Профессор Ярослав Семенихин: Нам нужно министерство товародвижения!
«Особое внимание нужно обратить на развитие Дальневосточного региона», - подчеркнул президент Владимир ПУТИН в ходе совместного заседания президиума Государственного совета РФ и Морской коллегии при правительстве России, прошедшего в Мурманске в конце апр
«Особое внимание нужно обратить на развитие Дальневосточного региона», - подчеркнул президент Владимир ПУТИН в ходе совместного заседания президиума Государственного совета РФ и Морской коллегии при правительстве России, прошедшего в Мурманске в конце апреля.
На этом заседании губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН, в январе возглавивший соответствующую рабочую группу Госсовета, представил президенту развернутый доклад о развитии инфраструктуры морского транспорта России. В качестве приглашенного эксперта на мурманском заседании присутствовал профессор Ярослав СЕМЕНИХИН (на фото) – генеральный директор ОАО «ДНИИМФ» (Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота). Сегодня он делится своим взглядом на рассмотренные в Мурманске проблемы с читателями «В»:
- Общее впечатление, безусловно, положительное, хотя проблем в отрасли значительно больше, чем можно рассмотреть на заседании президиума Госсовета. Готовясь к этому мероприятию, мы выделили 11 ключевых проблем, и естественно, что решить их все на заседании было невозможно, это не тот формат. Но в выступлении Сергея Дарькина были обозначены самые важные моменты. Сегодня участники транспортного процесса – это, как правило, акционерные компании, которые заинтересованы лишь в максимализации своей прибыли. Необходимо создать такую атмосферу, чтобы всем участникам транспортного процесса было выгодно работать. Эта проблема характерна для всей экономики России, но в транспорте она выглядит рельефнее («принцип трамвая»: стоит одному вагону остановиться, и тут же замирают все остальные).
Достижения, несомненно, есть, но говорить, что мы вернули позиции великой морской державы, нельзя. По объемам переработки грузов мы уже обгоняем показатели советского времени, флот потихоньку растет, наши судоходные компании имеют вес в мире. Однако порты, к сожалению, работают с недостаточной производительностью, мы возим грузы медленнее и дороже, чем наши западные конкуренты, и не точно в срок. В Мурманске как раз стояла задача понять, почему мы проигрываем. За рамками обсуждения, конечно, осталось много вопросов, но все они изложены в совокупном докладе, подготовленном рабочей группой. Он является хорошей основой для того, чтобы министерство транспорта и другие федеральные структуры могли осмысленно перестраивать свою работу.
- Как президент отреагировал на доклад губернатора Приморья?
- Доклад был воспринят позитивно. Вообще обстановка была очень деловой, президент не был безучастен, он постоянно делал пометки для себя, вникал в проблемы, это было видно. Наверное, впервые после ХРУЩЕВА вопрос о морском флоте и транспортной системе страны был поставлен так четко, причем не в профильном министерстве, а на уровне Госсовета.
Надо сказать, что на некоторые вещи у Сергея Дарькина и его заместителя по рабочей группе, замминистра транспорта РФ Александр МИШАРИНА были разные взгляды. Окончательный вариант доклада получился компромиссным: подготовленные во Владивостоке материалы прошли определенную переработку в Москве, и из них исчезла некоторая острота, проблемность. Но важнее всего то, что прозвучало в устных выступлениях: и выступление Путина, и выступление Дарькина были не дежурными, а принципиальными.
- Насколько можно было понять из официальных отчетов о заседании, на Дальнем Востоке приоритетным портом становится Восточный?
- Задача сейчас ставится так: на западе развивать Мурманск как порт, имеющий свободный выход в океан, а на Дальнем Востоке – Восточный, который тоже имеет свободный выход в океан. Все остальные наши транспортные узлы – на Балтике, на Черном море – имеют определенные ограничения, как естественные, так и неестественные, связанные в том числе с политическими воззрениями России и других государств. На экономику постоянно влияет политика. Чтобы освободить нашу экономику от этого излишнего влияния, и планируется развивать Мурманск и Восточный. Естественно, специалисты видят вопрос по-разному, все эти разновекторные взгляды необходимо направить в одно русло. Предстоят большая и комплексная работа, серьезные экономические исследования: сегодня в Восточном порту фактически 11 разных портов, и нужно увязать интересы всех этих коммерческих организаций с интересами государства. Высокие руководители говорят, что Восточный нужно вывести на показатель 10 млн. контейнеров в год, но до проведения исследований я не могу сказать, насколько это реально. Развитие порта Восточного необходимо увязать с развитием транспортной инфраструктуры всего южного Приморья.
Вообще же вопрос контейнеризации – важнейший для экономики страны, тут мы сильно отстаем от мирового сообщества. Наверное, контейнеризацию следует рассмотреть на очередном заседании Госсовета. Это мощный экономический инструмент и действительно вопрос государственного масштаба.
- В Мурманске Сергей Дарькин предложил создать на Дальнем Востоке так называемый морской кластер - новое модное слово. Что он будет собой представлять?
- Без гармоничного развития всех сторон хозяйства невозможно достичь нужного результата. Например, без строительства железных и автомобильных дорог становится бессмысленным появление новых портов. Морской кластер, который Сергей Михайлович предложил создать на Дальнем Востоке в качестве пилотного проекта, - это группа различных предприятий, которые будут сообща работать на морскую отрасль. Прорисовка контуров кластера уже есть, хотя от заявления до реализации – путь долгий. Это крупный образовательный центр на базе МГУ имени НЕВЕЛЬСКОГО, крупная судоходная компания с участием государства (именно «с участием», а не госкомпания), судостроительные и судоремонтные предприятия, порты, надзорные службы, агентские, брокерские, сервисные компании. Все взаимосвязано: нельзя строить пароходы, если мы не обеспечим их грамотными кадрами, ремонтной базой, грузами и т. д. Это должен быть управляемый и сбалансированный процесс. Раньше мы использовали термины «комплекс» и «система», сейчас появилось слово «кластер», но дело не в названии, а в сути.
- Ярослав Николаевич, на днях, когда вы делились впечатлениями от своей мурманской командировки на заседании президиума Дальневосточной ассоциации морских капитанов, вам был задан вопрос: а зачем, собственно, нужна новая судоходная компания, если у нас уже есть ДВМП и ПМП?
- Дальний Восток, как и вся страна, испытывает недостаток провозной способности отечественного флота. Проще говоря, у нас мало пароходов – и под российским флагом, и даже включая те, что сегодня ходят под иностранным. То же ДВМП диверсифицировало свою работу, перейдя от чисто судоходной деятельности к образованию на базе пароходства крупного международного перевозчика, уже не сугубо морского. Нам же нужно обеспечить перевозку российским флотом хотя бы 50 проц. нашей отечественной грузовой базы. Эксперты говорят, что сегодня отечественным флотом, включая суда под «удобным» флагом, мы можем перевезти только 15 проц. своей грузовой базы. Чтобы не зависеть от других государств, нужно развивать судоходство. Это сложно, это очень капиталоемкая область, и имеющиеся компании, хотя они растут и постепенно покупают новые пароходы, не смогут в короткий исторический срок решить проблему освоения российской грузовой базы. Именно поэтому нужен импульс от государства по созданию на Дальнем Востоке новой судоходной компании. Я пока не знаю, как именно будет решаться эта задача, но сама постановка вопроса совершенно правильная.
- Почему все-таки российские судовладельцы не спешат переходить из-под «удобного» флага под российский триколор, хотя о необходимости таких шагов постоянно говорят на самом высоком уровне? Специально для решения этой проблемы был принят закон о российском международном реестре судов, но проблему не решил и он: даже принадлежащий государству «Совкомфлот» по-прежнему предпочитает чужие флаги.
- Во-первых, есть определенная мировая инерция, предубеждение против советского флага, которое автоматически переносится и на современный российский. Наши суда не принимают в залог, не дают необходимых кредитов, ссылаясь на наше не до конца отработанное законодательство. Во-вторых, закон о втором международном реестре судов сам по себе хороший, это явный шаг вперед, но принятие необходимых для его работы подзаконных актов тормозится таможней и другими ведомствами, которые не воспринимают его как закон прямого действия. Кроме того, чтобы вернуть судно под российский флаг, нужно затратить слишком много времени и средств. Как сказал Владимир Путин, на 60 проц. именно бюрократия тормозит нашу экономику.
- Ожидалось, что для координации работы морского транспорта будет создана специальная комиссия при правительстве РФ…
- Такие разговоры были, но в Мурманске Владимир Путин возложил все эти вопросы на Морскую коллегию при правительстве. Считаю, это правильно: во-первых, создание новой структуры чревато неизбежной бюрократизацией, во-вторых, на меня произвел очень хорошее впечатление первый вице-премьер Сергей ИВАНОВ, возглавляющий Морскую коллегию. Он исключительно быстро вникает в суть вопросов.
Что касается министерства транспорта, то, как следует из названия, оно должно заниматься только работой транспорта. Но на самом деле нужно беспокоиться не об этом, а о движении грузов, которые не должны простаивать. Нужна согласованная работа пограничников, санитаров, таможенников, все они должны быть прямо заинтересованы именно в движении груза. С этой точки зрения нам необходимо министерство не только транспорта, но и товародвижения. Транспортный процесс должен быть посвящен главной задаче – эффективной работе всей экономики страны, это принцип логистики. По большому счету, нам необходимо именно министерство логистики, или, если говорить более популярным языком, министерство товародвижения.
Автор: Василий Авченко Олегович