С высоты птичьего полета. Настоящая аристократия появится в России через 300 лет, считает Александр Васильев

Знаменитый историк моды Александр Васильев во Владивостоке уже, можно сказать, свой человек. Приезжает к нам практически каждый год, и каждый его приезд - маленький подарок городу, будь то лекции по истории моды для всех желающих или выставки из личного с

27 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2136 от 27 апр. 2007
76959f9ea8ca216f4a9c2a6127c3e37c.jpg


Знаменитый историк моды Александр Васильев во Владивостоке уже, можно сказать, свой человек. Приезжает к нам практически каждый год, и каждый его приезд - маленький подарок городу, будь то лекции по истории моды для всех желающих или выставки из личного собрания мэтра. Благодаря любезности руководства галереи «Portmay», где, кстати, Васильев ежегодно проводит курсы этикета и хорошего вкуса для VIP-дам Владивостока, корреспондент «В» смог задать мэтру несколько вопросов. Заметим, что у руководства галереи и историка есть планы во время будущего кинофестиваля провести выставку «Эпоха Пушкина глазами Александра Васильева».

Летаю, а не ползаю

- Вы всегда общаетесь с аудиторией немного иронично.

- Конечно. Это помогает в жизни. Мне хотелось бы всегда воспринимать жизнь с легкостью, с иронией, с радостью и вовсе не хотелось бы грустить, потому что я родился в грустной стране. В России. Здесь люди все время боятся. После того, как я прожил 25 лет во Франции, побывал в 65 странах мира и в 25 из них поработал, понял, что самые боязливые - русские. Мы так привыкли жить под палкой, у нас так недавно отменили крепостное право (ведь колхозники получили паспорта в 60-е годы прошлого века, по сути, большевики заново закрепостили народ), что страх стал частью жизни.

Кстати, недавние события во Владивостоке показали, что бояться можно на любом уровне власти, никто ни от чего не гарантирован, никакой защиты общества, семьи, гражданина в России нет. У нас неблагополучная жизнь: люди боятся войти в подъезд, боятся за детей, за свои сбережения, боятся наркотиков и пенсии, старости и невыплаченной зарплаты, измены, власти, врачей и милиции. И у них есть причины для таких страхов! Это ощущение страха мне удалось в себе победить.

Я свободный человек. И отношусь ко всему происходящему в России, насколько это возможно, с высоты птичьего полета. Моя птичка, может быть, и не летает очень высоко, но все же летает, а не ползает. К счастью, у меня есть второй паспорт - французский, есть недвижимость за границей, я ее честно заработал, не украв ничегошеньки ни у какого государства - ни у России, ни у Франции, ни у Бельгии, где столько лет работал. Много работал: преподавание, бесконечные выставки, оформление спектаклей - больше 120 постановок! Кстати, во Владивосток я прилетел из Тбилиси, где уже без меня состоялась премьера балета «Лауренсия», который я оформил для Нины Ананиашвили.

Эта счастливая возможность парить и делает меня ироничным. В России мои знания очень востребованы. Кроме меня, эту целину никто не хотел вспахать. И во Владивостоке, который, скажем откровенно, не является центром ни мировой, ни российской, ни даже азиатской культуры, мои лекции так популярны. Именно потому, что люди здесь тянутся к прекрасному, испытывают дефицит подобной информации. Они хотят видеть красивые лица, платья, прически. Лекции - окно в огромный мир, толчок к новому развитию.

В России не будет антигламура

- И к такому понятию, как российская мода, вы тоже весьма иронично относитесь…

- Конечно! Россия в плену западной моды, но ее применение у нас чуть-чуть дикарское. Женщина в России часто не знает, как остановиться, и меньше всего у нее развито чувство меры. Мы безудержны в своей страсти, в этом - российский темперамент.

За рубежом в моде антигламур - показная небрежность, неухоженность, пятна, дыры… И это типично для весьма состоятельных людей - немодно выставлять напоказ свое богатство. В Россию же антигламур, мне кажется, не придет никогда. После стольких лет государственной неопрятности, после того, как люди вынуждены были годами носить одни и те же вещи, перелицовывать, донашивать, жить в условиях дефицита, сегодняшнее изобилие - это реванш, протест против советских времен.

- Можно ли сказать, что после революции в России погиб стиль?

- Скорее, вкус. Хороший тонкий вкус. Расцвел вкус мещанский. Физически была уничтожена аристократия - дворяне, высший свет, двор, офицерство, образованное купечество - Морозов, Станиславский, Рябушинский, Дягилевы… То, что пришло взамен, не могло создать хороший вкус. Да, были исключения - художники, поэты, ученые, но класс интеллигенции тоже потихоньку выбивался и стал мельчать. В результате победила воинствующая безвкусица, стиль купца, который разбогател, но не знает, что с этим делать. Это выражается в аляповатости, в дикарских выдумках, особенно это видно в интерьерах новых русских - от мраморных колонн до золоченых унитазов… Мы смеялись над малиновыми пиджаками, но далеко от них не ушли. Цвет поменялся, детали остались те же - блестящие мобильники, авто «с прибамбасами», яркая одежда у женщин и бесконечные крашенные в дичайшие цвета волосы, пластиковые ногти и ботоксные губы… В России никто не делит вкус и безвкусицу. Почему-то в журналах слова «красиво» и «ярко» стали синонимами. Почему? В чем связь?

- Скажите, где, на ваш взгляд, заканчивается безвкусица и начинается явная пошлость?

- Безвкусица может быть китчем, а он бывает уникальным. Пошлость же начинается там, где тиражирование, массовость.

- Как вы относитесь к программам типа «Снимите это немедленно»?

- У меня нет телевизора дома. Так что такой программы я просто не видел. У меня на это нет времени. В гостиницах по утрам включаю новости. Стараюсь смотреть «Евроньюс» или CNN, потому что там больше объективности. Если нет - смотрю 1-й канал или НТВ, «Россию». Но не стану смотреть «Снимите это немедленно», потому что не хочу не соглашаться с ее ведущими, нервничать… Вопрос ведь в том, а кто те люди, которые советуют…

- Чувствуете ли вы себя профессором Хиггинсом, когда ведете в нашем городе курсы?

- Каждый раз. И не только во Владивостоке. Кстати, в этом году ко мне пришло меньше учениц - вероятно, это связано с арестом мэра, и некоторые дамы не могут находиться вместе в одной комнате, очевидно, по экономико-политическим соображениям. Но те, кто приходит, слушают меня с интересом и очень благодарны. Потому что то, как выглядят сейчас те миллионерши, которые прослушали мой курс, и то, как они выглядели год назад, - это небо и земля. Они стараются найти индивидуальный стиль, не довольствуются массовкой и избитыми способами украшаться. Мне кажется, что это хорошо и что я делаю благое дело. В Красноярске у меня было 40 учениц. Были курсы в Самаре, в Петербурге. Но есть еще и «Школа Александра Васильева», которая проходит за границей. Скоро вывожу 35 русских дам-миллионерш в Венецию.

Должен сказать, что в Австралии, например, знают о моде ничуть не больше, чем в России. В США знают разве что голливудских звезд. Наиболее осведомлены в вопросах стиля и моды все же европейцы.

- Вы упомянули о поиске индивидуального стиля. Обрядиться в одежду известных марок - еще не значит стать стильной?

- Это означает, что вы стали обеспеченной, витриной богатства мужа или любовника. Вкус - это как музыкальный слух, либо есть, либо нет. Можно прививать. Но ребенок, которому развивают слух, все равно не станет солистом, он будет хорошо петь, но в хоре, Давидом Ойстрахом или Марией Каллас не станет. Рассчитывать на то, что вот прослушаю лекции и стану иконой стиля, - очень наивно. Так мыслят нувориши.

- Как вы относитесь к разговорам о том, что богатый человек не может быть духовно развит?

- Это абсолютно неверно! Был ли духовно нищ Третьяков? Или купец Бахрушин, собравший Театральный музей - один из лучших музеев России? Или Поль Гетти? Репин был богатым, востребован всю жизнь… Глубоким духом может быть и бедный, и богатый. Душа и деньги не связаны. Нельзя думать, что все богатые бездушны, а бедняки духовны. Я видел массу бедняков, пустых и неинтересных, которые бедны из-за своей лени и глупости, алкоголизма, безрукости, нежелания работать. Конечно, в России многие богатеи не слишком образованы и живут бездуховно. Но их внуки и правнуки будут гораздо лучше. Просто мы уничтожили одну элиту и сейчас наблюдаем, как рождается новая. Старой России понадобилась тысяча лет, чтобы огранить аристократию, сегодня, думаю, уйдет около трехсот…

Мои иконы - Рената и Изабель

- Знакома ли вам российская поп-музыка?

- Да, и она очень вульгарна по определению. Нашей культуре катастрофически не хватает классики. У нас очень мало, например, звезд оперы. Басков, к сожалению, стал поп-культурой, а Дмитрия Хворостовского в лицо не каждый знает. Оперных примадонн вообще нет, если не считать Образцову и Вишневскую, но они, согласитесь, уже в другой возрастной группе. Те, кто делает успехи, к сожалению, сразу уезжают на Запад, понимая, что в России шансов много меньше.

Мне не хватает на радио канала, который передавал бы классическую музыку - она лечит душу и дает возможность мыслить. Зато полно музыки для супермаркетов или то, что называют, непонятно почему, шансоном. Это же просто лагерные песни. Так бы и говорили.

- К поп-звездам часто применяют выражение «икона стиля».

- Да, это модное выражение. Но те, к кому его применяют… Анжелина Джоли - вовсе не икона стиля, она икона пластических операций. Очень плохая актриса, но красивая, все, что она умеет делать, - складывать губки бантиком. Но большего от нее и не требуется.

Если бы меня спросили, я бы назвал из западных актрис красивыми и стильными Изабель Аджани, Кристину Скотт-Томас, Мерил Стрип. В России - Ренату Литвинову, мою приятельницу, Алену Свиридову, Илзе Лиепа.

- Кстати, недавно Стрип сыграла в фильме «Дьявол носит Prada». Вы можете судить, насколько правдиво показан там мир моды?

- Очень правдиво. Он коварен и жесток, полон интриг. Ничего замечательного там нет. Но блестки манят…

- Как вам кажется, оказало ли влияние на моду японское аниме?

- Да, очень сильно. Особенно это видно в последних модных тенденциях причесок для мужчин. Темные волосы и длинная челка, закрывающая пол-лица по диагонали, - это как раз пришло из аниме. В частности, Дима Билан - пример подражания аниме.

Японская мода использует очень много национальных традиций в покрое одежды, в выборе тканей. При этом именно в Японии бешеное число жертв моды. Они главные потребители люксовых марок. 44 процента товаров класса «люкс» сбывается на Востоке. Мода живет для японцев и тайваньцев. Кстати, и Россия не отстает. Многие итальянские бренды «Роберто Кавалли» продают на русский рынок до 80 процентов товара. Если бы не русский покупатель, который стремится к аляповатому стилю в обуви, этот бренд не был бы таким успешным.

- Насколько мода успевает за ходом истории? //

- Мода очень ветрена и капризна, каждый модельер видит ее по-разному. Сейчас очевиден всплеск интереса к космосу. Китайцы готовятся заселять Луну, об этом сейчас говорят. Так что скоро в модных коллекциях будет много футуризма.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ