Ждет ли Приморье манна небесная? Или опять обманут?

Последний год оказался фантастически богат на грандиозные проекты развития Приморья: идеи президента и правительства сыплются как из рога изобилия – океанариум и нефтепровод, курорт мирового значения на острове Русском и национальный университет, игорная

20 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2132 от 20 апр. 2007
bf640576686cfbec449953df30aa8dd1.jpg

Последний год оказался фантастически богат на грандиозные проекты развития Приморья: идеи президента и правительства сыплются как из рога изобилия – океанариум и нефтепровод, курорт мирового значения на острове Русском и национальный университет, игорная зона и создание крупной городской агломерации «Владивосток - Находка - Уссурийск»…

На минувшей неделе во Владивосток приехал наш давний коллега, корреспондент японской газеты «Хоккайдо Симбун» Ке Яманобэ: наших соседей из Страны восходящего солнца, в том числе деловые круги, интересует - с чем связано такое пристальное внимание федеральных властей? И стоит ли приморцам (а также японским деловым партнерам) верить в серьезность намерений правительства?

Этот вопрос журналист Яманобэ-сан адресовал ученому - одному из опытных экспертов в области регионального развития Матвею Романову, заведующему лабораторией территориально-хозяйственных структур Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Разговор оказался крайне интересным и для всех нас, жителей Приморья.


~~Досье «В»
Матвей Тихонович РОМАНОВ принимал участие в разработке «Программы БАМа», «Долговременной государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья», в конце 1990-х годов – «Программы социально-экономического развития Приморского края», в последние годы - программы «Большой Владивосток».~~

- Российское правительство готово вложить в развитие Владивостока как минимум 100 млрд. рублей. Проведение саммита АТЭС - тоже амбициозный проект. Что все это означает? Неужели власти решили пробить «окно в Азию» и конкурировать в АТР?

- Увы, пока не совсем так. Федеральные власти по-прежнему в основном вкладывают средства в развитие европейской части страны, ориентируясь на сотрудничество с Европой и США. Дальний Восток остается регионом весьма умеренных федеральных интересов. Например, крупные городские агломерации планируется разместить в европейской части страны, и на зону Сибири и Дальнего Востока придутся только два из восьми запланированных, серьезные промышленные объекты - тоже. И все же объявленные дальневосточные проекты свидетельствуют: лед слегка тронулся… Если все пойдет так, как планирует федеральная власть, то это будет первым реализованным проектом развития региона Забайкалья и Дальнего Востока за последние 30 лет.

- А что, 30 лет не было никаких проектов?

- Проекты были, и весьма удачные, касающиеся промышленного, социального и демографического развития, их разрабатывали разные группы ученых, экономистов, чиновники назначали «ответственных»… Но все программы остались на бумаге! Причем если до 1970 года подобного рода масштабные государственные программы развития региона выполнялись не просто на сто процентов, но и с превышением, то после - ни одна из них не доведена до конца. Проект строительства БАМа выполнен лишь в транспортной части, более поздние - на единицы процентов. А с начала 90-х годов властям стало не до развития регионов, все занялись приватизацией, в Дальний Восток не было вложено ни копейки… Более того, даже из собранных в регионе налогов мы получали крайне урезанную долю в виде федеральных субвенций. Именно на эти годы пришелся главный удар по экономике и населению: регрессия достигла угрожающих масштабов. Уровень валового регионального продукта упал на 60 процентов. Население сократилось на 2 млн. человек (было 8,4 млн., стало 6,4 млн.), причем в основном за счет оттока. В последние годы экономика растет, но цифры так и не достигли уровня 90-го года.

- Судя по всему, федеральные власти оценили опасность ситуации и поняли, что Россия может потерять свои восточные территории?

- Да, опасность реальна. Пока наши территории деградировали, Китай, да и другие страны АТР достигали экономических рекордов. По оценке ООН, валовой внутренний продукт (ВВП) в США в 2006 году составил 13 трлн. долларов, а в Китае - уже 10 трлн. долларов. Население КНР за последнюю четверть века увеличилось на 330 млн. человек. В этих условиях Россия обязана что-то предпринимать! Тем более в государстве появились деньги. Да и дележка собственности вроде окончена - можно подумать о развитии…

~~Акцент
Сделать Владивосток столицей саммита АТЭС и построить туристические объекты – лишь часть программы. Гораздо важнее – развитие здесь высокотехнологичных промышленных объектов. ~~

- И что Москва предлагает? Думаю, традиционно успешный экспорт нефти, газа и других энергоресурсов? Эту вашу «козырную карту»…

- К счастью, не только. Есть перспектива, что в Приморье будет создана так называемая точка роста с высоким экономическим потенциалом. По крайней мере, речь в высших сферах идет именно об этом, а не о банальной продаже ресурсов. Создание подобного рода точек, или полюсов, роста в мире давно стало проверенной тактикой: когда средств в стране не слишком много, «размазывать» их тонким слоем по территориям - эффект небольшой. А полюс роста дает толчок развитию всех сфер и близлежащих территорий. Признаться, нам трудно будет соперничать с общепризнанными уже полюсами роста в АТР - Сингапуром, Пусаном и другими. Вот почему ученые предлагают в качестве идеи принцип взаимодополнения в регионе: нам нужно предлагать конкурентоспособный товар. Федеральные власти ставят задачу развития перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей, в том числе оборонных.

- Например?

- Детально программа развития будет ясна в ближайшее время. Минэкономразвития 22 марта объявило открытый тендер на разработку Концепции комплексного развития и управления прибрежной зоной южного Приморья и города Владивостока. Для подачи заявок отведены лишь март и апрель. И на создание проекта, очевидно, предоставят не больше трех месяцев: в министерстве исходят из того, что основа такой программы давно есть. Но уже сейчас есть весьма конкретные предложения, озвученные и премьером Фрадковым, и его первым замом Сергеем Ивановым. Сделать Владивосток столицей саммита АТЭС, построить туристический комплекс, деловой центр и океанариум на острове Русском - лишь небольшая часть плана, хотя и весьма значимая. Но не менее значимы: масштабное развитие дорог, мостов и скоростных магистралей (например, реконструкция трасс от Владивостока до Находки и Уссурийска), реконструкция аэропорта, большой объем жилищного строительства. Есть и перечень предприятий по Дальнему Востоку, которые должны быть созданы или возрождены, - в таких отраслях, как нефте- и газопереработка, стройиндустрия, гражданское судостроение (базой может быть завод «Звезда» в Большом Камне), военное и гражданское авиастроение в Комсомольске-на-Амуре и Арсеньеве, прочее машиностроение, развитие транспорта. И, конечно, энергетика. В том числе нефтяная труба из Сибири, в первую очередь, очевидно, на Дацин (КНР) - китайцы участвуют в проекте инвестициями и остро заинтересованы в поставках нефти, а затем - к Тихому океану. Конечно, на все запланированное 100 млрд. рублей явно не хватит - в планах привлечение средств по другим программам развития, денег регионов и зарубежных инвесторов. Более того, уже до принятия программы начнется строительство ряда объектов.

- Выходит, впереди Приморье и Дальний Восток ожидает настоящий экономический прорыв?

- Хотелось бы верить, тем более все проекты реальные и неплохие. Однако для Дальнего Востока, как самого молодого и слабо освоенного региона России (вспомним, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск освоены лишь около 150 лет назад), эти масштабы недостаточные.

- Матвей Тихонович, все проекты потребуют рабочих рук. Где ж их взять?

- Да, потребуется много работящих и умелых рук. Если руководствоваться только сиюминутными интересами, то для этих дел можно привлечь китайских и корейских рабочих - народ они работящий. Однако если думать о будущем, то лучше ориентироваться на русскоязычное население из республик СНГ, западных и южных регионов России, увольняющихся в запас военных. Привлечь их можно только при условии предоставления комфортного жилья и высокооплачиваемой работы. И в рамках всех проектов таких рабочих мест будет много. Интересы России в этом регионе стоят того. Достаточно вспомнить Косово: когда-то сербы разрешили албанцам селиться в этом регионе Сербии, и албанцы со временем «отблагодарили» гостеприимных сербов, изгнав их с родных земель с помощью сил НАТО. Так что население - это не только рабочие руки, но и фактор демографического контроля над собственной территорией.

В любом случае для всех этих масштабных программ средства у государства есть.

- От чего же зависит успех? Что вас теперь-то настораживает? Опасность воровства?

- Увы, наше население в последние 30 лет так часто обманывали, что недоверие и скепсис испытывают все дальневосточники поголовно. В такой неустойчивой ситуации все зависит только от политической воли высших чиновников, начиная с президента. Будет воля - проекты станут реальностью. А если нет… В такую мрачную перспективу даже заглядывать не хочется. Ну когда-то же страна и власть должны сделать правильный шаг.

Автор: Марина Ивлева Сергеевна