Великая соотечественная. Дождется ли край переселенцев?

За громкими заявлениями о проведении во Владивостоке саммита АТЭС-2012 и объединении приморской столицы, Уссурийска и Находки в единый мегаполис как будто бы отошел на второй план другой не менее масштабный и амбициозный проект. Имеется в виду государстве

3 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2137 от 3 май 2007

За громкими заявлениями о проведении во Владивостоке саммита АТЭС-2012 и объединении приморской столицы, Уссурийска и Находки в единый мегаполис как будто бы отошел на второй план другой не менее масштабный и амбициозный проект. Имеется в виду государственная программа переселения соотечественников из-за рубежа в пределы РФ. Под соотечественниками понимаются в первую очередь русские или русскоязычные, оказавшиеся в результате распада СССР за границей РФ; предполагается, что данная программа поможет решить демографические проблемы дальневосточных территорий. Практический этап реализации этого проекта начинается уже в 2007 году. Тем не менее простое сопоставление цифр позволяет уже сегодня сделать вывод о том, что программа, еще не начав выполняться, уже потерпела фиаско.

Исхаковские миллионы

В начале февраля 2006 года президент Владимир ПУТИН своим распоряжением создал межведомственную рабочую группу во главе с помощником президента Виктором ИВАНОВЫМ по подготовке государственной программы «содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом». Сменивший незадолго до того Константина ПУЛИКОВСКОГО на посту полпреда президента в ДВФО Камиль ИСХАКОВ стал одним из заместителей Иванова. Проводя несколько дней спустя в Хабаровске свое первое заседание Совета при полпреде, Исхаков вспомнил столыпинские механизмы заселения Дальнего Востока: «Бесплатные десятины земель выдавались на определенное время. Дополнительные финансовые преференции, давали корову бесплатно. Необходимо хорошо забытое старое, наверное, вернуть».

Немного позже, в конце февраля, Интернет-издание Strana.ru опубликовало пространное интервью с Камилем Шамильевичем, в котором тот обильно цитировал работы Игоря РОМАНОВА - социолога с уссурийскими корнями, ныне работающего в Москве на госслужбе (доктор социологических наук Романов является научным руководителем проекта «Берег России» - www.beregrus.ru). Вот что говорил в этом интервью Исхаков: «Ключевыми участками социально-экономического развития могут быть территории юга Дальнего Востока - Амурская область, Хабаровский и Приморский края. В последнем в качестве площадки целевого заселения в большей степени подходит западная часть Приморья. Названный участок тянется от западного побережья озера Ханка до устья реки Туманной (Туманган), впадающей в Японское море». А в апреле 2006 года редкое российское СМИ не цитировало сенсационное заявление Камиля Исхакова о том, что на Дальний Восток планируется переселить около 18 млн. человек - то есть увеличить население ДВФО в четыре раза!

Добровольцы, шаг вперед!

Следующим этапом стало подписание президентом Путиным 22 июня 2006 года указа «О мерах по оказанию содействия по добровольному возвращению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом». Этим документом были утверждены госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в Россию и план мероприятий по ее реализации, а также образована специальная межведомственная комиссия, которая этим и должна заняться. Губернаторам субъектов РФ поручили до 1 января 2007 года представить на согласование в правительство соответствующие проекты региональных программ. Исключение в президентском указе было сделано для глав приоритетных для заселения регионов - Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областей. Им поручили представить аналогичные проекты уже к 1 сентября.

Приморский край вошел в приоритетную категорию «А» как «преимущественно стратегически важная для России приграничная территория, характеризующаяся сокращением численности населения». Это означает, что при переселении в Приморье участникам программы все льготы и гарантии будут предоставляться в полном объеме: компенсация стоимости проезда (купейным вагоном или самолетом в салоне экономкласса) и госпошлины за оформление документов, получение единовременного пособия на обустройство («подъемных»), а также право на ежемесячное пособие в случае отсутствия доходов от трудовой деятельности.

Когда полпред Камиль Исхаков 3 июля обсуждал с дальневосточными губернаторами вопросы выполнения президентского указа, прозвучала первая конкретная и более трезвая цифра. По оценкам на тот день, все три приоритетные дальневосточные территории - Приморье, Хабаровский край и Амурская область (они, во-первых, являются приграничными, что особенно остро ставит вопрос о национальной безопасности в контексте демографии, а во-вторых, отличаются относительно комфортными условиями проживания в отличие от Колымы или Чукотки) - смогут принять около 40 тысяч переселенцев из стран СНГ. Из этого числа экономически активными являются 13 тысяч, остальные - члены семей. Эти цифры совершенно не сопоставимы с 18 миллионами, о которых говорили вначале. Возможно, имелось в виду вообще приблизительное число русских вне РФ. Как бы то ни было, уже в середине июля на заседании созданной в Приморье межведомственной рабочей группы было сказано, что на первом этапе реализации программы в край будут привлечены 2 тысячи мигрантов, которых ждут сельхозпредприятия Спасского района и Артема.

В сентябре 2006 года на одном из заседаний коллегии при главном федеральном инспекторе в Приморском крае Сергее ЛОМАЕВЕ завотделом социально-трудовых отношений и демографии комитета по труду администрации Приморья Елена КРИВОРУЧКО сообщила: на первом этапе реализации программы, то есть в 2007-2008 годах, в Приморье приедут 2492 переселенца, а в 2009-2012 - еще 4300 (имеются в виду экономически активные люди - главы семей). Таким образом, всего в программе будут участвовать 6792 человека, с учетом их семей - 27168. Им предоставят рабочие места на «Боре», «Приморском ГОКе», в сельском хозяйстве, на будущих нефтяных объектах под Находкой и т. д. Благодаря программе, как было сказано на коллегии, «планируется уже к 2008 году компенсировать отток населения, а к 2012-му добиться положительного миграционного сальдо» (!). Практически эти же цифры с учетом некоторых корректив официально называются и сегодня. По крайней мере, 1 марта в ходе совещания, которое проводил премьер-министр Михаил ФРАДКОВ во Владивостоке, по рукам ходили проспекты с теми же формулировками, тогда как общая численность участников программы в них указывалась 26048.

Приморье - наиболее южный и самый населенный (относительно, конечно) регион Дальнего Востока и Забайкалья. Поэтому совершенно естественно, что именно Приморский край наиболее привлекателен для потенциальных мигрантов (вернее, наименее непривлекателен). По этой причине озвученное выше число ожидаемых переселенцев при всей своей незначительности - рекордное. Так, по сообщениям информагентств, Читинская область готова принять порядка 2500 человек, Амурская - около 4000 и т. п. Это отнюдь не много. Характерно, что в ноябре в Якутске на выездном заседании Совета при полпреде президента в ДВФО власти выразили озабоченность негативным образом Дальнего Востока, сложившимся в федеральных СМИ. «Такая ситуация, - сообщало агентство «ЯСИА», - вызывает тревогу у руководства округа, поскольку никак не способствует реализации программы переселения соотечественников на Дальний Восток». Во всем виновато телевидение?

Условия комфортного выживания

- У нас за последние годы от миллиона жителей осталось всего 880 тысяч, так что 4 тысячи - капля в море, - заявил некоторое время назад вице-губернатор Амурской области Александр ГОРДЕЕВ. - Поправить ситуацию может только принятие комплексных мер по обеспечению нормальной жизни коренных амурчан. Люди должны иметь хорошую работу, получать достойную зарплату и располагать возможностью построить или купить комфортное жилье. Тогда желающих уехать из области вряд ли будет много.

Хотя официальные лица Приморского края воздерживались от подобных откровенных заявлений, у нас ситуация совершенно аналогична: 26-27 тысяч предполагаемых переселенцев составляют всего 1,3 проц. от сегодняшнего населения края. При продолжающемся сегодня сокращении числа приморцев такой мизерный приток не только не решит проблему депопуляции, но вообще никак серьезно не повлияет на ситуацию. И это в Приморье, которое, повторим, в рамках ДВФО остается самым привлекательным регионом!

В феврале территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (Приморскстат) опубликовал официальное сообщение, согласно которому «численность постоянного населения края за 2006 год уменьшилась на 13,7 тысячи человек и на 1 января 2007 года составила 2005,8 тысячи человек. Сокращение населения происходило за счет как естественной (67,3 проц.), так и миграционной (32,7 проц.) убыли». 2006 год нельзя назвать из ряда вон выходящим с точки зрения демографических изменений. А это говорит о том, что вот-вот мы преодолеем (если уже не преодолели) важный, как говорится, психологический барьер. Вероятно, уже в первой половине 2007 года приморцев останется меньше 2 миллионов. Для компенсации естественной и миграционной убыли нужны цифры другого порядка, нежели 26 тысяч человек (на столько население Приморья уменьшается каждые два года), а для этого, в свою очередь, необходимо создавать комфортные условия жизни, которых сегодня на Дальнем Востоке нет. В Москву и другие развитые города западной части России едут без всяких госпрограмм - потому что человек ищет, где лучше. Именно поэтому количественные показатели программы близки к уровню статистической погрешности: кто и зачем поедет на Дальний Восток? Сегодня у нормальных активных людей для этого отсутствует веская мотивация. Они могут прекрасно найти себя в той же Москве и других городах. Если на Дальнем Востоке вдруг возникнет развитая экономика, появится действительно доступное жилье и вырастет уровень жизни, то никакой программы переселения не понадобится. Но имеющимися силами экономику не поднять. Получаем замкнутый круг, и по этой причине госпрограмма по переселению обречена уже сейчас.

Более того, непонятно, сколько фактически будет желающих «осваивать Дальний Восток» - даже с учетом всех преференций (кстати, далеко не фантастических). Об этом в декабре говорил на встрече с коллективом «В» председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор ГОРЧАКОВ: «Обещают оплату расходов по переезду, перевозу, «подъемные», ипотечные кредиты, но бесплатного жилья им никто не обещает! И это одна из причин, по которым переселенцы вряд ли сюда ринутся. Есть деликатный вопрос, который сейчас руководство наше не рискует поднимать. Я думаю, что нам не обойтись без китайцев, корейцев и вьетнамцев». Причем наиболее предпочтительным Виктору Горчакову кажется привлечение именно вьетнамских рабочих рук: Россия и Вьетнам не имеют общих границ, и вьетнамцы не считают Приморье своей исконной территорией…

В конце марта с критикой госпрограммы переселения выступил на «Круглом столе» в музее имени Арсеньева и другой весьма компетентный человек - директор Института региональных проектов Тихоокеанского центра стратегических разработок, кандидат экономических наук Юрий АВДЕЕВ. Он заявил, что проект носит «формально-рамочный характер»: оказывается, федеральный центр берет на себя лишь десятую часть затрат на обустройство потенциальных переселенцев, тогда как самыми дорогостоящими мероприятиями (обустройство рабочих мест и предоставление жилья) предлагается озадачить регионы. То есть, перефразируя известный афоризм, спасение Дальнего Востока - дело рук самих дальневосточников. На «Круглом столе» отмечалось, что в Приморье, где сегодня около 120 тысяч человек остро нуждается в жилье, такая переселенческая политика может вызвать социальное напряжение.

Возвращайся, кто может

Уже очевидно, что все это понимают и представители федеральной власти, перестав делать фантастические заявления о миллионах соотечественников и неостолыпинизме. Вот что, например, говорил полпред Камиль Исхаков (вспомните о прошлогодних 18 млн. человек) в самом конце декабря 2006 года по итогам заседания Совбеза РФ. Цитируем по пресс-релизу полпредства: «В среднем каждый день с Дальнего Востока уезжает 274 человека, а за 15 лет количество населения уменьшилось на 20 проц.», - сказал полпред… Отвечая на вопрос о программе возвращения соотечественников, Камиль Исхаков сообщил, что на Дальнем Востоке не ожидают приезда большого числа переселенцев из-за рубежа. «Прежде всего, нужно создать привлекательные условия, чтобы они ехали сюда», - подчеркнул дальневосточный полпред… «Мы больше рассчитываем на то, чтобы вернулись те, кто отсюда уехал», - признался полпред, добавив, что природа на Дальнем Востоке богатая, а экологическая обстановка очень хорошая. Расшифруем: за 15 лет с Дальнего Востока уехало 1,5 миллиона человек, сегодня здесь живет немногим больше 6 млн. На энтузиазм соотечественников из стран СНГ власти больше не надеются, рассчитывая теперь вернуть назад уроженцев Дальнего Востока (думаю, с куда большим энтузиазмом приморцы восприняли бы возвращение китайских торговцев на рынки). Завлечь их планируется ностальгическими чувствами, природой и экологией. Причем природа и экология хороши как раз потому, что ДВФО сегодня - пустынная территория с ничтожно малой демографической и экономической плотностью.

О первичности создания нормальных условий заявил по итогам декабрьского заседания Совбеза и губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН: он «подчеркнул, что реализация программы переселения в Россию, в том числе и на Дальний Восток, бывших соотечественников напрямую зависит от уровня комфортности жизни в регионе» (цитируем по пресс-релизу краевой администрации). Это отнюдь не откровение. И хорошо, что хотя бы в риторике государственных руководителей наметился новый подход к пониманию специфики Дальнего Востока.

Президент Владимир Путин, в 2002-м обнадеживший дальневосточников «преференциями», уже в феврале 2004 года фактически провозгласил отказ от таковых, публично заявив: «Поезжайте на Дальний Восток, там послушайте. Там многие считают, что им нужно заплатить только за то, что они там живут». Однако конец 2006 года ознаменовался очередным переходом к «новому мышлению»: в декабре президент провел заседание Совбеза по проблемам Дальнего Востока, в январе провел совещание во Владивостоке и создал госкомиссию по развитию ДВФО и Забайкалья во главе с премьер-министром. 1 февраля, отвечая на большой кремлевской пресс-конференции на соответствующий вопрос из зала, «несравненный Владимир Владимирович» представил в новой формулировке свой тезис пятилетней давности о преференциях: «Мы знаем о проблемах Дальнего Востока, и прежде всего это связано с тарифами на транспорт, на электроэнергию. Очень рассчитываю на то, что правительство будет напряженно думать и придет к определенным решениям, даже не очень рыночного характера. Но сегодня мы, думаю, должны пойти на некоторые, даже нерыночные решения для того, чтобы жизнь людей на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири ничем не отличалась по уровню, по качеству от качества жизни тех, кто проживает в европейской части. Мы можем и должны это сделать». Как далеко может простираться «нерыночность» мер - ведомо только самому президенту. Но при желании сюда можно подвести, например, создание особого таможенного режима (разрешение на льготный ввоз автомобилей, в том числе праворульных), преимущественную загрузку предприятий оборонки, дотирование тарифов, авиаперевозок и т. д. Иначе отток населения так и будет продолжаться, и его не сможет прекратить никакая государственная программа по переселению, которая, по сути, представляет собой борьбу не с причиной, а со следствием (все равно что доливать воду в дырявое ведро).

Приоритетный национальный PR-проект

Как сообщил в приватной беседе один из высокопоставленных приморских госчиновников, на самом деле проекты по переселению нужно рассматривать в контексте строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». В условиях, когда бюджет России напрямую зависит от нефтедолларов, восточный нефтепровод - диверсификация главного государственного бизнеса и выход РФ из зависимости от европейских партнеров. Но если труба все же дойдет до тихоокеанского побережья, сразу возрастет стратегическая значимость этой территории, на которой сейчас живет так катастрофически мало граждан РФ. Поэтому, страхуя европейского потребителя азиатским, Москва желает застраховать и восточный нефтепровод. Отсюда - и переселение, и саммит АТЭС, и слова первого вице-премьера Сергея ИВАНОВА об усилении Тихоокеанского флота. Хорошо, если так. Правда, в конце февраля глава Минпромэнерго Виктор ХРИСТЕНКО намекнул в Японии, что нефтепровод до Приморья может и не дойти, однако 1 марта во Владивостоке Михаил Фрадков это опроверг: Приморье, и точка. Правда, и Фрадков, и Христенко, и, страшно сказать, Путин уйдут явно раньше, чем нефтепровод дойдет (если дойдет) до Козьмино. А есть еще идеи провести-таки во Владивостоке саммит АТЭС-2012 и построить мегаполис. Не повторят ли эти инициативы судьбу госпрограммы по переселению?

И еще одна версия. Возможно, на востоке вообще изначально неправильно расценили программу по «оказанию содействия добровольному переселению в Россию» как попытку поднять ДВФО, а не как, предположим, чисто политическую пиар-акцию в рамках усиления российского влияния на постсоветском пространстве. В этом случае начавшиеся в 2006-2007 годах действия Кремля по развитию Дальнего Востока никак с госпрограммой не связаны. Здесь, кстати, примечательны слова Владимира Путина, сказанные им 15 января 2007 года на совещании с министрами: «Хочу напомнить принципы, которыми мы должны руководствоваться при осуществлении этой работы. Они заключаются в том, чтобы не заставлять людей, не «перетаскивать» их на территорию РФ любой ценой, не стимулировать отток русскоязычного населения из стран СНГ, а создать условия для тех, кто хочет вернуться в Россию. Дать людям возможность сделать осознанный выбор».

Итак, никаких столыпинских вагонов и 18 миллионов. Кто хочет - приезжайте. На то оно и «добровольное переселение». Хотя в нашей стране, как известно, куда больший успех всегда имело переселение принудительное.

Автор: Василий Авченко Олегович