Через 22 года после аварии субмарины изолируют
Атомную подводную лодку, потерпевшую аварию в Чажме, захоронят недалеко от места трагедии - на площадке «Гранитная» в районе бухты Разбойник. В специально сооруженном укрытии вместе с ней будет изолирована вторая субмарина, где в том же 1985 году произошл
Атомную подводную лодку, потерпевшую аварию в Чажме, захоронят недалеко от места трагедии - на площадке «Гранитная» в районе бухты Разбойник. В специально сооруженном укрытии вместе с ней будет изолирована вторая субмарина, где в том же 1985 году произошло ЧП с атомным реактором. О том, что этот вопрос принципиально решен, заявил заместитель начальника управления Росатома по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами и выводу из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов Виктор КОВАЛЕНКО на пресс-конференции во Владивостоке, где были подведены итоги состоявшегося на прошлой неделе международного семинара по проблемам ядерного наследия на Дальнем Востоке России.
Подтвердилась также информация о том, что еще одна страна - Канада выразила намерение помочь Тихоокеанскому региону в решении проблем по утилизации выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок.
Требуются донорыДо 2010 года - через три года - в России должен быть завершен демонтаж небезопасных старушек-субмарин, остающихся в отстое в морских бухтах северо-западного региона страны и у нас на Дальнем Востоке. Но если на заводах в Архангельской и Мурманской областях с помощью стран-доноров уже действительно завершается эта работа, там построена первая очередь берегового пункта хранения реакторных отсеков, ведется подготовка к вывозу отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов с бывших баз ВМФ, то у нас все движется гораздо медленнее. Международной помощи Дальневосточному региону оказывается гораздо меньше, а одного российского финансирования недостаточно для того, чтобы решить сложные проблемы по демонтажу списанных атомоходов и реабилитации радиационно-опасных объектов. Стоимость утилизации одной АПЛ в среднем составляет семь миллионов долларов.
Озабоченность ситуацией стала поводом для проведения в Приморье семинара работающей под эгидой МАГАТЭ экспертной группы по международным проектам в области обращения с радиоактивными отходами в Российской Федерации. В семинаре приняли участие представители Росатома, Дальневосточного завода «Звезда», предприятия по обращению с радиоактивными отходами «ДальРАО», научно-технических организаций, Японии, США, Канады, Франции, Великобритании и других стран.
~~Справка «В»
Наиболее важные проекты, обсуждавшиеся на семинаре:
Американцы выполнили свои обязательства по программе Глобального партнерства на Дальнем Востоке. По контрактам с министерством обороны США на заводе «Звезда» утилизировано 11 стратегических подводных лодок. В рамках российско-американского сотрудничества на предприятии построен целый ряд необходимых для таких работ объектов. На семинаре во Владивостоке американские партнеры подтвердили, что теперь они будут включаться в финансирование работ в Тихоокеанском регионе по снятию с эксплуатации радиоизотопных термоэлектрических генераторов, использующихся для энергопитания маяков и навигационных знаков.
Что же касается многоцелевых подводных лодок, то их утилизацию в нашем регионе в настоящее время помогают финансировать только Япония и Австралия. Но эта помощь ограничена, поэтому за последние три года на заводе «Звезда» демонтирована одна субмарина класса «Виктор» и сейчас завершается утилизация второй лодки. На вопрос о перспективах сотрудничества в этом направлении представитель российско-японского комитета Хаджаме Сасаки рассказал, что сейчас заключаются контракты на утилизацию еще четырех АПЛ, а также ведутся переговоры о помощи России в создании берегового хранилища для размещения трехсекционных реакторных блоков.
Одна из лодок, в разделке которой готова помочь Япония, находится на Камчатке. Первоначально речь шла о том, что она будет транспортирована в Приморье на завод «Звезда». Существуют ли технические решения для проведения таких сложных операций? Виктор Коваленко объяснил журналистам:
- На Камчатке находится несколько подводных лодок, которые требуют утилизации, и мы действительно рассматриваем вопрос по переводу части из них в Приморский край. Технические решения для этого существуют, они уже были использованы на Севере при финансовом содействии канадской стороны. На специальном судне, построенном в Голландии, из мест базирования к месту утилизации были доставлены три АПЛ. Но что касается транспортировки подлодок с Камчатки в Приморье, то этот вопрос мы еще изучаем, окончательное решение по нему не принято. Существуют два мнения: утилизировать все лодки на полуострове или воспользоваться способом, о котором я сказал. Решение будет зависеть от анализа целого комплекса факторов. А вот насчет первой лодки уже решено - она будет разделываться на Камчатке. Только что японская делегация вернулась с полуострова, где проводила переговоры по ее утилизации.
Канада смотрит на Дальний ВостокНа Камчатку и в Приморье уже не первый раз приезжают представители Канады. К следующему году Канада заканчивает свою основную программу утилизации АПЛ на Северо-Западе России и планирует начать новую программу в Тихоокеанском регионе, к которому эта страна имеет прямое отношение. Главный менеджер проекта Махаэль Уошер заверил на пресс-конференции во Владивостоке, что на этот счет у канадской стороны существуют самые серьезные намерения.
- Я не уполномочен делать заявлений о конкретных объемах работ и предполагаемой финансовой помощи со стороны Канады, - сказал г-н Уошер. - Но могу подчеркнуть, что мы понимаем всю остроту проблемы и намерены совместно с Росатомом искать общие пути их решения. Для этого нужно сделать конкретную экспертизу проектов, оценить воздействие производства на окружающую среду.
Известно, что Росатом предложил канадской стороне профинансировать утилизацию в Тихоокеанском регионе шести АПЛ класса «Виктор», одной АПЛ класса «Акула» и одной АПЛ класса «Оскар», а также помочь в реализации ряда других проектов. В частности, завод «Звезда» ведет переговоры с канадской стороной по модернизации участка железной дороги от Большого Камня, где расположено предприятие, до села Петровка. Пока дорога не отвечает необходимым техническим параметрам, что препятствует вывозу с завода контейнеров с отработавшим ядерным топливом, выгруженным из реакторов подводных лодок, на специальном эшелоне.
Недавно целая канадская делегация побывала на Камчатке и в Приморье, посетила завод «Звезда», объекты предприятия «ДальРАО». На «Звезде» канадцы осмотрели береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива и площадку его хранения, площадку по разделке корпусов атомоходов, стапель, где производится разрезка АПЛ на три части, хранилище радиоактивных отходов и другие объекты. Делегация побывала также в бухте Разбойник, где находятся на плаву трехотсечные блоки, сформированные в процессе утилизации лодок. Здесь уже начал возводиться береговой комплекс по более безопасному хранению блоков, в чем предполагается участие в том числе Канады.
После проведенных переговоров и анализа полученной информации МИД Канады примет решение о финансировании проектов, которые страна возьмет на себя.
~~Справка «В»
Проект берегового пункта изоляции аварийных АПЛ разработан на основании договора между предприятием «ДальРАО» и генеральным проектировщиком - Всероссийским проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом промышленной технологии Росатома с привлечением ряда проектных институтов.
Сооружение «Укрытие» представляет собой заглубленные в грунт железобетонные конструкции и поверхностную часть, выполненную с использованием рам стальных сварных конструкций и стального оцинкованного профнастила. Внутренние размеры «укрытия» составляют: длина - 60 м, ширина - 28 м, высота - 14,5 м. Здание хранилища сохранит работоспособность после землетрясения силой 8 баллов.
Часть экспертных заключений на проект уже получена. В частности, положительную оценку ему дали Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ и Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью. ~~
Укрытие на векаОдним из самых сложных вопросов остается необходимость решения судьбы двух подводных лодок, на которых произошли тяжелые аварии с повреждением реакторов. Они хранятся на плаву уже более 20 лет. Утилизировать лодки, продолжающие представлять собой серьезную опасность, с использованием обычных технологий невозможно. После длительных консультаций и научно-технической проработки вопроса принято решение о сооружении специального объекта по их изоляции. По информации Виктора Коваленко, соответствующий проект уже разработан, и сейчас находится на экспертизе.
- Мы надеемся, - сказал Виктор Николаевич, - что после положительного заключения экспертных органов будем начинать выполнение работ.
~~Справка «В»
С каждым днем хранение остающихся после утилизации атомоходов реакторных отсеков у берега в воде становится все опаснее. Блоки необходимо как можно быстрее переносить на сушу. По подсчетам, реакторные отсеки будут оставаться опасными еще не менее 70 лет, по истечении которых большинство изотопов распадется.
Береговой пункт хранения трехотсечных блоков в бухте Разбойник начал строиться за счет российских средств, но он требует слишком больших вложений, чтобы завершить это строительство в короткие сроки. ~~
В конце февраля в городе Фокино состоялись общественные слушания по этому проекту. Его участники были проинформированы о том, что для размещения пункта изоляции аварийных АПЛ первоначально рассматривались шесть площадок в бухтах Чажма, Разбойник и Павловского, в частности, с точки зрения сейсмичности. Выбранная площадка «Гранитная» позволяет объединить в одну производственную структуру несколько объектов «ДальРАО» (пункт временного хранения трехотсечных блоков и судов АТО, строящийся пункт временного хранения радиоактивных отходов и береговой пункт изоляции аварийных АПЛ). Обеспечение радиационной и экологической безопасности сооружения рассчитано с учетом форс-мажорных обстоятельств (землетрясения, падения самолета и т. д.). Разработчики проекта представили гарантии, что выброс радиоактивных веществ из аварийных реакторов в окружающую среду исключен.
Большинство участников общественных слушаний поддержали проект. На их взгляд, сооружение надежного укрытия для аварийных подводных лодок приведет к улучшению радиационной и экологической обстановки не только в бухте Павловского, где они находятся сейчас, но и во всем регионе.
Иностранные делегации, принявшие участие в семинаре во Владивостоке, были тоже проинформированы на этот счет. Все обсуждавшиеся вопросы они вынесут на рассмотрение у себя в стране. После этого будут приняты решения о финансировании тех или иных проектов.
Автор: Надежда БРАЖИНА