В уголовном розыске все не наиграются. В «слоника»

Оперативник уголовного розыска - профессия, предусматривающая долю авантюризма. И преступники - не подарок, и не все ситуации, возникающие в ходе многочисленных разработок и задержаний, четко прописаны в законах и инструкциях...

14 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2157 от 14 июнь 2007

Оперативник уголовного розыска - профессия, предусматривающая долю авантюризма. И преступники - не подарок, и не все ситуации, возникающие в ходе многочисленных разработок и задержаний, четко прописаны в законах и инструкциях. Поэтому опера довольно часто становятся фигурантами прокурорских проверок из-за того, что в силу своих личных представлений о добре и зле заступают за ту грань, которая отделяет авантюризм от преступления. Есть и такие, кто просто ошибся и не так трактовал норму закона. Есть те, кто чересчур проявил служебное рвение. А имеются и уникумы, которые сами, будучи начальниками подразделений угрозыска, ухитряются совершить сразу несколько должностных преступлений.

Буквально на прошлой неделе прокуратурой Первореченского района Владивостока в суд направлено уголовное дело по обвинению заместителя начальника отдела угрозыска Первореченского РУВД, 26-летнего Сергея С. в совершении четырех преступлений по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Игра в «слоника» на «валютном направлении»

В середине ноября в прокуратуру Первореченского района обратились двое парней, являющихся подозреваемыми по уголовному делу по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Как следовало из материалов дела, каждому вменялось в вину по нескольку эпизодов обмана граждан при обмене валюты. Вся проблема заключалась в том, что за несколько дней до этого подозреваемых доставили в РУВД для разбирательства. «Разбирательство», однако, почему-то пошло по пути средневековой инквизиции.

Как рассказал корреспонденту «В» следователь Первореченской прокуратуры Сергей БАЖУТОВ, выбивание признаний началось так: закованных в наручники подозреваемых, лишенных возможности защищаться, били по всему телу руками и ногами; затем на голову одного из лжевалютчиков надели пакет и начали банально «перекрывать кислород», то есть душить. Но это было еще не все. Подозреваемого лупили по костяшкам пальцев, били головой о пол и даже периодически пытали ударами тока. После нескольких часов пыток один из задержанных согласился дать признательные показания. Хотя после такого допроса, очевидно, можно признаться в чем угодно. Со вторым подозреваемым было почти то же самое, только били его уже двое других милиционеров по указанию замначальника розыска С. Допрос отличался только тем, что вместо пакета второму подозреваемому на голову надевали противогаз. И тоже перекрывали кислород. На милицейском языке такое воздействие называют «игрой в слоника». Правда, после таких «игр» ухудшается и физическое, и психическое здоровье задержанного. Но это детали, для некоторых оперативных сотрудников до сих пор признание подозреваемого является основным доказательством. Хотя уголовное законодательство и предусматривает десятки других способов доказательства вины. И признание для того, чтобы человека осудили, вовсе не важно.

Бесплатная икра и автомобильное «грузилово»

Дальнейшая раскрутка противоправной деятельности Сергея С. позволила установить: еще до случая с избиением лжевалютчиков он позволял себе выходки, которые бросали тень на всю милицию. Прокуратурой установлено: будучи еще старшим оперуполномоченным, 17 сентября 2005 года он приказал двум оперативникам съездить на стадион «Строитель», где ныне образовался базар, и привезти красной икры, причем точно назвав конкретную торговую точку. Приехав на место, представившись и предъявив свои служебные удостоверения, милиционеры потребовали, чтобы администратор показал им документы на красную икру. Проверив документы и сделав вид, что они якобы неверны, опера предложили продавцу проехать в УВД Первореченского района Владивостока вместе с документами. Уже в кабинете у «старшего» - старлея С. начался развод по полной программе. После тщательного изучения документов старший оперуполномоченный дал команду двум другим оперуполномоченным вернуться на место и изъять всю красную икру. К тому времени, когда сотрудники милиции вернулись на базар, там уже находился старший администратор, который вообще не понял, с чего вдруг у них забирают всю красную икру, не представив ни одного процессуального документа. Но и милиционеры не растерялись: позвонив начальству в лице Сергея С., они получили повторный приказ - икру изъять и доставить этого второго администратора в его кабинет. Теперь уже второму администратору пришлось ехать в РУВД с заверенными копиями документов на икру. Но Сергея документы не смутили. Сказав, что копии поддельные, старший опер потребовал оригинал. Забрав его, поставил условие: либо у него остается вся изъятая икра и в придачу привозятся креветки, либо оригинал документов остается в уголовном розыске и проблемы с милицией владельцу «рыбного» товара обеспечены. Испытывая такое давление, коммерсант вынужден был отдать и икру, и креветки на 4 тысячи рублей. Вряд ли такие действия сотрудников уголовного розыска способствовали росту уважения к милиции.

Но это, однако, все-таки не полный перечень подвигов милиционера. Когда дело коснулось помощи своим коллегам из родного районного управления, тут Сергей С. был очень добрым. Правда, «добрым» для «своих», но совсем не добрым для граждан, чья дорожка случайно пересеклась с личными интересами некоторых сотрудников милиции. В 2005 году к С. обратилась одна из следователей Первореченского РУВД: у ее брата возникли проблемы с машиной. Ситуация была довольно запутанной: у брата следователя имелся старенький «Ниссан-Скайлайн», который он сдал в аренду своему знакомому. Знакомый без согласия хозяина сдал этот «Скай» на авторазборку, где машина обрела нового хозяина. Последний, желая «оживить» машину, даже установил на нее новый двигатель.

Каково же было удивление законного хозяина машины, когда его неожиданно вызвали в Первореченское РУВД, где в отделе уголовного розыска принялись запугивать, требуя отдать машину «настоящему владельцу», то есть брату следователя. Мужчина долгое время отказывался возвращать автомобиль, поскольку он приобрел его вполне законно. Однако давление старлея милиции на обычного гражданина, не обладающего юридическими знаниями, закончилось отъемом машины. То есть вместо того, чтобы наказать того, кто самовольно продал чужую машину, ее незаконно забрали у добросовестного приобретателя.

Сергей С. в настоящее время ждет суда, который может приговорить его по совокупности совершенных деяний к сроку до 10 лет реального лишения свободы.

Автор: Ирина Эктова