Уголовный уклон на дороге. Следователь против конвейера смерти

Как отмечают следователи УВД города Владивостока, расследующие автомобильные аварии с тяжкими последствиями, «пик» «кровавых» ДТП всегда внезапен: то пять «тяжелых» аварий за сутки, то потом полуторамесячное «затишье».

18 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2144 от 18 май 2007
080fd7671bb1b0c613969e1d1ebcd6ca.jpg

Как отмечают следователи УВД города Владивостока, расследующие автомобильные аварии с тяжкими последствиями, «пик» «кровавых» ДТП всегда внезапен: то пять «тяжелых» аварий за сутки, то потом полуторамесячное «затишье».

Затем так же внезапно у водителей Владивостока будто бы начинается помешательство (то ли фаза Луны не та, то ли магнитные бури, то ли еще что-то, наукой пока не изученное) - и снова идет «волна» ДТП с «уголовными последствиями». Только за десять дней мая 2007 года зафиксировано восемь ДТП с тяжкими последствиями, погибло пять человек. Такая ситуация на дорогах города сравнима с маленькой войной. Причины этих «войн» и приходится устанавливать работникам следственной части при УВД Владивостока каждый день. Правда, работа эта сопровождается целым рядом проблем.

~~Справка «В»
Преступления, за которые наступает ответственность по ст. 264 УК РФ, относятся к разряду непредумышленных и характеризуются понятием «преступная небрежность». Для того чтобы возбудить уголовное дело по факту ДТП, требуется установить следующее: нарушил ли водитель ПДД РФ, причинен ли тяжкий вред здоровью (средний и меньший ущерб - не в счет) и имеется ли причинная связь между нарушением водителем правил дорожного движения и наступившими последствиями. Наказанием по ст. 264 УК РФ могут быть штраф, условная судимость и до семи лет реального лишения свободы в колонии-поселении.

Так, водитель КОНДРАШОВ Р.С., который, будучи 25 ноября 2005 года в нетрезвом виде и управляя автомобилем Toyota Soarer, сбил двух пешеходов (одного - насмерть) прямо на «зебре» в районе улицы Русской, по приговору суда Советского района с апреля этого года отбывает 2,5 года срока в колонии-поселении. ~~

«Невидимые» очевидцы

«Очевидцев дорожно-транспортных происшествий всегда много, - рассказывает подполковник юстиции Марина ГОРЧАКОВА, замначальника следственного управления при УВД города. - В некоторых случаях даже ночные ДТП, где машины столкнулись в два, три часа ночи, могут собрать на этом месте до двухсот свидетелей одновременно!». Вопрос только в том, чтобы этих людей найти и убедить дать показания.

Марина Горчакова:

- Гибель пешехода под колесами авто, конечно, является поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 264 УК РФ. Однако это отнюдь не означает, что водитель будет привлечен к уголовной ответственности за это в любом случае. Следователь должен разобраться, есть ли в этом вина человека, управлявшего транспортным средством, или нет. Закон предусматривает тот факт, что пешеход мог выскочить внезапно перед близко идущим транспортом и у водителя просто не было, говоря протокольным языком, «технической возможности» предотвратить наезд. Вот для этого мы и разыскиваем свидетелей.

Ведь очевидец, который дает показания, может как разрушить версию водителя (а практически никто из них в этом случае не признает себя виновным), так и подтвердить ее. Приведу элементарный пример.

Летом прошлого года в городе Владивостоке произошла нашумевшая авария с участием молодого человека, который в районе остановки «Постышева» выскочил на полосу встречного движения и протаранил другую машину. Итог - двое погибших в том транспортном средстве, которое двигалось по своей полосе. От удара машины развернуло и раскидало по разные стороны дороги. Какую версию выдвинул виновник аварии? Он сказал, что двигался с обратной стороны и что именно водитель второй машины вышел на «встречку»! Поразительная наглость. Что самое удивительное - когда мы начали искать свидетелей, которые еще раз внятно объяснили бы, как ехали эти машины, как они стояли после удара, куда разлетелись элементы кузовов и оптики, из тех нескольких сотен людей, собравшихся поглазеть, никто не откликнулся! Подумали бы сами: если такой лихач благодаря бездушию очевидцев уйдет от ответственности, не продолжит ли он и дальше этот «конвейер» смертей? Ведь трудно предсказать, кто станет его жертвой в другой раз?

Есть, правда, и хорошие примеры. Несколько раз благодаря показаниям сознательных людей мы доказывали вину тех водителей, которые активно отпирались и доказывали, что пешеходы едва ли не сами бросались под колеса. А несколько раз наоборот: случайные люди, вышедшие ночью покурить на балкон, видели, что автолюбитель сделал все возможное, чтобы избежать наезда, но именно из-за отсутствия «технической возможности» все закончилось тяжкими последствиями.

Продажа ненужного «железа» и замена крови

Сразу после аварии, если в результате имеются тяжкие последствия, следователи УВД города обязательно объясняют всем участникам - не нужно продавать и ремонтировать помятое железо, оно до конца следствия может пригодиться для проведения автотехнических экспертиз. Не секрет, что каждая из сторон выдает свою версию, а эксперты на основе имеющихся повреждений довольно четко могут сказать, в какой последовательности происходили удары. С водителей приходится даже расписку брать - «я, имярек, обязуюсь автомобиль такой-то марки с таким-то госномером до конца следствия не продавать и не ремонтировать». На деле выходит наоборот - одни участники ДТП желают скрыть от дальнейших экспертиз «травмы» машин, другие просто сбрасывают ненужное и простаивающее «железо», чтобы купить новую автомашину. А потом получается, что и изучать-то нечего - пострадавших машин просто не осталось.

Сама Марина Горчакова отмечает такой факт: нередко данные экспертиз расходятся. Государственные эксперты дают одни заключения, «независимые» - другие. Когда два документа являются взаимоисключающими, приходится проводить экспертизы в других городах. Чаще всего - в Хабаровске, Новосибирске и Москве. Всего этого можно было бы избежать, но что делать, если правосознание автолюбителей все еще находится в зачаточном состоянии.

Бывает и так, что следователям приходится работать и с другим материалом - с человеческой кровью. Дело в том, что многие аварии нередко происходят потому, что водитель находился в состоянии опьянения - алкогольного или наркотического. Поскольку же за такое деяние могут лишить не только свободы, но и права управления транспортным средством, некоторые виновники ДТП начинают умело выкручиваться. Вроде бы все видели, что доставленный был «вусмерть» пьян: запах, дикция, походка и т. п. А больница выдает через несколько дней заключение: проба крови показала - человек был трезв... Поскольку поверить в чудесное превращение «алкогольной» крови в «безалкогольную» следователям тяжело, приходится расследовать и факты… подмены проб крови! Одно из таких дел было недавно направлено в суд: виновнику аварии все равно предстоит ответить за содеянное, а следователи настаивают на том, что пробу крови кто-то намеренно подменил в больнице, и пытаются установить личность «оборотня» в белом халате. В этой связи большую помощь следователям оказывают все три «аварийные» телепередачи Владивостока: «Автопатруль», «Ночной дозор» и «Регион 25».

С этикой - хуже некуда

Более всего мою собеседницу поражает тот факт, насколько плохо некоторые виновники ДТП относятся к родственникам погибших по их вине людей. «Никто ведь не планирует, что близкий человек завтра погибнет, - рассказывает Горчакова. - А беда приходит внезапно. Мы сразу разъясняем водителю, что, если не будет возбуждено уголовное дело из-за отсутствия состава преступления, то согласно Гражданскому кодексу пострадавший может обратиться в суд за возмещением материального вреда. У родственников погибшего может не быть денег, а похороны надо организовать быстро. И чаще всего сталкиваемся с такой реакцией: «Вот когда суд докажет, что я виноват, тогда и оплачу!». Но это просто черство и бездушно, поскольку чаще всего водители виноваты и сами прекрасно осознают это. Нередко водители, доставленные в отделение милиции, начинают хамить и дерзить, доказывая свое мнимое превосходство!».

Есть и этическая сторона. Нередко накануне судебного заседания стороны - потерпевшие и подсудимые - договариваются о «мире». Родственники погибшего, понимая, что человека не вернуть, берут от виновника крупную сумму денег и просят прекратить уголовное преследование по факту «примирения сторон». И суд вправе согласиться с такой трактовкой. Только вот воспитательного эффекта от такого «мира» - ноль. Откупившись, виновник вновь получает возможность сесть за руль и поехать. Работа же следователей, когда приходилось разбираться в хитросплетениях мнений, настоящих и ложных свидетельств, назначать экспертизы и вникать в каждую деталь, идет насмарку.

Но, несмотря на все эти трудности, следователи не опускают руки: есть автомобили, есть закон, а значит, нужно делать все возможное, чтобы преступления не остались без наказания.

~~Справка «В»
За последние полгода во Владивостоке зафиксированы два ДТП с тяжкими последствиями, в которых сами водители, совершившие аварии, винили «лежачих полицейских» - искусственную асфальтовую неровность.

9 декабря 2006 года водитель автомобиля Nissan Sunny в нетрезвом виде и с превышением скорости не стал тормозить перед «лежачим полицейским» и попытался его объехать. На встречной полосе машина столкнулась с еще одним асфальтовым «копом» и опрокинулась. Пассажир автомашины получил тяжелые травмы.

25 декабря 2006 года другой водитель на грузовике Toyota Dyna в 21.45 на ул. Кипарисовой также попытался объехать «лежачего полицейского» по встречной полосе. Там грузовик наскочил на аналогичное препятствие, водитель потерял управление и сбил пешехода, который от полученных травм скончался в карете скорой помощи. Оба водителя несут ответственность по ст. 264 УК РФ. Здесь вина не дорожных сооружений, а самих автолюбителей - маневры были заведомо незаконными и являлись той самой «преступной небрежностью». ~~

Автор: Александр Огневский Владимирович