Хозяева свинцово-цинковой «горы»

В шахтах Николаевского рудника легко можно заблудиться. Их общая протяженность - 15 километров. Кто-то даже предложил после освоения рудника использовать их для съемок кинофильмов. Для ужастиков вполне подойдет...

15 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2141 от 15 май 2007
a4f8ec7a4174e744b388927f6661c9a1.jpg

Дальнегорск не похож, пожалуй, ни на один приморский город. Высоченные сопки Сихотэ-Алиня упираются в голубое весеннее небо, и их даже можно спутать с кавказскими горами, например, на фотографии. Серпантинную дорогу с перевала высотой в 611 метров над уровнем моря никогда не асфальтируют - нельзя, чтобы она была скользкой. В городе, окруженном такой приморско-кавказской крепостью сопок, не бывает сильных ветров и ураганов. Да и сами дальнегорцы тоже отличаются от остальных жителей Приморья. Видимо, чувствуя себя защищенными таким непоколебимым природным барьером, жители этого северного приморского города спокойны и неторопливы. Еще одна удивительная особенность Дальнегорска в том, что прямо с высоты 611 метров можно спуститься на глубину 860 метров ниже уровня моря, что и проделал корреспондент «В».

Стволы и горизонты

Еще Дальнегорск называют промышленной столицей Приморья. Это звание город заслужил тем, что еще в конце позапрошлого века на месте нынешнего Дальнегорска были обнаружены богатейшие полиметаллические месторождения. Нынешним летом градообразующее предприятие «Дальполиметалл», преемник традиций первых горняков в долинах Сихотэ-Алиня, празднует свое 110-летие. Именно «Дальполиметаллу» принадлежит крупнейший рудник Приморья «Николаевский», где добывают свинцово-цинковую руду.

Забегая вперед, скажу, что не до конца выполнила задание редакции: после 4-часовой «прогулки» по шахте лицо было чистым, как и у горняка после 7-часового рабочего дня, поэтому фотографии, быть может, получились не столь колоритными, как хотело начальство. Добыча свинца и цинка - дело тяжелое, но не маркое.

Итак, сначала начальник Николаевского рудника Владимир Попов провел краткую теоретическую экскурсию. В «гору» (так работники Николаевского рудника называют свое место работы) спускаются три ствола - вертикальные спуски по типу лифтовых шахт - грузовой, спусковой и вентиляционный. Глубина стволов - 700 метров. Горизонтальные шахты так и называются - горизонты. Самый глубокий находится на отметке 850 метров ниже уровня моря, туда можно спуститься пешком спусковым горизонтом. Это самое глубокое разрабатываемое залегание полиметаллических руд на Дальнем Востоке.

Месторождение на месте Николаевского рудника разведано в 1962-1964 годах, в декабре 1982-го рудник сдан в эксплуатацию. Сейчас запасы свинца и цинка прослеживаются до отметки 1200 метров ниже уровня моря, поэтому работы хватит, утверждают горняки, как минимум на ближайшие 20 лет.

- Объект считается особо опасным, - заключил Владимир Викторович. - И если честно, мы нарушаем правила техники безопасности, принимая вас здесь.

Стало жутковато.

Немного гламура


Каблуки пришлось-таки сменить на резиновые сапоги горняка. Благо, не армия - 38-й нашелся. Даже портянки утепленные выдали. Правда, женская половина пресс-команды долго разбиралась, как правильно их намотать. Оказывается, надо, чтоб заломов не было, а то натрут. Будем знать на случай войны. Неравнодушный к гламуру корреспондент «В» отметил дизайнерский ход российского производителя спецодежды: и карманы на брюках тебе по последней моде отстрочены, и курточка веселенькая такая.

Пофамильно выдали фонарь, крепящийся на каску, тяжеленный аккумулятор к нему и (!) самоспасатель, получивший в обиходе название «банка». Это приспособление действительно напоминает некую металлическую банку, удобнее эту штуковину на ремне перекинуть через плечо. Спасает «банка» от угарного газа - другого в шахте нет. В случае, если мы почувствуем запах дыма, следует сорвать кольцо, а внутри, по теории, должны обнаружить что-то типа респиратора. Говорят, на пару часов хватит, чтобы выбраться из пылающей шахты. Правда, за всю историю рудника никому не приходилось пользоваться самоспасателем, поэтому очевидцев работы «респиратора» обнаружить не представилось возможным.

Полное обмундирование горняка довольно весомо: на пояснице крепят аккумулятор о трех килограммах, через плечо «банка» - о двух, голову клонит на бок килограммовый фонарь. Может, корреспондент «В» и преувеличил, но когда я плела ноги назад, ощущала, что несу вообще килограммов 10.

Без света и воздуха

Коридор-тоннель, ведущий к спусковому стволу, сквозил земляной прохладой. Горняки пощадили представителей прессы, спускали медленно, но даже при этом от перепада давления закладывало уши. Уже в кромешной тьме, где существует только искусственный свет, мы очутились на ремонтной базе. Да-да, ремонтируют горняцкую технику прямо здесь, под землей. Новехонькая, она, попадая в пределы «горы», покидает ее только в виде металлолома. Последний раз обновление машинного оборудования на Николаевском руднике было в прошлом году: сюда спустилась канадская, финская и шведская техника просто ужасающих размеров. Колеса с полметра диаметром, зловещие буровые установки. Именно из-за техники шахты Николаевского рудника столь просторны - метров пять высотой, десять - шириной. Поэтому в них нет давящего ощущения, клаустрофобия не прогрессирует, дышится легко. Впрочем, дышится только потому, что все шахты сопровождают артерии воздуховодов, - откуда взяться воздуху на глубине 860 метров?

Работает рудник непрерывно - круглосуточно и круглогодично. Три смены по семь часов, между каждой - час на проветривание. Обедать под землей запрещено. Перед сменой горняков кормят в столовой (а какие там котлеты «Солнышко» - пальчики оближешь!), и даже никакого чая с печенюшкой во время работы! Единственный день, когда жизнь внутри «горы» замирает, - святое 1 января. Средняя заработная плата на руднике - 17-19 тысяч рублей, непосредственно под землей, в забое, - 20-23 тысячи рублей. Для Дальнегорска довольно прилично.

Курить запрещено, несмотря на то, что метана нет. Кстати, недавно в одной из шахт обнаружили сероводородную жилу. Пить нельзя, но раны эта вода хорошо заживляла и суставы подлечивала.

Спрашиваю про проверку соблюдения условий безопасности в связи с недавним взрывом на шахте «Ульяновская»:

- Горняцкая шахта, конечно, более безопасная, чем угольная, так как нет метана, - отвечает Владимир Попов. - Поэтому массовые проверки Ростехнадзора нас не коснулись.

И коврижками не заманишь

Сейчас вакансий на Николаевском руднике нет. Однако проблема привлечения молодых специалистов в горняцкое дело существует.

Как впоследствии отметил генеральный директор ЗАО «ГМК «Дальполиметалл» Евгений Сверкунов, средний возраст рабочих на «Дальполиметалле»

- 47-49 лет - критический для горняка. Сейчас на предприятии остро ощущается провал, когда технические вузы в 1990-х годах не выпускали специалистов горного дела, когда отрасль была в упадке. Сейчас предприятие «заманивает» молодежь общежитием и даже квартирами, займами на приобретение необходимой мебели. Даже могут помочь оплатить обучение, если уже дипломированный специалист будет работать в «Дальполиметалле». Здесь всегда ждут студентов на практику и выпускников вузов; есть и свои учебные комбинаты.

- Не знаю, почему молодежь не идет в горную профессию. У нас есть только один молодой специалист, и то из Екатеринбурга, - с грустью отмечает главный геолог Николаевского рудника Владимир Корпотин. - До сих пор профессия осталась мне интересной, хотя я 21 год провел под землей, не считая двух лет работы в Африке. В советское время наши специалисты регулярно выезжали в дружественные страны. Тогда поехали 50 горняков с семьями. Ну и сейчас наши специалисты работают за границей, правда, меньшей численностью, - в Монголии, Вьетнаме, Лаосе.

Голливуд плачет

Впрочем, вернемся в шахту. В ней, как обнаружилось, есть свои климатические зоны. В одной стороне жарко, в другой - промозгло и холодно. Но температура в течение года одинаковая, подогревать или охлаждать шахты не нужно. А вот воду отсасывать обязательно, иначе за день может залить целый горизонт.

Встречаются в шахте и лужи с красноватой водой. Конечно, все предположили, что это кровь. Оказалось - окисляется железо.

Но вот мы дошли до самой глубокой точки, где сейчас делают капитальный ремонт, а поднимать руду наверх будут только через два года. Стены мерцают: здесь достаточно высокая концентрация ценных металлов. Плановая добыча: в руде должно содержаться около 4 процентов свинца и 2-3 - цинка. Кстати, эта информация когда-то считалась государственной тайной, так как рудник считался стратегическим объектом Советского Союза, до сих пор на руднике сохранились документы с грифом «Совершенно секретно». Сейчас эта информация считается коммерческой тайной, которую не без гордости раскрывают.

В шахтах Николаевского рудника легко можно заблудиться. Их общая протяженность - 15 километров. Кто-то даже предложил после освоения рудника использовать их для съемок кинофильмов. Для ужастиков вполне подойдет. Автор этих строк прошел порядка двух километров, что заняло с многочисленными остановками, созерцанием работы и беседами 4 часа - больше половины рабочей смены горняка. Ноги уже еле передвигались по шпалам вагонеток, поясница ныла от дурацкого аккумулятора. Наконец свет божий. Резиновые сапожки нужно помыть, пройдя в специальной неглубокой, но длинной ножной «ванне». И дальше, вслед за рудой, - на центральную обогатительную фабрику.

Процесс обогащения

В 2006 году ЦОФ переработала добытые на рудниках «Дальполиметалла» 690 тыс. тонн руды, в 2007-м запланировано 800. Мощность же фабрики составляет 1 миллион 245 тысяч тонн в год. По словам Евгения Сверкунова, нельзя так просто запустить на полную мощность и рудник, и фабрику. Есть такие понятия, как рынок, сбыт, спрос, инфраструктура. Следующий производственный скачок ожидается только через три года.

На центральной обогатительной фабрике булыжники руды попадают в огромные дробилки, где сначала мелются на небольшие камни. Затем еще один процесс измельчения - уже в пыль. После этого цинково-свинцовая пыль проходит процесс флотации - отделения друг от друга полезных металлов. В самосвалы загружают «влажную пыль» - из нее отсосали максимум влаги: с одной стороны, чтобы не была тяжелой, с дугой - не пылила. В готовом к продаже свинцовом концентрате содержится 93 процента свинца, в цинковом - 90 процентов цинка. К концу смены у работников ЦОФ марлевые повязки становятся серыми и тяжелыми. Здесь, как и на руднике, работа кипит круглогодично и ежедневно.

Контраст по Дарвину

Работники «Дальполиметалла» в Дальнегорске с оптимизмом смотрят в будущее. Сегодня в структуре предприятия 15 цехов и пять рудников. Недавно стали осваивать рудник «Королевский», где разведаны залежи с достаточным для добычи содержанием серебра. Геологоразведка продолжается, материальная база растет, в планах даже строительство собственных портовых мощностей. Благо, конъюнктура располагает. Хоть Евгений Сверкунов и не стал раскрывать коммерческую тайну - по какой цене предприятие продает продукцию, но сказал, что ориентируется на Лондонскую биржу цветных металлов. И добавил, что в ближайшей макроэкономической перспективе будущее у «Дальполиметалла» блестящее.

Для контраста корреспондента «В» ознакомили еще с одним объектом былой советской славы - Хрустальненским ГОКом в пос. Кавалерово. Неописуемо громадное здание, расположенное как огромная лестница на сопку, размером, наверное, с пару десятков владивостокских «свечек», зияет пустыми глазницами окон, а производственную базу давно растащили на цветмет. Градообразующее предприятие, где трудилось порядка 5 тыс. работников, так и не нашло выхода в новых экономических условиях. А ведь сегодня олово, которое добывали и перерабатывали в этом месте, значительно выросло в цене, и тенденция эта продолжается. Чтобы вдохнуть вновь жизнь в это печальное место, нужны колоссальные инвестиции, которых в стране и без Хрустальненского ГОКа не хватает. Так что на рынке игроки существуют по теории Дарвина: выживает сильнейший.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна