Безумству храбрых поем мы песню. Первые авиаторы и авиапассажиры Приморья

Во времена, когда люди только мечтали летать, как птицы, небо покорялось далеко не всем - лишь смелым и решительным удавалось оторваться от земли. В Приморье освоение воздушного пространства начиналось с создания парка воздухоплавательных шаров, которым з

22 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2162 от 22 июнь 2007

Во времена, когда люди только мечтали летать, как птицы, небо покорялось далеко не всем - лишь смелым и решительным удавалось оторваться от земли.

В Приморье освоение воздушного пространства начиналось с создания парка воздухоплавательных шаров, которым заведовал инженер-капитан Постников. Так он сам описал свой первый полет к озеру Ханка в июле 1904 года: «Воздушный шар «Чайка», 400 куб. метров наполнения, был готов к полету с транспорта «Колыма» вблизи мыса Эгершельд. Вес воздухоплавателя 70 кг, в шар заряжен балласт - 8 мешков с песком весом 83 кг. Шар поднялся на высоту 940 метров». За 5 часов воздухоплаватель прошел 200 верст с наибольшей высотой подъема 1800 метров - по тем временам это было большим достижением. Назад во Владивосток отважный воздухоплаватель добирался по земле.

Были и поражения. Так, 7 мая 1906 года трагической неудачей завершился полет на аэростате поручика Минкевича - летательный аппарат упал в воду, пилот утонул. В начале августа 1910 года студент-технолог Ф. Громадзский на построенном им самим планере поднялся на 4 сажени высоты. 21 августа он совершил еще несколько полетов на высоту 10 саженей и дальностью до 83 саженей. Последний раз он неудачно опустился с высоты четырех саженей, но, к счастью, не пострадал.

Трудности не останавливали стремящихся вверх - в 1911 году по просьбе Владивостокского кружка любителей воздухоплавания первые русские летчики Ефимов, Васильев и Волков отправили из Москвы во Владивосток своего коллегу Якова Седова для организации полетов на Дальнем Востоке. С прибытия московского летчика во Владивосток началась крылатая летная история авиации в Приморье, но полеты на воздушных шарах еще долго осваивались и находили практическое применение в военных целях.

Первый, более профессиональный полет, уже на настоящем самолете по имени «Фарман», под управлением Седова состоялся на ипподроме. Все сопки от Матросской слободы до Ботанической улицы были усеяны народом. В 4.45 летчик вывел свой аппарат из ангара и в 5.00 поднялся в воздух. Сделал три круга над аэродромом на высоте 50 метров и плавно опустился, затем сделал еще один круг. Бурные аплодисменты и крики «Браво!» послужили наградой смельчаку. А через несколько дней Седов нашел храбрецов, желающих пролететь с ним, авиатор сделал 2-минутный полет с пассажирами на высоте 30-40 метров. И это были самые первые приморские авиапассажиры, имена которых, к сожалению, история не сохранила.

Зато известно имя первого исконно приморского авиатора - им стал член Дальневосточного отделения Всероссийского аэроклуба П. А. Стрельников. После годового обучения в Севастопольской военной авиашколе он возвратился во Владивосток и стал руководить первой авиашколой на Дальнем Востоке. Один из шести первых учеников - А. Лагутин позже организовал авиашколу в селе Никольске-Уссурийском.

В августе 1913 года на ипподроме, по окончании скачек, состоялся полет летчика Виталия Сущинского. Он, имея на борту женщину-пассажира, сделал над аэродромом два круга на высоте 150 метров с фигурными эволюциями.

В 1918 - 1922 годы, в период интервенции на Дальнем Востоке, развитие авиации несколько затормозилось. Однако в День русской авиации, 1-2 марта 1919 года, на ипподроме Гнилого угла были проведены показательные полеты. А для желающих подняться в небо пассажиров плата за полет составляла 1 тыс. рублей. И владивостокцы с восторгом летали, глядя на родной город сверху.

Молодая советская власть с энтузиазмом взялась за создание собственной авиации. После завершения гражданской войны десятилетний период эпизодических полетов завершился плановым развитием авиалиний и строительством гидродромов и сухопутных посадочных полос. В Приморье 1932 год ознаменован строительством сухопутного (Озерные Ключи) и гидро- (Вторая Речка) аэродромов, на которых стала образовываться и техническая база из гидросамолетов «Л-21», «Л-710». В этот период налаживаются первые линии пассажирских перевозок из Владивостока и Хабаровска в Николаевск и Нагаево.

27 августа 1932 года начинается новая веха в истории гражданской авиации Приморья, которую открывает Илья Мазурук. На гидросамолете он выполнил первый технический рейс с грузом по маршруту Хабаровск - Иман - Вторая Речка. Преодолено 670 километров за 4,5 летных часа. Эта дата считается днем рождения гражданской авиации Приморья, все авиационное хозяйство которой на то время состояло из трех самолетов, одной автомашины и 18 лошадей.

По материалам книги «Гражданская авиация Приморья. Из века в век».

Автор: Служба по связям с общественностью ОАО «Владивосток Авиа»