вытянуть щипцами и угрозами поставить в угол. Нельзя же всех закодировать и тем самым превратить в зомби! И, думается, русскому человеку гораздо проще понять, что пить надо завязывать наутро после попойки, а никак не во время ее. Наверное, именно поэтому упомянутые ограничения и завуалированные рекламные акции не имели должного эффекта - страна в процессе, нужно подождать до утра…

Кстати, полезен в этом отношении опыт американцев. В штате Северная Дакота давно существует обычай: когда молодой человек достигает совершеннолетия (а оно здесь наступает с 21 года, и именно после 21 года ему разрешается употреблять спиртное), именинник со своими друзьями идет в бар и в течение часа, начиная с полуночи, выпивает 21 порцию крепких алкогольных напитков. После того как было зарегистрировано несколько смертельных случаев среди «новых взрослых», сенат штата решил ввести новый закон: теперь совершеннолетним разрешается употреблять спиртное с 8 утра - но следующих за днем рождения суток. Таким образом, в Северной Дакоте взрослыми становятся на целые сутки позже, чем во всей остальной Америке. Так, может, и в России попробовать сделать нечто похожее? Хотя вряд ли что-то из этого выйдет - алкоголизация масс в России поставлена на такие мощные коммерческие рельсы, что отказываться от продаж спиртного ни 21-летним, ни 18-летним и младше никто, конечно, не станет.

Вот примеры из печальной приморской статистики: в прошлом году в 4100 случаях подростки в возрасте до восемнадцати лет были направлены на экспертизу по выявлению алкогольного опьянения. В то же время среди населения края в возрасте от восемнадцати до тридцати лет подобных случаев почти в шесть (!) раз больше (23020), и это число с каждым годом растет. Например, в 2005 году эта цифра была меньше почти на 3000…

Только водка, табак... и поросята

Во время работы над этим материалом посчастливилось в очередной раз встретиться с моим выгнанным из университета другом, «ценителем» спиртного. Нисколько не удивившись теме статьи, он, как всегда к месту, выдал экскурс в историю, дополнив материал новым, как он это назвал, «фактом в тему».

- В 1942 году, - заметил он. - ГИТЛЕР определил основы оккупационной политики на завоеванной немецкими войсками восточной территории. В краткой директиве он написал всего лишь три предложения: «Необходимо свести славян до языка жестов. Никакой гигиены, никаких прививок. ТОЛЬКО ВОДКА И ТАБАК». Немного задумавшись, он произнес еще одну ироничную фразу: «Представляешь, а ведь Гитлер тоже был в некоторых вопросах продвинут. Он понял, что славяне сами себя уничтожат, и не нужно никаких новых вооружений. Только водка и табак…».

Достойно ответить на подобный рассказ было очень сложно, но я постарался.

- Знаешь, Андрей, - обратился я к своему другу. - В семидесятых годах в Советском Союзе был снят очень интересный и во многом поучительный фильм о поведенческих реакциях поросят. Краткое содержание его таково. Десять поросят без свиноматки были помещены в один загон. Несколько первых дней они боролись друг с другом, но затем объединились в своеобразное стадо, где определился вожак и возникла некая иерархия. Однажды один из участников съемочной группы, не знаю уж зачем, вылил в корыто с едой для поросят трехлитровую банку пива. Как и полагается, пищу сначала попробовал вожак, а за ним и все остальные. Прошло какое-то время, и поросята словно обезумели - стали бросаться друг на друга. Когда восстановился порядок, эксперимент с пивом был повторен. Однако вожак к предложенному «корму» не прикоснулся и опрокинул корыто. Люди подумали, что это произошло случайно, и вновь добавили пиво в еду. Но и на этот раз поросенок корыто опрокинул.

Интересно, не правда ли, но даже животное способно очень быстро определить, что ему нужно, а что нет. То, что разлагает порядок в обществе и мешает его полноценному и здоровому существованию, должно быть устранено или сведено к минимуму. Вроде бы все предельно ясно и доказано природой. Только вот почему-то мы, в отличие от поросят, этого не понимаем…

Читайте на следующей неделе:
Государственная политика и алкогольный рынок - почему в приморских деревнях «не просыхают», несмотря на все запреты?!