Воздушные замки и заводы
На днях информационные агентства распространили интересное известие со ссылкой на пресс-службу администрации Партизанского городского округа. Оказывается, между городскими властями и представителями Пекинской торговой палаты Чжецзянских предприятий подпис
На днях информационные агентства распространили интересное известие со ссылкой на пресс-службу администрации Партизанского городского округа. Оказывается, между городскими властями и представителями Пекинской торговой палаты Чжецзянских предприятий подписаны три соглашения о намерениях.
Одно из них подтверждает планы китайских предпринимателей «создать на территории Партизанского городского округа предприятие по сборке легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов».
Предприятие будет состоять из сборочного цеха, склада запчастей и агрегатов, а также стоянки готовых автомобилей. Продукция будет продаваться во всех регионах Дальнего Востока и Сибири.
Болея всей душой за приморскую промышленность, все же не можем удержаться от скептических прогнозов. Планы организовать в Приморье производство автомобилей обсуждаются постоянно, но дальше протоколов о намерениях дело не идет. И неудивительно: слишком далек Приморский край (и пустынный Дальний Восток в целом) от основного российского рынка сбыта. Для иллюстрации приведем несколько недавних подобных заявлений, которые все как одно ныне благополучно забыты.
Начнем с высказывания Ильи Клебанова (тогда - главы Минпромнауки РФ), который, выступив за повышение таможенных пошлин на ввоз подержанных автомобилей, в ответ на возмущение приморцев предложил летом 2003 года Республике Корея «несколько вариантов производства автомобилей на территории России, в том числе и в Приморском крае». В сентябре того же года в ходе поездки губернатора Сергея Дарькина и первого вице-губернатора (на тот момент) Игоря Иванова в китайскую провинцию Хэйлунцзян представители КНР, цитируем по пресс-релизу краевой администрации, «предложили разместить на территории Приморского края завод по производству автомобилей и автобусов». В декабре все того же 2003 года губернатор Сергей Дарькин в составе официальной делегации во главе с тогдашним премьер-министром (а ныне одним из лидеров антипутинской «Другой России») Михаилом Касьяновым посетил Японию, где, как сообщили в краевой администрации, были «высказаны конкретные предложения по строительству на Дальнем Востоке завода по производству японских автомобилей». Далее, в октябре 2004 года тогдашний вице-губернатор Приморья Виктор Горчаков провел встречу с советником федерации экономических организаций Японии г-ном Сугимото Тадаси, на которой затрагивалась и возможность строительства автозавода в Приморье (впрочем, сам Виктор Васильевич оценил перспективы такого проекта более чем осторожно). Наконец, в мае 2005 года представители индийской компании Tata Motors Limited в ходе визита в Приморский край выступили с предложением организовать производство своих автомобилей в Приморье и вроде бы даже присмотрели для этой цели Арсеньев как город, обладающий немалым производственным потенциалом.
Стоит ли напоминать о судьбе всех этих инициатив? Вероятно, такая же участь постигнет и проект открытия автопроизводства в Партизанске, тем более что, как можно предположить, предложение собирать в этом городе машины играет роль отвлекающего маневра. Ведь другие соглашения о намерениях, также подписанные между властями Партизанска и китайской стороной, связаны с созданием предприятия по совместной добыче ценных металлов из отвалов, а также (внимание!) по перевалке и переработке леса для «дальнейшей продажи его и других лесных изделий на экспорт в другие страны». Вот эти проекты кажутся куда более реальными, но для политкорректности их разбавляют сомнительными, зато звучащими куда более привлекательно инициативами. Которые при ближайшем рассмотрении оказываются, выражаясь словами Владимира Путина, «художественным свистом». В действительности же иностранные производители располагают свои заводы в центральной и западной части России.
«Дает о себе знать отдаленность от основных российских центров автомобильного производства, кроме того, реальная потребительская способность населения в Приморском крае и на всем Дальнем Востоке не очень большая в связи с тем, что мало самого населения, - считает уполномоченный территориального управления Минэкономразвития по Приморскому краю Олег Липаев. - Поэтому строить здесь автомобильный завод нерентабельно - по крайней мере пока».
Автор: Василий Авченко Олегович