В ожидании «длинной руки»
Информагентства распространили заявление главкома ВМФ РФ адмирала Владимира МАСОРИНА о том, что Россия планирует вновь начать строительство авианосцев. По его словам, лет через десять они могут войти в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Сообщение э
Информагентства распространили заявление главкома ВМФ РФ адмирала Владимира МАСОРИНА о том, что Россия планирует вновь начать строительство авианосцев. По его словам, лет через десять они могут войти в состав Северного и Тихоокеанского флотов.
Сообщение это вызывает двойственные чувства. Как человек, родившийся и проживший почти полвека в военно-морском городе, главной «квартире» Тихоокеанского флота, я, конечно, желаю нашему ВМФ всяческого развития и могущества. Я помню подсвеченные закатным солнцем громады «Минска» и «Новороссийска» на морском параде в Амурском заливе. Я также хорошо знаю, что во всем мире авианосцы принято называть «длинной рукой государства». Билл Клинтон, к слову, говаривал так: «Авианосец - это перо политики». Я знаю, что главной в мировой военно-морской практике задачей для авианосных соединений является прикрытие районов боевого патрулирования атомных подводных крейсеров со стратегическими ракетами на борту, что есть одно из ключевых условий безопасности государства в современном мире.
Все это, безусловно, так.
Но вот несколько фактов, которые, собственно, и заставляют писать эти заметки в колонку под рубрикой «Непонятки». Наш единственный (и с трудом действующий) авианосец «Адмирал Кузнецов», приписанный к Северному флоту, строился в Украине. Понятно, что о размещении подобного заказа на верфях этой страны не стоит и думать. У России же на сегодня нет ни одного (!) дока, в котором можно было строить корабли водоизмещением от 50 тысяч тонн и выше и длиной за 250 метров. Правда, именно такой новый док начали недавно строить на «Звездочке» в Северодвинске, но даже по плановым расчетам (хорошо бы, чтобы они сбылись) на его строительство уйдет 7 лет и по плановым опять же ценам будет затрачено около 10 миллиардов рублей.
Что касается стоимости сооружения самого авианосца, то эти цифры, похоже, пока что мало кто реально себе представляет (не случайно министр финансов Алексей Кудрин не раз замечал, что относится к этой идее с большим сомнением). Есть, правда, сопоставимые, известные цифры. В США, где такие корабли строят уже более 70 лет, при серийном (отметим это особо) строительстве один авианосец обходится в среднем в 8,5 миллиарда долларов. Для сравнения: по текущему курсу это практически в два раза больше того, во что, по не раз оглашенной смете, может обойтись России проведение саммита АТЭС-2012 во Владивостоке - со всеми мостами, дворцами, отелями, дорогами, инфраструктурой и т. д. Во сколько нам обойдется штучное производство - вопрос открытый даже для идеологов «длинной руки».
Ну и, наконец, главное, что вызывает сомнения. Хорошо бы, прежде чем начинать тратить неимоверно гигантские деньги, определиться не только с сиюминутными желаниями, но и с долгосрочной концепцией; хотя бы лет на 40-50. А то ведь у нас как: сначала, напрягая жилы, строим, а потом с легкостью продаем по цене металлолома.
Я ведь и правда еще не забыл подсвеченные закатным солнцем силуэты «Минска» и «Новороссийска»…
Автор: Андрей Островский Вадимович