Интервью журналиста «В» Андрея ХОЛЕНКО с генеральным директором лизинговой компании «Владхлеб» Геннадием ЛЫСАКОМ о развитии хлебопекарной промышленности в Приморье

Интервью журналиста «В» Андрея ХОЛЕНКО с генеральным директором лизинговой компании «Владхлеб» Геннадием ЛЫСАКОМ о развитии хлебопекарной промышленности в Приморье

4 сент. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №213 от 4 сент. 1997
Интервью журналиста «В» Андрея ХОЛЕНКО с генеральным директором лизинговой компании «Владхлеб» Геннадием ЛЫСАКОМ о развитии хлебопекарной промышленности в Приморье

- В 1996 году сменилась форма собственности предприятия, появились новые учредители, которые посмотрели на его деятельность свежим взглядом, и все это привело к смене руководства. Это не говорит о том, что прежнее руководство работало плохо - предприятие держалось на плаву. Но нужен был свежий взгляд для того, чтобы начать развиваться.

- Что собой представляло тогда АО «Владхлеб» как акционерное общество и как предприятие?

- Практически то же, что и сегодня. Уставный капитал АО «Владхлеб» сегодня составляет 11,88 млрд. рублей, стоимость основных фондов - 11 млрд. рублей, ежемесячная выручка - около 9 млрд. рублей, производственная мощность - 60 тонн хлеба в сутки, численность персонала - 680 человек, размер последних дивидендов - 100 000 рублей на 1000-рублевую акцию. На фондовой бирже акции АО «Владхлеб» пока не обращаются.

За последние 10-15 лет техническое перевооружение на предприятии не производилось - по крайней мере, те, кто работает на хлебозаводе по 10-15 лет, не помнят, когда была реконструкция. Оборудование было изготовлено в основном в 50-е и даже в 40-е годы. Сам хлебозавод существует с начала века, и здания с тех пор не реконструировались. Так что если бы мы не занялись завтрашним днем, то у нас не было бы и настоящего.

- Но ведь еще совсем недавно хлебокомбинат состоял в отрасли со строго вертикальной структурой управления, где все жестко планировалось - в том числе и техническое перевооружение.

- Если заглянуть в предысторию, то вопрос стоял так: построим завод на 28 км, закроем старый завод и произведем его реконструкцию. Тот завод построили, он не вышел на производственную мощность. Одновременно на новом заводе установили самую современную линию по производству макарон, которая должна была обеспечивать всю Сибирь и Дальний Восток. Сейчас эта линия стоит, по бумагам отчитались, что капиталовложения освоены, а на реконструкцию денег просто не хватило. Старый же завод остался при своих проблемах.

- Одним из первых шагов в развитии АО «Владхлеб» стало создание одноименного торгового центра и собственной торговой сети. Можно ли уже говорить о том, что создание ТЦ «Владхлеб» дало положительный экономический эффект?

- Как это часто бывает: новое - это хорошо забытое старое. Раньше торговлей хлебом в городе занимался горхлеботорг, но после того как во Владивостоке прошла приватизация и хлебные магазины были распроданы, распалась и единая система снабжения города хлебом. Кстати, в Хабаровске в отличие от Владивостока сохранили все хлебные магазины.

Так вот, мы сразу же столкнулись с отсутствием собственной торговой сети: большая дебиторская задолженность, отсутствие оперативной информации о потребительском спросе. Мы просчитали и решили вернуться к старой форме, разрушенной непонятно для чего.

Что дает нам сегодня ТЦ «Владхлеб», который имеет в своем составе более 30 торговых точек? Прежде всего снизить многомиллионную дебиторскую задолженность. Лучше изучать спрос населения на ту или иную продукцию. Более квалифицированно подходить к обеспечению хлебом жителей города. Быть визитной карточкой АО «Владхлеб» перед жителями города. А вообще торговля - это тот барометр, который позволяет оценивать всю предшествующую работу.

Но создав собственную торговую сеть, мы не потеряли и прежних наших оптовых покупателей. Сегодня через ТЦ мы продаем до 25 процентов продукции АО «Владхлеб», а к концу года намерены увеличить продажу хлебных изделий через магазины ТЦ за счет увеличения выпуска, а не сокращения числа старых партнеров.

- Создание собственной торговой сети наверняка заставило задуматься о расширении ассортимента хлебобулочных изделий. Позволяет ли существующая производственная база значительно расширить ассортимент и улучшить качество хлеба и мучных изделий?

- К сожалению, нет, поэтому мы и создали лизинговую компанию (ЛК) «Владхлеб», которая занялась техническим и технологическим переоснащением АО «Владхлеб».

У нас сегодня качество хлеба лучшее во Владивостоке - это мы подтвердим не только сертификатами, но и отзывами покупателей. Но сегодня выпекать хлеб лучшего качества на устаревшем морально и физически оборудовании невозможно. Опыт других стран свидетельствует: качество не может быть бесплатным. Если в Финляндии при цене муки в два раза дешевле, чем у нас, хлеб стоит в 8-10 раз дороже нашего, то это говорит о том, что приличная часть стоимости хлеба содержит стоимость основных фондов. У нас же стоимость основных фондов мизерная, а выпустить качественный хлеб практически не на чем - невозможно.

Сейчас мы заканчиваем составление плана технического перевооружения, который предполагает несколько этапов развития до 2000 года.

- Что вы предполагаете сделать?

- На первом этапе реконструкции предполагаем закупить 8-10 мини-пекарен в полном комплекте: приготовление мучных смесей, приготовление теста, замораживание теста, приготовление полуфабрикатов, выпечка изделий. Оборудуем несколько магазинов и наладим выпуск мелкоштучных хлебобулочных и слоеных изделий.

На втором этапе закупим оборудование для выпечки изделий массового спроса - подового хлеба и батонов.

Параллельно ведем работу по приобретению собственного автотранспорта. Если бы мы пользовались чужим транспортом, то каждая булка хлеба обошлась бы на 200 рублей дороже. И покупаем мы не подержанные автомобили, а разместили заказ на 50 хлебовозок на заводах «Hyundai» в Южной Корее. Фургоны готовятся по нашему проекту - внутри отделаны нержавеющей сталью, выдерживают специальный температурный режим. Многие горожане, наверное, уже видели желто-синие автофургоны на улицах Владивостока, и это не только лицо фирмы, но и качество изделий - хлеб попадает в магазины с пылу с жару. А с другой стороны - расходы на доставку хлеба стали значительно меньше, нежели привлеченным предприятием.

Но мы намерены пойти еще дальше: сегодня определяемся с инвесторами по поводу приобретения мельницы, что позволит нам снизить издержки на приобретение муки. Казалось бы, зачем идти на такие затраты, если в городе и без того имеются две мельницы? К этому вынуждают неконструктивная позиция наших смежников и собственные экономические расчеты. По нашим расчетам, затраты окупятся за 1,5 года.

- Кто в мире является технологическим лидером в сфере хлебопечения и следует ли российским хлебопекам ориентироваться на зарубежный опыт?

- Хлеб, выпеченный в Финляндии, не черствеет и не плесневеет минимум две недели - такой опыт не грех применить и у нас. По хлебопекарному оборудованию сегодня «законодателем» является Германия - лучшие печи выпускают там. Да, они дороже, но экономить на этом нельзя. Например, в Санкт-Петербурге крупнейшее предприятие - «Хлебный дом» - по предложению финансистов решило сэкономить: приобрело германскую линию и две итальянские, которые были вдвое дешевле. Германская линия за полгода работы себя уже окупила, а итальянские линии, срок пуска которых намечался одновременно с германской - в феврале, до сих пор еще не работают.

- Но само по себе оборудование - это мертвое железо, и чтобы оно принесло эффект, нужны новые технологии, рецепты, нужно обучить персонал.

- Очень хороший вопрос. Мы сегодня параллельно с работой по реконструкции предприятия создаем центр исследований, новых технологий и маркетинга. Предполагаем, что создание центра обойдется приблизительно в 1 млрд. рублей. Этот центр будет иметь в своем составе не только оборудование для проверки качества хлеба - начиная с качества зерна, но и линию по приготовлению хлеба, то есть свой мини-завод.

Вообще же все новое оборудование мы покупаем с новыми технологиями. Наши технологи в обязательном порядке выезжают на заводы-изготовители и на месте отрабатывают рецептуры, приемлемые для российских условий. И мы рассчитываем на то, что наше технологическое оснащение должно идти впереди технического переоснащения.

- Серьезное техническое переоснащение потребует столь же серьезных финансовых затрат. За счет каких источников предполагается финансировать ваш проект?

- Согласно плану реконструкции в 1998 году нам необходимо освоить капиталовложения в размере 12 млрд. рублей, в 1999 году - 40 млрд. рублей, в 2000 году - 26 млрд. рублей.

Если это делать за счет прибыли предприятия, то вместо 764 рублей налоговых платежей на булку хлеба, которые мы заплатили в прошлом году, нам пришлось бы платить 1800 рублей. Тогда бы цена хлеба поднялась бы минимум на 1000 рублей.

Но мы пошли по другому пути и создали лизинговую компанию. Приобретая оборудование и сдавая его в лизинг АО «Владхлеб», мы получаем отсрочку платежей на 3-5 лет за счет кредитных линий банков, и платежи эти относятся не на прибыль, а на себестоимость. Более того, это позволит снизить налоговые платежи с 764 рублей за булку хлеба до 300-400 рублей. И я считаю, что это социально справедливо.

В прошлом году мы заплатили за каждую булку хлеба 764 рубля налогового сбора. В расчете на одного работающего платежи составили 34 млн. рублей. Если бы все предприятия города заплатили в бюджет столько же, это составило бы 16 трлн. рублей. Приобретение нового оборудования позволит не только улучшить качество изделий, но и увеличить их количество, поэтому общая сумма наших налоговых платежей либо останется прежней, либо увеличится.

- Собираетесь ли вы обойтись вообще без помощи местной власти либо рассчитываете на бюджетные дотации?

- Хлеб всегда был дотационным. Но сегодня рассчитывать на какие-то дотации или налоговые льготы - значит впустую потратить время в хождении по различным инстанциям.

Очень интересные подходы демонстрируют правительства Москвы и Санкт-Петербурга к решению проблем хлебной отрасли. В Москве, например, существует специальная лизинговая компания «Мосхлеб», которая финансируется правительством Москвы. Лизинговая компания закупает оборудование и отдает его в лизинг предприятиям, которые в нем нуждаются. И все расходы предприятия на такое переоснащение относятся на себестоимость продукции. Таким образом, правительство Москвы решает сразу две задачи: обеспечивает население качественным социально значимым продуктом, создает рабочие места. Более того, если хлебопекарное предприятие тратит средства на собственную реконструкцию, то вся прибыль остается в его распоряжении.

Недавно был опрос мэров городов, участников Ассоциации сибирских городов, и большинство из них на вопрос «С чего начинается ваш рабочий день?» ответили: “С решения проблем обеспечения города хлебом”. Во Владивостоке, к сожалению, в последнее время городская власть не занимается решением проблем хлебопекарной промышленности. Но если бы была соответствующая поддержка местных органов власти, то мы сделали бы взаимовыгодное дело - прежде всего для жителей города и для авторитета тех людей, которые находятся сегодня у власти.

- И в заключение главный вопрос - о цене на хлеб. Если хлеб всегда был дотационным продуктом и при этом его цена в 8-10 раз была ниже мировой, то в условиях отсутствия дотаций и предстоящих миллиардных расходов на реконструкцию производства наверняка цена должна стать экономически обоснованной. Когда хлеб во Владивостоке подорожает и насколько?

- Наша низкая цена на хлеб - это вообще необъяснимый феномен. Булка хлеба стоит 3400 рублей, а килограмм воды, которую получают на Второй Речке - 6000 рублей. Литр молока покупают на селе за 2000 рублей, а продают его после переработки за 7500 рублей. Килограмм мяса сегодня покупают в Китае за 10-12 тысяч рублей, а продают в виде изделий за 40-50 тысяч. То есть нормативная стоимость обработки сырья в других пищевых отраслях составляет 300-400 процентов. А в хлебопекарной промышленности - 20-30 процентов. И в один несчастный день это провалится - хлеб резко подорожает. Я же за то, чтобы цена выравнивалась постепенно.

Во Владивостоке сегодня цена на хлеб должна быть выше, чем в Омске, Томске и Новосибирске, - это скажет любой экономист - за счет разницы в энерготарифе плюс стоимость железнодорожных перевозок. Если говорить конкретно, то цена на хлеб должна установиться в размере 5000 рублей за булку. Пусть я говорю не те слова, которые хотелось бы слышать, но это реальность, и все мы скоро с ней столкнемся. Ведь дешевым может быть только некачественный товар. Вкусный хлеб дешевым не бывает...

Автор: - Новый этап развития АО «Влад-хлеб» начался со смены его руководства. Когда это произошло и почему