«Спасскцемент»: строительные аппетиты Дальнего Востока удовлетворим!
Строительная отрасль, равно как и производство стройматериалов, в России сейчас определенно переживает подъем. Ярчайший тому пример - возрождение ОАО «Спасскцемент», который в эти дни празднует свое столетие...
Строительная отрасль, равно как и производство стройматериалов, в России сейчас определенно переживает подъем. Ярчайший тому пример - возрождение ОАО «Спасскцемент», который в эти дни празднует свое столетие. Как удалось выжить предприятию и даже вновь стать объектом производственной гордости края, чем сейчас живет «Спасскцемент» и какие перед ним стоят перспективы, и выяснил корреспондент «В», побывав на одном из старейших предприятий региона.
~~Справка «В»
В ОАО «Спасскцемент» работают 1700 человек. Предприятие является градообразующим в Спасске- Дальнем. Средняя зарплата на заводе в первом квартале 2007 года составила 15 000 рублей, причем ежегодный ее прирост в среднем составляет 20 процентов. ~~
В 1990-е годы туго пришлось, пожалуй, всем отраслям экономики в России. За годы перестройки мы потеряли не одно когда-то успешное предприятие. «Спасскцемент», конечно, тоже понес значительные потери: в стране перестали строить, рынок не требовал продукцию. На Спасском цементном заводе имени Октябрьской революции (который здесь называют старым заводом) печи простаивали, а Новоспасский завод (соответственно зовущийся новым) вообще встал с 1992 года. Выжить смогли только благодаря зарубежным заказам, правда, закупали у завода не конечную продукцию - цемент, а полуфабрикат - клинкер. Выгодными такие поставки назвать трудно, но все-таки на экспорт шло до 500 тыс. тонн в год, а это позволило сохранить рабочие места, дать заводу хоть какую-то работу. Конечно, сокращение штата было значительное, особенно когда остановился завод. Многие специалисты уходили в большой обиде, кто-то думал, что предприятие не выживет.
- Переломным моментом в истории предприятия стал период 1999-2000 годов, когда «Спасскцемент» возглавили молодые управленцы, - вспоминает заместитель исполнительного директора по экономике ОАО «Спасскцемент» Тамара МАРХЕЛЬ. - Они нашли для нас новые заказы. Это вновь вдохнуло жизнь в «Спасскцемент».
Еще одной проблемой того времени стало увеличение в разы тарифов на электроэнергию, стоимость топлива. Новое руководство нашло выход. Решено было с дорогого жидкого топлива, мазута, перейти на твердое - нерюнгринский уголь. Также удалось доказать краевым властям, что предприятие имеет огромное значение для экономики региона и значительный потенциал, и получить льготу на энерготарифы. Таким образом, 2001 год стал первым, когда предприятие показало положительный результат и от убыточности перешло к стабильной прибыльности. Прошлый год «Спасскцемент» уже отработал с прибылью в 289 млн. рублей.
Реалии и перспективыСейчас «Спасскцемент» может похвастать участием во многих значительных строительных проектах Дальнего Востока. Так, именно с помощью спасского цемента строили и ремонтировали большинство дорог края, реконструировали аэродром на Чукотке, строили гравитационные основания для платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
- В прошлом году мы изготовили 770 тыс. тонн цемента, в этом году в планах реализовать около 1 млн. 700 тыс. тонн цемента и клинкера, - продолжает Тамара Ивановна. - Но сегодня наш Дальневосточный регион еще не готов купить столько цемента, сколько мы можем предложить. В 2006 году мы использовали только 24,6 процента мощностей завода. Но если возникнет необходимость, хоть завтра сможем производить до 3 млн. тонн в год.
Сейчас ОАО «Спасскцемент» является монополистом по производству цемента в Дальневосточном округе. Однако поставки продукции распространяются не только на округ, с помощью спасского цемента строят и западнее. В прошлом году за пределы Дальнего Востока было отгружено около 20 тыс. тонн, а за 5 месяцев этого свыше 135 тыс. тонн цемента и клинкера. Заказы на поставку цемента поступают из многих регионов: Ленинградской, Московской, Архангельской, Свердловской и других областей.
«Спасскцемент» поставляет цемент не только конечным потребителям, но и оказывает помощь своим коллегам - производителям цемента Сибири, Урала, Ленинградской области, покрывая дефицит клинкера уже на четырех цементных заводах России, и руководство надеется, что в будущем география поставок еще больше расширится.
Но не только спрос ограничивает работу завода. За то время, когда в России был упадок в производстве материалов, ОАО «РЖД» распродало цементовозы. Поэтому сейчас наблюдается дефицит железнодорожного подвижного состава, что ограничивает возможность большего объема поставок.
- Что касается перспектив, то в июне этого года начнет работу старый завод - запустят три печи. Кроме того, на ближайшие годы прогнозируется значительный рост спроса в связи со строительным бумом, поэтому в планах - строительство через пять лет третьей нитки на Новоспасском цементном заводе, которая будет выдавать по пять тысяч тонн клинкера в сутки, в то время как нынешние нитки выдают по три.
- Прирост выпуска готовой продукции на 1 процент дает снижение себестоимости на 0,4 процента. Поэтому, конечно, нам выгодно увеличивать объемы производства, - обосновывает экономическую выгоду Тамара Ивановна.
Гигант приморской экономики«Спасскцемент» впечатляет размерами. Среди огромных мельниц, печей, дробилок чувствуешь себя муравьем. Кстати, оборудование на заводе уникальное: французская мельница для измельчения известняка и глины - единственная в России, а вторая, производства Волжского завода цементного машиностроения, - вообще одна в мире.
От 95-метровых цилиндрических печей для обжига сырьевой смеси пышет жаром даже на расстоянии в несколько метров. Еще бы - в начале печи температура 800 градусов Цельсия, в конце - 1450. Уже получившийся клинкер охлаждают воздухом в специальном холодильнике. Оттуда полуфабрикат должен выйти температурой не выше 90 градусов. В таком «холодном» клинкере работники пекут картошку. 15 минут - и обед готов! «Потребляет» такая печь 17,3 тонны угля в час. Внутри печи выложены огнеупорным кирпичом. Но каждые 110 дней она должна быть охлаждена до температуры не более 40 градусов. В ней заменяют кирпич, чистят.
Охлажденный клинкер еще раз перемалывают, добавляют гипс, получается более прочная и дорогая 500-я марка цемента. А если добавить активную минеральную добавку ТУФ, то получится более ходовая марка - 400Д20.
Хранится цемент в огромных восьми 10-тонных силосах, откуда фасуется в пакеты по 50 кг и 1,5 тонны или отгружается в авто- и железнодорожные цементовозы.
Кстати, «Спасскцемент» отличается тем, что сюда охотно идет работать молодежь. Например, все тонкости технологического процесса корреспонденту «В» раскрыл инженер-технолог Алексей СОМОВ. Удивительно, но два года назад Алексей окончил Российский химико-технологический университет в Москве, однако работать вернулся в родной Спасск. Да и опыта набраться есть у кого. 52 года отдал предприятию главный технолог Александр ГЕНТОШ. В 1955 году он пришел на «Спасскцемент» машинистом печи, затем работал мастером в цехах на старом заводе.
- Самым сложным периодом для предприятия на моей памяти было строительство Новоспасского завода в 1970-е, - вспоминает Александр Богданович. - А во время перестройки вообще тяжело по заводу было ходить: людей практически не осталось, корпуса, особенно зимой, стояли пустыми, холодными… Сейчас мы твердо убеждены, что предприятие возродилось и крепко стоит на ногах. Значит, не зря мы трудились, и опыт передать, слава богу, есть кому.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна