Эстония, народный гнев и «продуктовые войны». Давайте сначала разберемся со своими памятниками
Бесспорно, негативная реакция на попытки каким-либо образом переписать или изменить историю возникает как на самом высоком, так и на обычном бытовом уровне. Особенно когда речь заходит о потерях и страданиях всего (тогда еще единого) советского народа в В
Все в России должно дойти до крайней точки. Чтобы «до основанья, а затем…». Удивительно, что во Владивостоке, изрядно уставшем от политических баталий «местного розлива», вдруг пробудился интерес к «эстонской теме». Захожу в супермаркет «24 часа», расположенный в районе площади Луговой. На стене висит объявление, в котором разъясняется – в связи с событиями на холме Тынисмяги по переносу памятника и перезахоронению праха советских воинов-освободителей руководство сети магазинов снимает все эстонские товары с реализации.
Бесспорно, негативная реакция на попытки каким-либо образом переписать или изменить историю возникает как на самом высоком, так и на обычном бытовом уровне. Особенно когда речь заходит о потерях и страданиях всего (тогда еще единого) советского народа в Великой Отечественной войне. Вроде бы давно все ходят в китайском, ездят на японском, а едят, что угодно, только не российское… А попробуй при этом тронь войну, только усомнись в подвиге советского солдата - каждый в драку. У одного отец погиб, у другого дядя пропал, а у третьих больше десятка родственников полегло за раз. Наболело, накипело, несмотря на то, что выросло уже три поколения.
Но почему-то самая яркая реакция возникает именно «на кухнях», в быту, в автобусных разговорах. И самое корректное: «Вот гады!». Решение руководства магазина похвально: «С глаз долой - из сердца вон!», да только вот без решения «сверху», без дипломатических заявлений, нот протеста, «персон нон грата» из числа эстонских политиков и предпринимателей, объявленных на самом высоком уровне, решения «бытового» уровня выглядят приниженными. Да, не нужно нас трогать накануне 9 Мая - мы в эту пору особенно злые. Но вот правителям нашим нужно быть активнее. И сообразительнее. Не нужно снимать эстонские товары с реализации. Если Россия считает себя правой - эти товары нужно НЕ ЗАКУПАТЬ! Пусть поищут рынок сбыта в странах Евросоюза, в который они радостно вступили, в котором они вроде как не на посылках, а на равных.
Правда, вторую сторону тоже не мешало бы выслушать. Даже не для того, чтобы проникнуться их идеологией. А для того, чтобы выучить «их» систему аргументации. Вот он - их герой, министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо, инициатор перезахоронения. Он же вроде бы только хорошего хотел. Всего-навсего - перезахоронить останки советских солдат на военном кладбище, туда же памятник перенести. Видите ли, спустя 63 года власти Эстонии поняли, что место «очень шумное» и «не обеспечивает покоя погребенных». Вот только рядовое в общем-то мероприятие приобрело характер «государственной тайны» (совещание по этому вопросу было закрытым) и было организовано аккурат к 9 Мая. В общем, даже с мертвыми советскими солдатами решено воевать спустя много лет под завесой секретности и с молчаливого согласия демократической Европы. И пока наш министр иностранных дел корректно заявляет о том, что перезахоронение праха солдат - кощунство, народ реагирует другими методами. Эстонские консервы или раздавить или не покупать! Или снять с продажи. «Бытовой» уровень оказывается выше государственного.
А тут еще как назло - скандал в Химках, где 19 апреля (в разгар эстонского скандала) местные власти разрыли братскую могилу шестерых летчиков, погибших при защите Москвы. Оказывается, город развивается, площадей не хватает, вот и решили перезахоронить. Местные активисты, восставшие против такого святотатства, по традиции получили дубинками по телу от родной милиции. Милиция права - нечего порядок нарушать. Активисты правы - нечего прах героев трогать ради коммерции. И вот тут оживились эстонские репортеры: ага, мол, у себя с прахом своих погибших разобраться не могут, а еще к нам лезут с претензиями!
«Мы, защитники Бронзового солдата в Таллине, не можем литературными словами передать, в какой «п…» сейчас находимся. Целый год работы пошел на свалку. Эстонцы теперь покажут всем, как они цивилизованно и красиво восхваляют фашизм. У нас есть серьезные подозрения, что это провокация кем-то была проплачена, это на руку эстонцам. Ваш главный администратор Химок Стрельченко В. В. должен быть сурово наказан, хоть он и парень симпатичный, но кто-то его серьезно подставил. А солдаты должны быть преданы земле в том же месте с почестями…» - вот такие комментарии дают в сети Интернет «наши», волею судеб оставшиеся «там». И вот результат. Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип вслед за событиями в Химках сделал заявление: «Эстония собирается как можно почтительнее поступить с останками и учесть все международные традиции и законы. Чтобы не повторилась печальная история неожиданно перенесенных останков из-под памятника в Москве, которые будут перезахоронены неизвестно когда и куда!».
Но это - глобальные проблемы, можно сказать, геополитические. А есть то, что у нас под боком. То, что не излечишь никакими «продуктовыми» войнами, потому что главный наш враг - это мы сами. Меняются правители, речи гремят медью и политики всех мастей бьют в литавры, а старое кладбище, расположенное во Владивостоке на стыке двух микрорайонов - Столетия и «БАМа», катастрофически ветшает, превращаясь в свалку. На уцелевших памятниках даты - 1890, 1900, 1910 годы рождения. И даты смерти - с 1945-го по 1973-й. Большинство из них знало войну не понаслышке. Они в той или иной степени - НАШИ ветераны. Они воевали и меньше жили тогда, чтобы мы жили сытнее сейчас. И чтобы вообще - ЖИЛИ.
Так почему же который год на это кладбище нет нормальной дороги (не то что асфальтовой - грунтовой!), а ветхозаветные памятники-пирамидки с красной звездой на шпиле приходят в негодность? Все реже и реже на родительский день приезжают туда люди: кто-то умер, кто-то переехал, кто-то не смог добраться. Могилы проваливаются, зарастают травой и кустарником - не каждый ведь знает, где похоронен прапрадед. А даже если захочешь найти - не сможешь: ни карты кладбища, ни сторожки, ни наказания за поставленные практически на самых могилах гаражи. А со всех сторон подпирают оградки заборы местных авторазборок и ремонтных мастерских. Это - не Эстония. Это - не «они». Это мы. Ругая «их» за 13 перезахороненных солдат, давайте не будем забывать ни о своих заброшенных кладбищах, ни о том, что не все те, кто полег на полях сражений на территории нынешней России в 1941-1945 годах, погребены до сих пор. Вот это - наш набат. И повод задуматься…
Автор: Александр Огневский Владимирович