Мы – собственники, нам и делать погоду в доме (продолжение)
«Считаю, что каждому надо делать свое дело. Жильцам, приходя домой, хочется отдыхать, заниматься детьми, а не бежать решать коммунальные проблемы дома. Навязывать ТСЖ каждому дому - то же самое, что, например, предложить людям на остановке выбрать водител
Продолжение. Начало в номере за 22 мая
«За» и «против» ТСЖОлег КОЛЯДИН, глава Находкинского городского округа:
- Мнение о проводимой реформе у меня не такое оптимистичное, как у некоторых коллег.
Считаю, что каждому надо делать свое дело. Жильцам, приходя домой, хочется отдыхать, заниматься детьми, а не бежать решать коммунальные проблемы дома. Навязывать ТСЖ каждому дому - то же самое, что, например, предложить людям на остановке выбрать водителя, отремонтировать автобус и потом ехать, куда им надо… Будь то ремонт жилья или пассажирские перевозки, везде лучше доверять профессионалам. Поэтому, считаю, реформа начата преждевременно.
Давайте посмотрим правде в глаза. Собираемость за коммунальные услуги в лучшем случае составляет 90 процентов, а по некоторым территориям края и вовсе 70. По Находке ситуация считается достаточно благополучной, но при этом огромное количество исков подано на жильцов за неоплату жилищно-коммунальных услуг. Вот и представьте, что управляющая компания будет недополучать 30 процентов положенного. А зарплату своим работникам надо платить, иначе на руководителя заведут дело. Значит, работы будут не полностью финансироваться и не полностью выполняться. В итоге проблемы только усугубятся.
И прав глава Артема: на создание ТСЖ идут только живущие в новых домах. Но ни один из собственников ветхого жилья еще не сказал: «Давайте создадим ТСЖ у нас». Оно и понятно: расходы на содержание старого дома больше в 10 раз (не в два!), чем нового. Да и вообще дома очень разные, есть 100-квартирные, а есть 1000-квартирные громадины, как в Москве. Вот на такой дом можно держать, к примеру, двух электриков, двух слесарей, и управлять такой махиной есть смысл. А если у тебя всего 30 квартир? Нанимать 0,5 сантехника, 0,5 электрика? А на 8-квартирный дом и вовсе 0,1 сантехника? Эти вопросы остаются нерешенными, и их приходится как-то урегулировать по ходу проведения реформы.
Теперь о работе управляющих организаций. В Находке отрабатывается схема, когда компаниям оплачивается только та часть работ, которую они уже выполнили, а не все скопом. Все-таки время заставляет нас работать в плановом режиме. Часть денег откладывается в резервный фонд для приобретения материалов и ликвидации аварий, в чем необходимость возникает часто при таком изношенном жилищном фонде.
Самая же больная проблема - это ветхое жилье, в котором вынуждены жить люди. Таких домов предостаточно в приморских городах, и даже не где-нибудь на отшибе, а на центральных улицах. Их надо сносить и переселять людей в нормальное жилье и только тогда говорить о реализации реформы.
Петр САВЧУК, депутат Законодательного собрания Приморского края:
- Мы уважаем ваш взгляд. Но хорошо прослеживается, что главы против создания ТСЖ.
Елена КОВАЛЬЧУК, председатель ТСЖ «Кедр»:
- Я не считаю, что реформа преждевременная. Наоборот, она как раз нужна и назрела, ведь людей надо как-то шевелить. Но не стоит сводить ее только к созданию ТСЖ. Нынешние перемены тем и хороши, что предлагают разные пути решения проблемы. Но, естественно, каждый раз надо исходить из конкретной ситуации, в какой находится дом, смотреть, по силам ли организаторская роль людям, которые берут в доме инициативу на себя.
Петр САВЧУК:
- Я высказал свою личную точку зрения, что я - за ТСЖ. А почему, могу аргументировать. На мой взгляд, это наиболее конкурентный способ ведения хозяйства дома. Жильцы принимают в нем непосредственное участие, перед ними держат отчет за каждый израсходованный рубль. Хотел бы я посмотреть, как отчитаются перед собственниками управляющие компании Владивостока, работающие уже достаточный срок. А делать это они должны ежегодно.
Но понятно, что должны использоваться разные формы управления. А вот какие, пусть собственники выбирают сами.
На развилке трех дорогИгорь САВИНОВ, депутат Думы Уссурийского городского округа:
- Я тоже хотел бы высказать свое мнение о разных формах управления.
Вряд ли в каком-то доме можно найти нужное число квалифицированных специалистов в области ЖКХ, юристов, экономистов, которые просто необходимы для того, чтобы управлять жильем. Даже если они живут в доме, то у них может просто не найтись времени, чтобы этим заниматься. Да и с экономической точки зрения ТСЖ, считаю, абсолютно не обоснованно. По сути дела это та же управляющая компания, только созданная для одного дома. С теми же затратами, с теми же особенностями, присущими юридическому лицу. Поэтому все затраты на функционирование ТСЖ (по регистрации и постановке на учет, покупке и обслуживанию кассового аппарата, оплате работы председателя, бухгалтера и других работников, открытию и обслуживанию счета, оплате услуг банка и т.д.) ложатся на плечи собственников этого дома.
Как сами жильцы будут вести дела, переговоры с поставщиками воды, тепло- и электроэнергии? Сегодня, как уже говорилось, это огромная проблема даже для управляющих компаний. Часто возникают и другие непосильные для плеч ТСЖ ситуации. Взять для примера оплату теплоснабжения. На некоторых территориях сначала брали ее в течение семи месяцев отопительного сезона, потом вернулись к тому, чтобы разбивать платежи на 12 месяцев. В том же Уссурийске постановлением главы был установлен так называемый усредненный тариф, и из-за этого образовалась разница, вылившаяся в убытки для управляющих компаний. В случае с ТСЖ это было бы убытком дома и его жителей. И по Уссурийску уже был пример, когда несколько домов, входивших в ТСЖ «Уссуриец», с началом отопительного сезона долгое время не подключались к теплоснабжению из-за долгов. Если ТСЖ не смогут грамотно взаимодействовать со всеми участниками жилищно-коммунальной реформы и поставщиками услуг, это может стать повсеместным явлением.
У управляющих компаний подобные убытки распределяются на собственников множества домов, находящихся в управлении. И еще: для своевременного принятия мер при аварийных ситуациях лучше иметь собственную круглосуточную диспетчерскую службу, что ТСЖ конечно же не под силу.
Таким образом получается, что жильцы за те же деньги нанимают специалистов худшей квалификации, проще говоря - дилетантов. В результате и услуги получают худшего качества.
Петр САВЧУК:
- Игорь Владимирович, а не продиктовано ли такое мнение вашими профессиональными интересами? Каждый старается защищать свои интересы...
~~Справка «В»
В настоящее время налоговое законодательство РФ не содержит особого порядка налогообложения ТСЖ. Поскольку оно является юридическим лицом, налоговые органы исчисляют налоги таким организациям в общем порядке, как всем юридическим лицам - некоммерческим организациям. В течение года со дня регистрации товарищества освобождаются от уплаты налога на имущество.
Как правило, органы местного самоуправления освобождают товарищества от уплаты налога на имущество.~~
Александр МАМОШИН, председатель правления Приморского Союза собственников жилья:
- Считаю, что управляющая организация - это просто посредник по собиранию денег и больше ничего. Хотя, конечно, у ТСЖ проблем хватает. Одна из них - налогообложение. Тут живут люди, которые уже заплатили налоги из своей зарплаты. А они должны еще раз нести расходы, поскольку ТСЖ как юридическому лицу вменяются налоги. А сколько препон на пути их создания? По регистрации, оформлению земельного участка. Требуются большие деньги, чтобы все оформить, чиновники волокитят подготовку документов. Считаю, что должен быть отработан порядок, позволяющий сдать документы в единое окно, и все, никакого больше бега по кругу.
Игорь ЧЕМЕРИС, депутат Думы города Владивостока:
- Нет ничего неестественного в том, что каждая форма управления вызывает как поддержку, так и отрицание.
Поэтому больше, считаю, мы должны говорить о создании самой системы управления многоквартирными домами, предполагающей равноправие трех способов. Еще мы должны говорить о понятных формах и методах контроля, о том, что вопрос эволюции собственника - это вопрос времени. Ведь относиться к своему жилью как к собственности, нести за него ответственность - к этому надо быть готовым.
Что касается Владивостока, то тут все очень неоднозначно. Сама система, может быть, и правильная, но по факту вот что происходит. Сбор платежей за содержание и ремонт жилья производит муниципалитет, потом он их перечисляет управляющим компаниям. Когда разговариваешь с собственниками жилья, то они говорят: «Уж как эти компании управляют, то лучше бы они ничего не делали. До ремонта крыша текла в одном месте, а после ремонта течет сразу в пяти местах». У города с компаниями существуют свои договорные отношения, свой порядок (им сейчас занимается прокуратура, и я не хочу на этом останавливаться). Но в происходящей реформе все станет понятно только после того, когда будут определены прозрачная форма контроля и зоны ответственности.
На мой взгляд, одной из эффективных форм контроля должно быть создание домовых комитетов. Ведь независимо от того, какой из трех способов управления выбран, домком будет осуществлять общественный контроль, следить, в какой очередности выполняются оговоренные с собственниками работы, согласовывается ли все с людьми.
Галуст АХОЯН, депутат Законодательного собрания Приморского края:
- Не факт, что люди, которые сегодня хотят взять дом на свое обслуживание, будут и дальше профессионально им заниматься.
Любая форма, которая сейчас предлагается, не идеальна, так как снят контроль со стороны государственных и муниципальных органов. И это, на мой взгляд, самая большая ошибка в реформе ЖКХ. А если директор управляющей компании окажется недобросовестным? Жильцы, может быть, и пытаются контролировать, но мало в этом деле разбираются.
Поэтому в закон необходимо вносить изменения.
Петр САВЧУК:
- Муниципалитет остается одним из собственников, поскольку в домах есть неприватизированные квартиры. И с муниципалитета контроль никто не снимал. А задача сегодня - создание единой системы контроля за содержанием жилых многоквартирных домов.
Александр БЕЗРУЧКО, секретарь местного отделения партии «Единая Россия» по Ленинскому району:
- Вернусь к затронутой уже ситуации по краевому центру. Городу Владивостоку явно не везет с реформаторами ЖКХ. Показательным считаю ликвидацию консультационного пункта «Владивосток-жилище» как муниципального учреждения. Заметьте, в разгар реформы, когда такая консультационная помощь людям особенно нужна. После этого центр стал работать самостоятельно.
Такая помощь людям очень нужна. Ведь есть дома, которые хотят создать у себя ТСЖ, буквально «проползли на брюхе по минному полю», а им чиновники продолжают строить препоны. Хотят разобраться в способах управления, а им навязывают тот, который выгоднее управляющей компании, «делающей погоду» в этом доме. Эти компании, получившие жилищный фон как манну небесную, уже между собой начинают выяснять отношения, не говоря о противодействии независимым организациям. Не знаю ни одну компанию, которая бы по доброй воле захотела уйти с этого рынка. Значит, это хороший бизнес. И его нужно сделать бездотационным, люди тут должны нормально зарабатывать. И самое главное - необходимо наконец покончить с системой откатов, что уж тут скрывать…
Отрадно, что во Владивостоке уже есть несколько некарманных и независимых от администрации города компаний, которые работают самостоятельно и завоевывают доверие жильцов. Но людям сложно самим разобраться, какой компании отдать предпочтение. Считаю, что на базе Центра реформ ЖКХ Приморского края нужно создать структуру, которая бы обучала и консультировала людей, делала анализ по управляющим организациям, давала объективную информацию.
Александр КОСТЕНКО, первый вице-губернатор Приморского края:
- Тарифная политика, которую так долго все критиковали, как видим, привела к тому, что ЖКХ сейчас - нормальный рентабельный бизнес. При условии правильной организации и без воровства. Даже по сегодняшнему обсуждению я понял, что к тарифной политике претензий нет, она в норме.
Мне кажется, в своей дискуссии мы не коснулись еще главного - а чем перемены будут лучше для жильца (слово «реформа» не стоит употреблять и пугать население, поскольку это плановая работа)? Пока это будет ему самому непонятно, и пока мы будем пытаться силой его куда-то «заманить», желаемых результатов не добьемся. Мы, как краевая власть, не будем поддерживать никакие решения, ведущие к ухудшению положения жильцов.
Теперь по поводу консультативного органа. А он уже есть - это департамент ЖКХ. Но если нужно финансировать консультационные работы в городах и районах края и вы считаете, что это принципиально важно, необходимо рассмотреть этот вопрос и решить его по соглашению со всеми муниципальными образованиями.
Согласен еще с одной высказанной позицией: надо подумать над тем, как стимулировать дома, которые будут переходить на ту или иную форму самоуправления. Нам с депутатами необходимо это обсудить. Судя по посланию президента, видимо, определенные ресурсы будут выделяться из федерального бюджета. Понятно, что не останется в стороне и краевой бюджет, и главы муниципальных образований тоже поработают в этом направлении.
~~Справка «В»
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса государственный контроль за состоянием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности и соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
Какой орган уполномочен для осуществления таких функций на территории края? В марте 2007 года в Приморье была ликвидирована государственная жилищная инспекция. Участниками «Круглого стола» был поднят вопрос о необходимости восстановления деятельности инспекции или передачи ее полномочий на муниципальный уровень. ~~
Война, да и толькоЛилия ГЕЛИЧ, жительница дома № 64 на ул. Леонова:
- Мы сыты по горло теми компаниями, которые до этого обслуживали дом. За свои платежи мы хотим иметь достойное жилье, чтобы в порядке были крыши, подвалы, подъезды. Хотим жить нормально и, как собственники жилья, учимся этому.
С жильцами дома мы проводили большую разъяснительную работу по Жилищному кодексу, прошло собрание, заочное голосование по выбору способа управления домом. Получился большой процент проголосовавших за непосредственное управление.
Когда управляющая компания нашего района «Эгершельд» увидела, что у нас результат налицо, тоже взялась проводить собрание. И, как она доказывает, за нее тоже проголосовало большинство жителей. Когда мы с 1 февраля заключили договор с обслуживающей организацией, началась настоящая война, нам обрезали электричество. Сейчас в этом разбирается суд.
Мне бы хотелось попросить депутатов взять под контроль нашу ситуацию. Знаете, очень тяжело, и уже никому не веришь. Мы бы уже давно работали на благо своего дома, а приходится заниматься бесконечными переписками и разборками.
Петр САВЧУК:
- Обязательно подключимся и вникнем в суть дела. Передайте документы, мы все посмотрим. Я очень рад, что вы пришли на «Круглый стол». Это подтверждает, что инициатива у жильцов есть, но она зачастую просто глушится. Вместо того, чтобы дать людям «зеленую улицу».
Муниципалитеты не хотят выпускать из своих рук жилой фонд. А ведь у них и других проблем по горло. Им бы заняться больше ветхим жильем, дорогами и так далее.
Александр КАЗАЧЕНКО, генеральный директор ООО «Жилищная реформа»:
- Наша независимая от городской администрации компания - одна из тех, которые недавно пришли работать на рынок.
Участники разговора поднимали вопрос о том, что нужно заниматься информированием населения. Мы взяли на себя это еще с 2005 года. Люди, заинтересованные в выборе способа управления домом, звонят к нам в офис со всего края, приезжают во всего города. Готовим совершенно бесплатно весь необходимый пакет документов, который «выношен» жильцами города методом проб и ошибок. Оказываем помощь в проведении собраний. Вместе с Александром Мамошиным провели в разных районах Владивостока больше 200 собраний.
Наша компания - обслуживающая. И вместе с собственниками, которые решили заключить с нами договор на обслуживание домов, мы на себе испытали конфронтацию, исходящую от администрации города и приближенных к ней так называемых управляющих компаний. Все они были назначены благодаря близости к чиновникам или по каким-то другим причинам, не прошли конкурс, их не выбирали жильцы, их просто посадили к кормушке. У меня много документов, ответов из прокуратуры и милиции, подтверждающих мои слова о том, как нас пытаются «не пущать». Доходит до того, что воруют контейнеры для мусора. Мусорная война! Дело в том, что за пропавшие контейнеры жильцы по постановлению главы города должны расплачиваться из собственного кошелька. Как только собственники выбирают форму управления дома, мусорные контейнеры исчезают... (Реплика Игоря Чемериса: «Как это ни парадоксально звучит, но так происходит на самом деле»).
И еще вот о чем. Мы занимаемся обслуживанием домов второй год, и могу подтвердить: два-три месяца, и платежи нормализуются, 95 процентов жильцов гарантированно начинает платить. Просто-напросто они видят, что деньги идут на счет дома, а не куда-то в РКЦ, потом в «Системы учета», «Аргументы+», распыляются неизвестно куда, и понимают, что средства нужны для того, чтобы жить им стало комфортнее. Заметьте: деньги идут не на счет компании, а на счет дома.
Дом № 55 на Сахалинской, который мы первым взяли на обслуживание, небольшой, всего-то 45 квартир, ему 32 года. За счет платежей жильцов тут уже полностью перебраны все коммуникации в подвале, в половине квартир сделан ремонт отопительной системы. Если деньги не разворовываются, их хватает.
Пожелание депутатам Владивостока - утвердить порядок, полностью оговаривающий механизм передачи домов при выборе собственниками способа управления. В Уссурийске, например, такой порядок утвержден, и там меньше проблем. У нас этого нет, поэтому такая чехарда - кто во что горазд. Администрация города диктует свои условия, которые зачастую не вяжутся с Жилищным кодексом.
И еще один принципиальный вопрос. До сих пор «висит в воздухе» компенсирование платежей инвалидов по статье «содержание и ремонт жилья». Хотя в 2005 году было принято постановление правительства о том, чтобы передать эти льготы на уровень субъекта федерации.
Петр САВЧУК:
- Это действительно «дырка» в законодательстве, и мы берем вопрос на контроль. Нас агитировать не надо, абсолютно ясно, что инвалиды должны иметь свою льготу.
~~Справка «В»
Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). С началом действия нового Жилищного кодекса и разделением жилья на государственное, муниципальное и частное льгота по 50-процентной скидке на оплату жилых помещений перестала распространяться на инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах. Произошло разделение социально незащищенных граждан не по степени их материальной обеспеченности, а просто по месту проживания. Это конечно же несправедливо.~~
Окончание в следующем номере
Автор: Надежда БРАЖИНА